г. Санкт-Петербург |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А56-34210/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2015 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Попова Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Самборской А.С.
при участии:
от истца: представитель Кожевникова Е.Б. по доверенности от 02.07.2015 г.;
от ответчика: представитель Григорьева И.А. по доверенности от 15.10.2014 г.;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21262/2015) МУП жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2015 г. по делу N А56-34210/2015 (судья Ульянова М.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад присмотра и оздоровления "Детский оздоровительный городок "Малыш" Московского района Санкт-Петербурга
к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский"
3-е лицо: Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
о взыскании задолженности
установил:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления "Детский оздоровительный городок "Малыш" Московского района Санкт-Петербурга (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" (далее - ответчик, Предприятие) о взыскании 96 078 руб. 43 коп. задолженности, 7 426 руб. 35 коп. пени.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 28.07.2015 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить. По мнению подателя жалобы, решение принято с нарушением норм процессуального и материального права; расчеты по холодному водоснабжению осуществляются на основании общедомового прибора учета, разногласий по объемам и выставленным счетам на оплату холодного водоснабжения (далее ХВС) нет; общедомовой прибор учета горячей воды установлен, но не принят в эксплуатацию ГУП "ТЭК СПб"; в жилых помещениях многоквартирного дома установлены индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения; постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 утверждена формула, в соответствии с которой определяется объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета;объемы водоотведения (сточных вод) должны рассчитываться из показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета и по нормативу для жилых помещений, не оборудованных приборами учета; ответчик ежемесячно направляло в адрес истца показания индивидуальных приборов учета; в материалы дела приобщены копии писем с показаниями индивидуальных (квартирных) приборов учета; данные доказательства подтверждают факт отправки истцу показаний ИПУ; ресурсоснабжающие организации обязаны совершать действия по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют.
08.10.2015 г. в апелляционный суд от истца поступили возражения на апелляционную жалобу.
Определением от 14.10.2015 г. апелляционный суд рассмотрение апелляционной жалобы отложил на 11.11.2015 г. в 16 час. 30 мин.; обязал: истца представить расчет холодного водопотребления и стоков (с учетом индивидуальных приборов учета), расчет горячей воды отдельно; ответчика - расчет холодного водопотребления и стоков (с учетом индивидуальных приборов учета), расчет горячей воды отдельно. Кроме того, апелляционный суд обязал сторон провести проверку показаний приборов учета на территории ответчика за спорный период; составить акт сверки расчетов; расчет горячей воды представить отдельно.
03.11.2015 г. в апелляционный суд от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
В судебном заседании 11.11.2015 г. представитель истца пояснил, что расчет имеется в материалах дела, в самом исковом заявлении.
Представитель ответчика пояснил, что расчет в судебном заседании 11.11.2015 г. представить не может.
Определением от 11.11.2015 г. рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 25.11.2015 в 16 час. 50 мин.; апелляционный суд обязал: истца представить расчет холодного водопотребления и стоков (с учетом индивидуальных приборов учета), расчет горячей воды отдельно; ответчика - расчет холодного водопотребления и стоков (с учетом приборов индивидуальных приборов учета), расчет горячей воды отдельно; сторон - провести проверку показаний приборов учета на территории ответчика за спорный период; составить акт сверки расчетов; расчет горячей воды представить отдельно.
20.11.2015 г. в суд апелляционной инстанции от МУП ЖКХ "Сиверский" поступило ходатайство о приобщении документов к материалам дела.
24.11.2015 г. в апелляционный суд от МУП ЖКХ "Сиверский" поступило ходатайство о приобщении документов к делу.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, что согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Истец, в настоящем судебном заседании представил дополнение к возражению на апелляционную жалобу.
Апелляционный суд, рассмотрев заявленные ходатайства, признал их подлежащими удовлетворению, расчеты истца и ответчика приобщены к материалам дела.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца по доводам апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела,установлено судом, в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 истец в отсутствие договорных отношений обеспечивал холодной водой, добытой Учреждением из скважин по одному водопроводному вводу, расположенному в жилых зданиях по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, п.Вырица, ул. Московская, дом 61, корпус 2, и принимал сточные воды от Предприятия по трем хозяйственно-бытовым выпускам диаметром 100 мм в систему канализации Учреждения по вышеуказанному адресу.
