г. Владивосток |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А59-3275/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Меридиан",
апелляционное производство N 05АП-10212/2015
на решение от 17.09.2015
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-3275/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению закрытого акционерного общества "Меридиан" (ИНН 6515001398, ОГРН 1026501158595, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.12.2002)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (ИНН 6501154644, ОГРН 1046500652065, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.12.2004)
о признания незаконным решения, оформленного письмом от 06.05.2015 N 01/108/2014-358 и возложении обязанности произвести государственную регистрацию ранее возникшего права собственности на объект недвижимого имущества,
при участии:
от ЗАО "Меридиан": представитель Гарага Т.Н. по доверенности от 15.08.2014, сроком по 15.08.2016, паспорт;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Меридиан" (далее по тексту - заявитель, общество, ЗАО "Меридиан") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее по тексту - управление, регистрирующий орган, Росреестр) от 06.05.2015 N 01/108/2014-358 об отказе в государственной регистрации права собственности (перехода права) на объект недвижимого имущества: здание производственного жиромучного цеха по переработке рыбной муки, назначение - нежилое, 2-х этажное, общей площадью 916,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Северо-Курильск, Сахалинской области, территория порта, кадастровый номер 65:27:0000005:229 и об обязании управление осуществить государственную регистрацию права собственности (перехода права) на указанный объект недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 17.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что спорный объект недвижимости был передан обществу по акту приемки-передачи основанных средств N 8 от 05.01.1998, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ, Закон о государственной регистрации). Ссылаясь на пункт 2 статьи 4 названного Закона, настаивает на том, что обязательной государственной регистрации подлежат лишь те права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие Федерального закона. Также, считает, что в силу пункта 1 статьи 6 Закона N122-ФЗ, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим законом, при этом государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Обращает внимание суда на то обстоятельство, что законодательство, действовавшее до введения в действие Закона N122-ФЗ, не регулировало порядка государственной регистрации перехода прав на нежилые объекты и такой регистрации не требовалось.
Кроме того, полагает необоснованной ссылку Росреестра на Приказ Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968 N 83 "Об утверждении инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР" (далее - Инструкция N 83), действующего до введения в действие Закона N 122-ФЗ, поскольку положениями названной Инструкции порядок государственной регистрации прав на нежилые объекты урегулирован не был.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Регистрирующий орган по тексту представленного в материалы дела отзыва по доводам апелляционной жалобы возразил. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, письменно ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. С учетом изложенного судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя регистрирующего органа по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
ЗАО "Меридиан" зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением мэра Северо - Курильского района Сахалинской области N 193 от 09.12.1997, о чем 30.12.2002 ИФНС России по Северо-Курильскому району Сахалинской области была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
На момент создания общества его акционером являлось, в том числе, ОАО "Северо-Курильская база сейнерного флота" (далее - ОАО "СК БСФ").
Собранием акционеров ОАО "СК БСФ" от 15.12.1997 принято решение о передаче производственного жиромучного цеха по переработке рыбной муки в собственность общества в счет оплаты акций ОАО "СК БСФ" в уставном капитале ЗАО "Меридиан" и списании основного средства с баланса предприятия.
Во исполнение принятого акционерами решения, приказом ОАО "СК БСФ" от 05.01.1998 N 1АП для списания с баланса основных средств предприятия создана комиссия, с подписанием акта приемки - передачи основных средств.
05.01.1998 актом приемки-передачи основанных средств объект - производственный жиромучной цех по переработке рыбной муки (назначение - нежилое, 2-х этажное, год постройки - 1975, дата ввода в эксплуатацию - декабрь 1975, общей площадью 916, 6 кв. м, расположенное по адресу: г. Северо - Курильск, Сахалинской области, территория порта) передан ОАО "СК БСФ" в собственность обществу.
Приказом ЗАО "Меридиан" от 06.01.1998 N 3 указанный объект недвижимости принят на баланс предприятия и впоследствии поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 65:27:0000005:229.
Общество обратилось в Администрацию Северо - Курильского района Сахалинской области (далее - администрация) с заявлением о предоставлении земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости.
Постановлениями мэра Северо - Курильского района Сахалинской области от 23.06.1998 N 122, от 22.09.1999 N 189,от 09.02.2000 N 27 земельный участок закреплен за ЗАО "Меридиан" с последующей эксплуатацией.
Постановлением главы администрации от 25.11.2003 N 182 земельный участок с кадастровым номером 65:027:0000005:15 предоставлен обществу сроком на 10 лет, во исполнение которого 19.03.2004 между Северо-Курильским районным Комитетом по управлению муниципальной собственностью и ЗАО "Меридиан" заключен договор аренды земельного участка N72.
