г. Красноярск |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А33-10076/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" декабря 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.
при участии:
от заявителя (публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"): Лазаревой Ю.В., представителя на основании доверенности от 29.07.2015 N 00/215, паспорта;
от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Куштысевой Е.В., представителя на основании доверенности от 30.10.2015 N 69, служебного удостоверения;
от третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети Сибири".): Ноздрина Д.И., представителя на основании доверенности от 03.09.2015 N 8, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" августа 2015 года по делу N А33-10076/2015, принятое судьей Ивановой Е.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (наименование приведено в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации - публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири") (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, г. Красноярск) (далее - ОАО (ПАО) "МРСК Сибири", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965, г. Красноярск) (далее - Красноярское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 07.04.2015 по делу N 057-10-15.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Электрические сети Сибири" (ИНН 2460235372, ОГРН 1122468002887, г. Красноярск) (далее - ООО "Электрические сети Сибири", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2015 года по делу N А33-10076/2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ПАО "МРСК Сибири" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) общество ссылается на то, что антимонопольный орган и суд первой инстанции исходили из формального наличия у общества обязанности по подписанию дополнительного соглашения к договору оказания услуг и запрета, установленного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на уклонение от подписания договоров; суд первой инстанции не исследовал вопрос о намерениях и целях, которые преследовало ООО "Электрические сети Сибири", заключая договоры аренды имущества в течение регулируемого периода, не проверялись мотивы, по которым третье лицо требовало от общества подписания дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии, не исследовались причины, по которым общество уклонялось от подписания данного дополнительного соглашения.
По мнению заявителя, цели, которые преследовало ООО "Электрические сети Сибири", заключая договоры аренды имущества в течение регулируемого периода и последующие требования к заявителю о подписании дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии, являются противоправными, поскольку направлены на получение дополнительного дохода от потребителя эклектической энергии, неучтенного в необходимой валовой выручке данной сетевой компании в 2014 году, и причинения материального ущерба ПАО "МРСК "Сибири", который возникнет вследствие прекращения поступления денежных средств от потребителя электрической энергии и частичной компенсации его ООО "Электрические сети Сибири" на основании индивидуального тарифа. ПАО "МРСК "Сибири", уклоняясь от подписания дополнительного соглашения к договору, действовало в рамках самозащиты гражданских прав. Кроме того, отсутствие заключенного дополнительного соглашения между смежными сетевыми организациями не может лишать возможности одной из них получать денежные средства по котловым тарифам за фактически оказанные потребителям услуги. Следовательно, отсутствие подписанного дополнительного соглашения не может нарушать имущественные права ООО "Электрические сети Сибири", в том числе являться обстоятельством, препятствующим осуществлению перетока электрической энергии.
В судебном заседании представитель ПАО "МРСК "Сибири" поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к ней.
Представитель Красноярского УФАС России в судебном заседании доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения) не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Электрические сети Сибири" в судебном заседании поддержал позицию антимонопольного органа по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО "Электрические сети Сибири" на действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в уклонении от внесения изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012 N 18.2400.558.12.
Антимонопольный орган на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" вынесло ОАО "МРСК Сибири" предупреждение от 09.04.2014 N 5845, которым указало на необходимость прекратить уклонение от внесения изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012 N 18.2400.558.12, заключенный с ООО "Электрические сети Сибири", и рассмотреть письмо заявителя (от 18.08.2014 N 242) в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также осуществить необходимые действия, направленные на подписание дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Приказом Красноярского УФАС России от 03.03.2015 N 94 в отношении ОАО "МРСК Сибири" возбуждено дело N 057-10-15, при рассмотрении которого антимонопольным органом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Между ООО "Электрические сети Сибири"и ОАО "Красноярскэнергосбыт" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи электрической энергии от 29.12.2012 N 016/3-191.
Между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Электрические сети Сибири" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012 N 18.2400.558.12.
