г. Пермь |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А60-29568/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.12.2015.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Жуковой Т. М., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
от заявителя: Бирючев А.Н., представитель по доверенности, паспорт,
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Главного управления Банка России по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 сентября 2015 года,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по делу N А60-29568/2015
по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании незаконным отказа в предоставлении сведений,
третье лицо: Иванова Галина Васильевна,
установил:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области), выраженного в сообщении от 24.03.2015 N 66-0-1-161/4005/2015-294, об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), о правах на объекты недвижимого имущества, принадлежащие Ивановой Г.В.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Иванова Галина Васильевна.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Банк России обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя апелляционной жалобы, является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что сфера деятельности Банка России устанавливается только в Федеральном законе N 86-ФЗ. Указывает, что Федеральный закон N 86-ФЗ не содержит понятие "установленной сферы деятельности"; цели деятельности и функции Банка России, указанные в статьях 3, 4 Федерального закона N 86-ФЗ, не тождественны понятию сферы деятельности Банка России, так как указанные сферы определяются не только Федеральным законом N 86-ФЗ, но и другими законодательными актами, а также нормативными актами Банка России. Деятельность Банка России по управлению специализированным жилищным фондом регламентирована Положением Банка России N 485-П, являющимся нормативным актом Банка России. Ссылаясь на положения пункта 3 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ, апеллянт отмечает, что основанием для предоставления обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости является осуществлением полномочий в установленной сфере деятельности. Считает, что в законе не содержится условие о то, что данные сведения могут предоставляться только при реализации публичных полномочий. Полагает, что поскольку материалами дела установлено, что одной из сфер деятельности Банка России является управление специализированным жилищным фондом, то для реализации соответствующих полномочий Банк России вправе запрашивать необходимые сведения из ЕГРП на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ.
Кроме того, по мнению заявителя, судом не дана оценка тому обстоятельству, что причиной отказа регистрирующего органа явился вывод об отсутствии у лица, обратившегося с запросом, необходимых полномочий, предоставленных доверенностью.
Также Банк России считает, что судом не дана оценка основанию для отказа в предоставлении сведений из ЕГРП, указанному заинтересованным лицом в сообщении об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП от 24.03.2015 N 66-0-1-161/4005/2015-294.
Письменных отзывов на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Участвующий в судебном заседании представитель Банка России доводы апелляционной жалобы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу статей 156, 266 АПК РФ неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 20.03.2015 Управление Центрального банка обратилось в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлением о предоставлении сведений о правах своего бывшего работника Ивановой Г.В., проживающей в общежитии Центрального банка по адресу: г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 78, на принадлежащие ей объекты недвижимого имущества на территории Свердловской области.
В качестве основания получения сведений в заявлении указано на осуществление полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России предусмотренных статьей 2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", а также установление оснований для выселения лиц, проживающих в общежитии Банка России, в соответствии с пунктом 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сообщением от 24.03.2015 N 66-0-1-161/4005/2015-294 Управление Росреестра по Свердловской области отказало Управлению Центрального банка в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сославшись на то, что запрашиваемые сведения относятся к сведениям ограниченного доступа.
Заинтересованное лицо посчитало, что Банк России имеет право на получение информации ограниченного доступа, в частности, сведений о правах отдельных лиц, только, если соответствующие сведения необходимы ему для осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Считая действия Управления Росреестра по Свердловской области незаконными, Управление Центрального банка обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что управление специализированным жилищным фондом, в частности выселение из общежития проживающих в нем лиц, не может рассматриваться сферой деятельности Банка России. Предоставление жилья и выселение из него является внутренней хозяйственной деятельностью Управления Центрального банка.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ; Закон о государственной регистрации) государственная регистрация носит открытый характер.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
В силу положений пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к сведениям ограниченного доступа отнесены, в частности, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости.
Такие сведения предоставляются только самим правообладателям или их законным представителям, а также иным лицам, круг которых определен тем же пунктом 3 статьи 7 названного федерального закона, в частности руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченным решениями руководителей данных органов или фондов, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов или фондов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг.
Проанализировав приведенные правовые нормы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что должностные лица, в частности, Банка России, уполномоченные решениями руководителей данных органов или фондов, наделены правом на получение информации ограниченного доступа, в том числе обобщенных сведений о правах отдельных лиц только, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов или фондов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 N 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним", изданном в соответствии с Законом о государственной регистрации, установлен Порядок предоставления вышеуказанных сведений (далее - Порядок).