Постановлением администрации от 02.10.2014 N 270 договор аренды земельного участка N 72 от 19.032004 продлен сроком на 39 лет до 2053 года. 23.12.14 общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности (перехода права собственности) на объект недвижимости - здание производственного жиромучного цеха по переработке рыбной муки, назначение - нежилое, 2 - х этажное, общей площадью 916, 6 кв. м, расположенное по адресу: г. Северо - Курильск, Сахалинской области, территория порта, кадастровый номер 65:27:0000005:229.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен акт приема-передачи основных средств от 05.01.1998 N 8, согласно которому спорный объект недвижимости передан ОАО "СК БСФ" в собственность обществу.
06.05.2015 по результатам правовой экспертизы представленных документов, регистрирующим органом принято решение от отказе в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества на основании абзацев 9, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации.
В сообщении об отказе в государственной регистрации от 06.05.2015 N 01/108/2014-358 указано, что в представленных на государственную регистрацию документах, отсутствуют сведения о ранее зарегистрированных правах ЗАО "Меридиан" на спорный объект. Документы, подтверждающие регистрацию права общества, произведенную им в порядке, установленном законодательством, действующим на момент передачи имущества, на государственную регистрацию не представлены. В сообщении также указано, что сведения о регистрации права собственности ОАО "СК БСФ" на сорный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также отсутствуют.
Считая отказ Управления в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемый отказ Росреестра является обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости установлен Законом N 122-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 2 данного Закона под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ при проведении государственной регистрация прав, в частности, осуществляется правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен частью 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ и включает акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Как следует из материалов дела, отказывая обществу в государственной регистрации права собственности, управление сослалось на несоответствие представленных на государственную регистрацию документов требованиям действующего законодательства, выразившееся в отсутствии и непредставлении сведений о ранее зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости.
Оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим:
В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
По правилам пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента соответствующей регистрации соответствующих прав на него.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Меридиан" обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности (перехода права) на объект недвижимости: кадастровый номер 65:27:0000005:229, здание производственного жиромучного цеха по переработке рыбной муки, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 916,6 кв.м, расположенное по адресу: Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, территория порта.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (часть 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации). Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к заявлению о государственной регистрации права должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В качестве правоустанавливающего документа на объект недвижимости, подтверждающего основание возникновения права собственности, заявителем в уполномоченный орган представлен акт приема передачи основанных средств N 8 от 05.01.1998.
Пунктом 2 статьи 6 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие данного нормативного акта права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникшего после введения в действие Закона перехода права, его ограничения, или совершенной сделки с объектом недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также договоров и иных сделок, хотя и непредусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Кроме того, согласно статье 213 ГК РФ коммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N22).
В случае государственной регистрации перехода права собственности от учредителя к вновь созданному им юридическому лицу и одновременной государственной регистрации права собственности за таким юридическим лицом право собственности учредителя должно быть зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРП.
Если право собственности учредителя не было зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРП, а учредитель ликвидирован, то вновь созданное юридическое лицо представляет в регистрирующий орган для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости акты учредителя о распоряжении имуществом в форме внесения его в уставный капитал, документы, подтверждающие исполнение этих актов, то есть передачу имущества во владение, а также документы, свидетельствующие о приобретении учредителем права собственности на недвижимое имущество.
Как установлено судом, в материалы дела представлена выписка из протокола собрания акционеров ОАО "СК БСФ" от 05.01.1998 (л.д. 93), согласно которой по итогам собрания акционерами было принято решение о передачи в собственность ЗАО "Меридиан" производственного жиромучного цеха по переработке рыбной муки, в счет оплаты акций ОАО "СК БСФ" в уставном капитале общества и списать основанное средство с баланса предприятия.
Вместе с тем, факт передачи недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал нового юридического лица сам по себе не порождает у него права собственности на это имущество, так как к новому лицу не перешел титул собственника.
Кроме того, из ответа администрации от 20.08.2015 N 2028 на запрос общества следует, что государственная регистрация правоустанавливающих документов, а также регистрация прав на нежилые здания (строения, сооружения) на территории г. Северо-Курильска, Сахалинской области до 1998 года администрацией не проводилась.
Также из имеющегося в материалах дела письма Сахалинского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 08.09.2015 N Ф65/3071 следует, что достоверной информацией о регистрации прав на недвижимое имущество по г. Южно-Сахалинску и Сахалинской области последний не располагает.
Принимая во внимание изложенное коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обществом в материалы дела не представлено надлежащих доказательств принадлежности спорного объекта недвижимости ОАО "СК БСФ", которое передало в собственность заявителю объект по акту приемки - передачи N 8 от 04.01.1998.