Согласно представленным ООО "Электрические сети Сибири" документам, между ТСЖ "Северные ворота" и заявителем заключен договор аренды оборудования от 04.02.2014 N 3, в соответствии с которым ООО "Электрические сети Сибири" передано во временное возмездное владение и пользование оборудование электротехнического назначения электросетевого хозяйства, расположенного по адресу:
г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 64а.
В соответствии с актом приема-передачи к указанному договору аренды от 04.02.2014 ООО "Электрические сети Сибири" принято указанное в договоре оборудование.
ООО "Электрические сети Сибири" обратилось в адрес ОАО "МРСК Сибири" с письмом (от 15.04.2014 N 109), в котором просило ОАО "МРСК Сибири" подписать дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по передаче электрической энергии о внесении изменений в части состава точек присоединения в связи с принятием заявителем объектов электросетевого хозяйства на праве аренды.
В своем ответе (исх.N 1.3/03/6747-исх от 23.04.2014) ОАО "МРСК Сибири" указало заявителю, что в связи с принятием ООО "Электрические сети Сибири" части объектов электросетевого хозяйства ТСЖ "Северные ворота" сторонам необходимо оформить документы о границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в соответствии с требованиями действующего законодательства.
30.06.2014 между ООО "Электрические сети Сибири" и ТСЖ "Северные ворота" заключено дополнительное соглашение N 5 к договору аренды оборудования от 04.02.2014 N 3, об изменении пункта 2.1 договора аренды в части включения дополнительных объектов электросетевого хозяйства (т.е. электросетевое оборудование было получено на праве аренды в полном объеме).
ООО "Электрические сети Сибири" обратилось в адрес ОАО "МРСК Сибири" с письмом (от 18.08.2014 N 242), в котором вновь просило подписать дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по передаче электрической энергии о внесении изменений в части состава точек поставки в связи с принятием заявителем объектов электросетевого хозяйства на праве аренды. С указанным письмом заявителем направлена копия дополнительного соглашения N 5 к договору аренды оборудования от 04.02.2014 N 3.
ОАО "МРСК Сибири" сообщило ООО "Электрические сети Сибири" (письмо от 16.09.2014 N 13/03/15818-исх) о необходимости внесения изменений также в приложение N 9 к договору на оказание услуг по передаче электрической энергии, а также указало, что после оформления со стороны ОАО "МРСК Сибири" перечня межсетевой координации, дополнительные соглашения, направленные заявителем, будут подписаны и направлены в адрес ООО "Электрические сети Сибири".
На момент истечения срока исполнения предупреждения, выданного Красноярским УФАС России от 04.12.2014, ОАО "МРСК Сибири" не было предпринято мер для разрешения вопроса о внесении изменений в договор N 18.2400.558.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012, заключенный между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Электрические сети Сибири", дополнительное соглашение, направленное ООО "Электрические сети Сибири", ОАО "МРСК Сибири" не подписано, соответствующие изменения в части точек подключения в договор не внесены.
Комиссия Красноярского УФАС России решением от 07.04.2015 N 057-10-15 признала ОАО "МРСК Сибири" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части уклонения от внесения изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012 N 18.2400.558.12 в части состава точек поставки электрической энергии в связи с принятием ООО "Электрические сети Сибири" 01.07.2014 на праве аренды объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ТСЖ "Северные ворота".
Предписанием от 07.04.2015 N 057-10-15 комиссия Красноярского УФАС России обязала ОАО "МРСК Сибири" прекратить нарушение антимонопольного законодательства и в срок до 18.05.2015 рассмотреть обращение ООО "Электрические сети Сибири" (от 18.08.2014 N 242) в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ОАО "МРСК Сибири", полагая, что указанные решение и предписание от 07.04.2015 по делу N 057-10-15, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, статье 22, подпунктам "е", "ж" и "и" пункта 2 части 1 статьи 23, пункту 1 статьи 39, пунктам 2, 4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) оспариваемые решение и предписания вынесены уполномоченным органом в пределах компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Исходя из позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ОАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.
Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ему электрических сетей.
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26.03.2006 N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с абзацем 1 части 4 статьи 26 указанного Федерального закона в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энерго принимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 36 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Постановление от 27.12.2004 N 861) сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.