Данный Порядок определяет формы выписок, форму запросов о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также требования к составу сведений таких запросов.
Согласно пункту 17 Порядка, если сведения ограниченного доступа запрашиваются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным внебюджетным фондом, его территориальным органом, судом, правоохранительным органом, судебным приставом-исполнителем, органом прокуратуры Российской Федерации, должностным лицом, наделенным Президентом Российской Федерации полномочиями по направлению запросов в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, Председателем Счетной палаты Российской Федерации, его заместителем, аудитором Счетной палаты Российской Федерации, нотариусом, Фондом, многофункциональным центром или должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченными решениями руководителей данных органов или фондов, документы, подтверждающие право указанных заявителей на получение сведений ограниченного доступа, не представляются, а в запросе дополнительно указываются основания истребования таких сведений, предусмотренные пунктом 3 статьи 7 Закона, в частности, вид (наименование) полномочия, осуществляемого в установленной сфере деятельности, наименование государственной или муниципальной услуги или базового государственного информационного ресурса, для осуществления (предоставления, ведения) которого запрашиваются сведения (для заявителя - руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, руководителя или заместителя руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, руководителя или заместителя руководителя государственного внебюджетного фонда, руководителя или заместителя руководителя территориального органа государственного внебюджетного фонда, руководителя или заместителя руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителя или заместителя руководителя органа местного самоуправления или должностных лиц указанных органов, уполномоченных решениями руководителей таких органов, должностных лиц Банка России, уполномоченных решением Председателя Банка России, а также для руководителя или заместителя руководителя многофункционального центра.
Сфера деятельности Банка России определена в статьях 3 и 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).
Как следует из статьи 3 Закона о Банке России, целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
К функциям Банка России отнесены разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики; разработка и проведение политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации; монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения; утверждение графического обозначения рубля в виде знака; осуществление функции кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организация системы их рефинансирования; установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации; осуществление надзора и наблюдение в национальной платежной системе; установление правил проведения банковских операций и другие.
Поскольку информация о правах отдельного лица на имеющееся у него недвижимое имущество может быть предоставлена лишь ограниченному кругу лиц, заявитель должен подтвердить наличие у него соответствующих полномочий на получение такой информации; неподтверждение таких полномочий является основанием для отказа в предоставлении информации.
Управление специализированным жилищным фондом, в частности выселение из общежития проживающих в нем лиц, не может рассматриваться сферой деятельности Банка России. Предоставление жилья и выселение из него является внутренней хозяйственной деятельностью управления Центрального банка.
Возможность предоставления информации, предоставляемой ограниченному кругу лиц, Центральному банку Российской Федерации в целях, связанных с управлением специализированным жилищным фондом, повлекло бы необоснованное предоставление заявителю преимуществ по сравнению с иными владельцами специализированного жилищного фонда, вытекающим не из целей и функций Центрального банка Российской Федерации.
Кроме того, заявителем в качестве доказательств полномочий Серветник И.Н. на запрос сведений от имени Центрального банка Российской Федерации представлена доверенность от 17.10.2014 N 11-23/82, выданная в порядке передоверия начальником Уральского главного управления Петровой Ириной Георгиевной, действующей на основании Положения о территориальных учреждениях Банка России, доверенности N 453, удостоверенной 16 сентября 2014 года Лемеховой Ариной Евгеньевной, нотариусом города Москвы, в реестре за N 12-299.
Заявителем не представлено доказательств, что доверенность от 16.09.2014 N 253 представлялась в Управление Росреестра по Свердловской области, указанная доверенность отсутствует и в материалах настоящего дела, что препятствует суду апелляционной инстанции сделать вывод о наличии или отсутствии прав Серветник И.Н. на получение сведений ограниченного доступа из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Никто не может передать прав больше, чем имеет сам. Нотариально удостоверенная доверенность Серветник И.Н. сама по себе, в отсутствие специальной доверенности Петровой И.Г. N 453 не может подтверждать данное право.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Свердловской области в предоставлении заявителю сведений о правах Ивановой Г.В. на объекты недвижимости является правомерным.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследованы и отклоняются судом апелляционной инстанции в силу их несостоятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанций установлены, исследованы, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 сентября 2015 года по делу N А60-29568/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Т.М. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29568/2015
Истец: Центральный Банк РФ (Банк России) в лице Главного управления Банка России по Свердловской области
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Иванова Галина Васильевна