Указанный акт приемки - передачи не может быть принят в качестве безусловного основания возникновения права собственности на отчуждаемый объект недвижимого имущества, подлежащего регистрации только на основании такого акта. Не могут приняты в качестве таких доказательств и имеющиеся в материалах дела кадастровый паспорт и технический паспорт спорного объекта недвижимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае уполномоченному органу следовало руководствоваться исключительно положениями пункта 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ, в силу которого права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим законом, при этом государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.
Так, факт внесения недвижимости в качестве вклада в уставный капитал другого юридического лица сам по себе не порождает у этого юридического лица права собственности на имущество до государственной регистрации перехода права, что соответствует правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", изложенной в абзаце 4 пункта 12 Постановления.
Вместе с тем, сведения о том, что истец зарегистрировал переход права собственности на указанный объект недвижимости, переданный в уставный капитал общества после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в материалах дела отсутствуют.
Для возникновения вещного права на недвижимость необходима государственная регистрация этого права, которая в силу положений пункта 2 Федерального закона от 21.07.1999 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством его существования (наличия).
Судебная коллегия отмечает, что в пункте 36 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Однако в рассматриваемом деле заявителем не представлено как доказательств внесения записи о его праве собственности на спорный объект недвижимости в ЕГРП, так и иных доказательств, подтверждающих возникновение спорного права.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение Управления соответствует абзацам 9, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Указание заявителя на несостоятельность ссылки Росреестра на Инструкцию N 83, действующую до введения в действие Закона N 122-ФЗ, поскольку положениями названной Инструкции порядок государственной регистрации прав на нежилые объекты урегулирован не был, апелляционным судом не может быть принято во внимание, исходя из следующего.
Так, Порядок регистрации сделок с недвижимостью, а также органы, осуществляющие такую регистрацию, предусмотрены в Инструкции N 83 в соответствии с которой регистрацию и оформление документов о правах на соответствующие объекты недвижимости осуществляли органы БТИ.
Согласно разделу II параграфа 8, разделу III параграфа 14, разделу IV параграфа 17 Инструкции N 83, государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществлялась путем внесения БТИ соответствующей записи о праве собственности в реестровые книги строений данного населенного пункта, а документом, удостоверяющим право собственности на строение, являлось регистрационное удостоверение, выдаваемое БТИ по установленной форме (приложение N 5 к Инструкции).
В соответствии с параграфом 2 указанной Инструкции, регистрации подлежат все строения независимо от того, в чьем ведении они находятся.
Параграфом 21 Инструкции N 83 предусмотрено, что последующая регистрация права собственности на строения и перехода этого права от одних лиц и организаций к другим производится на основании документов, оформленных в установленном законом порядке.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует оформленный в установленном порядке правоподтверждающий документ на спорное здание в отношении ОАО "СК БСФ", а также какие либо отметки о регистрации на Акте передачи основанных средств.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В свою очередь, толкование названных в законе, отдельных способов защиты приведено в Постановлении от 29.04.2010 N 10/22. Для защиты гражданских прав возможно использование одного из перечисленных в названной статье закона способов либо нескольких из них. Однако если иные правовые нормы предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд за защитой своих интересов, вправе применять лишь этот способ.
В пункте 62 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено следующее:
Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ (абзац 3 пункта 62).
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности (абзац 4 пункт 62).
Данное высшими судебными инстанциями Российской Федерации официальное толкование норм материального права является общеобязательным и подлежит применению арбитражными судами всех уровней при рассмотрении соответствующих споров.
Передача имущества в уставный капитал другого общества является сделкой. Поэтому для регистрации перехода права собственности на имущество в регистрационную службу должны обратиться обе стороны сделки.
Как установлено апелляционной коллегией, согласно выписке с сайта ИФНС России по состоянию на 01.12.2015, ОАО "СК БСФ" не ликвидировано, его деятельность в качестве юридического лица не прекращена, соответствующие сведения являются доступными при обращении на указанный сайт.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, заявитель не лишен возможности восстановить свое нарушенное право, реализовав иные способы его защиты с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении N 10/22.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в признании незаконным решения Управления об отказе в государственной регистрации права собственности (перехода права) на объект недвижимости: кадастровый номер 65:27:0000005:229, здание производственного жиромучного цеха по переработке рыбной муки, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 916,6 кв.м, расположенное по адресу: Сахалинская область, Северо-Курильский район, г. Северо-Курильск, территория порта, оформленного сообщением от 06.05.2015 N 01/108/2014-358.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 1.500 рублей относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.09.2015 по делу N А59-3275/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3275/2015
Истец: ЗАО " Меридиан ", ЗАО "Меридиан"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области