Пунктом 38 указанного Постановления N 861 установлены основные требования к содержанию договора, заключенного между смежными сетевыми организациями, в том числе указано на то, что договор должен содержать следующие существенные условия:
а) величина максимальной мощности, в пределах которой соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в соответствующей точке поставки; б) ответственность сторон договора за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон; б(1) величина заявленной мощности, определяемая по соглашению сторон; в) порядок осуществления расчетов за оказанные услуги с учетом положений пункта 41 настоящих Правил; г) технические характеристики точек присоединения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сторонам договора, включая их пропускную способность; д) перечень объектов межсетевой координации с указанием в нем для каждого объекта стороны, выполняющей изменения (согласующей выполнение изменений) его эксплуатационного состояния, а также порядка обеспечения координации действий сторон при выполнении таких изменений и ремонтных работ с учетом Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт из эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2007 N 484; е) согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике организационно-технические мероприятия по установке устройств компенсации и регулирования реактивной мощности в электрических сетях, являющихся объектами диспетчеризации соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в пределах территории субъекта Российской Федерации или иных определенных указанным субъектом территорий, которые направлены на обеспечение баланса потребления активной и реактивной мощности в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (при условии соблюдения производителями и потребителями электрической энергии (мощности) требований к качеству электрической энергии по реактивной мощности); ж) обязанности сторон по соблюдению требуемых параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, режимов потребления электрической энергии, включая поддержание соотношения потребления активной и реактивной мощности на уровне, установленном законодательством Российской Федерации и требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также по соблюдению установленных субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике уровней компенсации и диапазонов регулирования реактивной мощности; з) порядок взаимодействия сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии и (или) которая имеет техническую возможность осуществлять в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении такого потребителя, с сетевой организацией, имеющей договор в отношении энергопринимающих устройств этого потребителя, в процессе введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении такого потребителя электрической энергии, а также ответственность за нарушение указанного порядка.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, ООО "Электрические сети Сибири" обратилось в адрес ОАО "МРСК Сибири" с письмом от 15.04.2014, в котором просило ОАО "МРСК Сибири" подписать дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по передаче электрической энергии о внесении изменений в части состава точек присоединения в связи с принятием заявителем объектов электросетевого хозяйства на праве аренды (на основании аренды оборудования от 04.02.2014 N 3, заключенного с ТСЖ "Северные ворота").
В своем ответе (исх.N 1.3/03/6747-исх от 23.04.2014) ОАО "МРСК Сибири" указало заявителю, что в связи с принятием ООО "Электрические сети Сибири" части объектов электросетевого хозяйства ТСЖ "Северные ворота" сторонам необходимо оформить документы о границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ООО "Электрические сети Сибири" обратилось в адрес ОАО "МРСК Сибири" с письмом от 18.08.2014, в котором вновь просило подписать дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по передаче электрической энергии о внесении изменений в части состава точек поставки в связи с принятием заявителем объектов электросетевого хозяйства на праве аренды в полном объеме.
На указанное обращение ОАО "МРСК Сибири" сообщило ООО "Электрические сети Сибири" (письмо от 16.09.2014 N 13/03/15818-исх) о необходимости внесения изменений в приложение N 9 к договору на оказание услуг по передаче электрической энергии, а также указало, что после оформления со стороны ОАО "МРСК Сибири" перечня межсетевой координации, дополнительные соглашения, направленные заявителем, будут подписаны и направлены в адрес ООО "Электрические сети Сибири".
С 16.09.2014 какие либо меры по внесению изменений в договор ОАО "МРСК Сибири" не предпринимало. При этом, из содержания письма ОАО "МРСК Сибири" от 16.09.2014 не усматривается необходимость принятия ООО "Электрические сети Сибири" каких-либо мер, направленных на внесение изменений в договор на передачу электроэнергии в части состава точек поставки.
Письмом от 16.01.2015 (N 1.3/03/354-исх) ОАО "МРСК Сибири" сообщает ООО "Электрические сети Сибири", о том, что между ОАО "МРСК Сибири" и ОАО "Красноярскэнергосбыт" в отношении потребителя ТСЖ "Северные ворота" заключен и действует договор оказание услуг по передаче электрической энергии.
ОАО "Красноярскэнергосбыт" не обращалось за исключением из договора оказания услуг по передаче электрической энергии точек поставки электрической энергии в сети ТСЖ "Северные ворота". В связи с указанным, внесение изменений в вышеуказанный договор оказания услуг по передаче электрической энергии по объектам электросетевого хозяйства ТСЖ "Северные ворота" приведет к необоснованному получению ОАО "МРСК Сибири" двойной оплаты за оказанные услуги по передаче электрической энергии в отношении одной точки поставки электрической энергии, ОАО "МРСК Сибири" имеет возможность подписать направленное заявителем дополнительное соглашение после внесения изменений в договор с ОАО "Красноярскэнергосбыт" по исключению точки поставки в отношении ТСЖ "Северные ворота".
Согласно пункту 2.3 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012 N 18.2400.558.12, в случае, если после заключения договора произойдет изменение точек присоединения и существенных условий, указанных в пункте 2.2 договора, указанные изменения производятся в соответствующих приложениях к договору путем оформления дополнительных соглашений к настоящему договору в срок 5 (пять) рабочих дней.
Таким образом, стороны разрешают вопрос о внесении изменений в договор на оказание услуг по передаче электроэнергии самостоятельно, условия о внесении соответствующих изменений в договоры с иными лицами договор не содержит.
В соответствии с пунктом 3.2.7 договора оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи электрической энергии от 29.12.2012 N 016/3-191, заключенного между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и ООО "Электрические сети Сибири", при увеличении (уменьшении) количества объектов электросетевого хозяйства "сетевой организации" гарантирующий поставщик обязан возмещать расходы на их эксплуатацию после включения данных затрат в тариф гарантирующего поставщика, сетевой организации и внесения соответствующих изменений в договор.
Указанные изменения в договор вносятся при предоставлении: акта приема-передачи объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, составленного и подписанного при обязательном участии представителей обеих сторон, акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон с потребителем, смежной сетевой организацией и других необходимых документов в соответствии с действующим законодательством.
Из указанных положений следует, что сетевая организация сообщает гарантирующему поставщику об изменении точек поставки, подтверждая изменения соответствующими документами.
То есть, при внесении изменений в части состава точек поставки в договор необходимо сообщить гарантирующему поставщику о включении в договор на оказание услуг по передаче электрической энергии точек поставки и об исключении из договора на оказание услуг по передаче электроэнергии, аналогичных точек поставки для осуществления гарантирующим поставщиком соответствующих расчетов за оказание услуг по передаче электрической энергии.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с доводом антимонопольного органа о несостоятельности довода ОАО "МРСК Сибири" о возможности подписания направленного заявителем дополнительного соглашения после внесения изменений в договор с ОАО "Красноярскэнергосбыт" по исключению точки поставки в отношении ТСЖ "Северные ворота" после соответствующего обращения гарантирующего поставщика в адрес ОАО "МРСК Сибири".
Кроме того, антимонопольный орган указывает на то, что ОАО "Красноярскэнергосбыт" были представлены обращения ООО "Электрические сети Сибири" в адрес гарантирующего поставщика за внесением изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи электрической энергии N 016/3-191 от 29.12.2012 в связи с изменением состава точек присоединения (от 08.04.2014 N 103; от 15.04.2014 N ПО, от 09.06.2014 N 171, от 13.02.2015 N 41), в ответ на которые ОАО "Красноярскэнергосбыт" указало на необходимость для внесения соответствующих изменений представления документов, в том числе урегулирования вопроса в части состава точек присоединения с сетевой организацией, то есть с ОАО "МРСК Сибири".
ООО "Электрические сети Сибири" является сетевой организацией, между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Электрические сети Сибири" заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии, который в настоящее время действует. ООО "Электрические сети Сибири" соответствует всем признакам сетевой организации.
Договором на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенным между ООО "Электрические сети Сибири" и ОАО "МРСК Сибири" предусмотрен пятидневный срок на внесение изменений в договор в части точек поставки.
Таким образом, бездействие ОАО "МРСК Сибири", выразившееся в не оформлении перечня межсетевой координации (письмо N 13/03/15818-исх от 16.09.2014), указании на возможность подписать направленного заявителем дополнительного соглашения после внесения изменений в договор с ОАО "Красноярскэнергосбыт" по исключению точки поставки в отношении ТСЖ "Северные ворота" (письмо от 16.01.2015 N 1.3/03/354-исх), а также непринятие действий, направленных на разрешение вопроса о подписании дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым в договор будут внесены изменения в части состава точек поставки в связи с принятием заявителя объектов электросетевого хозяйства ТСЖ "Северные ворота" на праве аренды, является уклонением от внесения изменений в договор от 01.06.2012 N18.2400.558.12, что нарушает пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ущемляет интересы ООО "Электрические сети Сибири".
Реализация полномочий ООО "Электрические сети Сибири" как смежной сетевой организации по точкам присоединения находится в зависимости от включения их в договор оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенный с ОАО "МРСК Сибири".
Доводы заявителя о том, что в рассматриваемом случае ООО "Электрические сети Сибири", заключая договоры аренды имущества в течение регулируемого периода и обращаясь в адрес общества о заключении дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии, направлены на получение дополнительного дохода от потребителя электрической энергии, неучтенного в необходимой валовой выручке данной сетевой компании в 2014 году, и причинения материального ущерба ПАО "МРСК "Сибири", не принимаются суд апелляционной инстанции, поскольку в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подтверждаются соответствующими доказательствами и являются предположением общества.
При этом, суд апелляционной инстанции полагает, что действия ООО "Электрические сети Сибири" являются добросовестными и не могут быть квалифицированы как злоупотребление правом, поскольку обращаясь к ОАО "МРСК "Сибири" с просьбой внести изменения в договор оказания услуг по передаче электрической энергии, третье лицо преследовало цель надлежащим образом оформить договорные отношения между смежными сетевыми организациями.
Сам по себе факт того, что объекты электросетевого хозяйства переданы в течение регулируемого периода, не свидетельствует о злоупотреблении ООО "Электрические сети Сибири" своими гражданскими правами, в том числе не свидетельствует о намерении данного лица причинить имущественный вред заявителю, и не освобождает ОАО "МРСК "Сибири" от обязанности внести изменения в договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Более того, в рассматриваемой ситуации ООО "Электрические сети Сибири" приняло объекты в аренду не от иной сетевой организации с более низким тарифом, а непосредственно от потребителя.
Доводы заявителя о том, что отсутствие заключенного дополнительного соглашения между смежными сетевыми организациями не может лишать возможности одной из них получать денежные средства по котловым тарифам за фактически оказанные потребителям услуги, не принимаются апелляционным судом. Состав статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ является формальным, в связи с чем для квалификации действий предприятия как нарушающих требования данной статьи не требуется наступления реальных негативных последствий для иных хозяйствующих субъектов или ущемления интересов других лиц (создание угрозы наступления негативных последствий уже образует состав нарушения статьи 10 указанного Федерального закона).
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о выходе общества за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, о злоупотреблении им доминирующим положением путем необоснованного и неправомерного уклонения от внесения изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.06.2012 N 18.2400.558.12 в части состава точек поставки электрической энергии в связи с принятием заявителем 01.07.2014 на праве аренды объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ТСЖ "Северные ворота".
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что антимонопольным органом доказан факт нарушения ОАО "МРСК Сибири" пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в связи с чем решение Красноярского УФАС России является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ антимонопольный орган в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, выдает обязательное для исполнения предписание, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Меры, которые в соответствии с предписанием от 07.04.2015 необходимо принять ОАО "МРСК Сибири", направлены на прекращение нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, то есть соответствуют целям, установленным статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2015 года по делу N А33-10076/2015 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя (ПАО "МРСК "Сибири").
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" августа 2015 года по делу N А33-10076/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10076/2015
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: ОАО "МРСК Сибири", ООО "Электрические сети Сибири"