В январе 2013 и январе 2014 Учреждением были направлены МУП ЖКХ "Сиверский" для заключения договоры на отпуск холодной воды и прием сточных вод от ответчика в жилом доме 61 корпус 2 по ул. Московская, пос. Вырица в Ленинградской области.
Ответчиком договор подписал с протоколами разногласий. Разногласия не урегулированы.
Вместе с тем, отсутствие договоров по водоснабжению и водоотведению жилых домов не освобождает ответчика, пользующегося такими услугами, от обязанности возместить их стоимость.
Поскольку потребленный коммунальный ресурс ответчиком оплачен не был, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644), холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 6 названных Правил определено, что если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией.
На основании пункта 7 Правил N 644 до определения органами местного самоуправления гарантирующей организации абоненты заключают договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены объекты абонента.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктами 1, 2 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой приняты и вступили в силу 07.03.2012 Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124).
Пунктом 2 указанного Постановления Правительства РФ предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Постановлением Правительства Ленинградской области N 313 от 24.11.2010 утвержден норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета, который составляет 3,65.
Приказами Комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) от 19.11.2012 N 153-п и от 28.11.2013 N 173-п установлены тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод потребителям в следующих размерах:
водоотведение
- с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 25,58;
- с 01.07.2013 по 30.06.2014 - 27,49;
- с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 28,56;
В обязанности Предприятия входит установка приборов учета потребления холодной воды и сточных вод, и фактическое потребление холодной воды определяется ежемесячно по показаниям приборов учета. Объем сточных вод, переданных Предприятием в систему канализации Учреждения, должен соответствовать водопотреблению холодной и горячей воды.
В связи с отсутствием общедомовых приборов учета потребления сточных вод, истец произвел расчет стоимости оказанных услуг в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления и водоотведения.
Согласно п.2 ст. 539 ГК РФ, пункту 32 Правил N 167 Предприятие обеспечивает учет полученной холодной воды и сбрасываемых сточных вод. Исходя из п. 33, 34 Правил N 167 количество полученной холодной воды и сброшенных сточных определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Поскольку истец при определении объемов коммунального ресурса (оказанной услуги водоотведения), поставленного в спорный период в жилой дома, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, произвел расчет стоимости оказанных услуг исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления и водоотведения, данный расчет обоснованно признан судом первой инстанции правомерным.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 25.02.2014 г. N 15259/13, Президиум указал на тот факт, что Обществом должна быть исполнена предусмотренная пунктом "д" пункта 18 Правил N 124 обязанность по предоставлению ресурсоснабжающей организацией обязанности по предоставлению предприятию показаний приборов учета (в том числе индивидуальных) и иной информации, используемой для определения объемов поставленного коммунального ресурса до 01 числа месяца, следующего за оплачиваемым.
Доказательств, что ответчик как исполнитель коммунальных услуг предоставлял истцу показания индивидуальных приборов учета для расчета объема поставленного коммунального ресурса не представлено. Из представленных в материалы дела почтовых отправлений о вручении истцу корреспонденции не видно, кто является ее отправителем, опись вложений отсутствует. Каких-либо доказательств того, что в почтовых отправлениях были именно показания узлов учета, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
Как пояснили стороны в судебном заседании по водоснабжению (объему) спора нет. Между сторонами имеется спор по объему стоков.
Согласно пункту 33 Правил N 167 количество сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных названными Правилами.
Указанными Правилами N 167 установлено, что стоки - это объемы принимаемые равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонетами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение).
Апелляционный суд неоднократно обязывал ответчика представить расчет объема потребленной горячей воды по индивидуальным приборам учета.
Ответчик возражая по расчету ситца, в нарушении статьи 65 АПК РФ свой расчет объема водоотведения включающий объем горячего водопотребления, не предстаивл.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Согласно расчету истца сумма пени составила 7 426 руб. 35 коп. Расчет пени ответчиком не оспорен, документально не опровергнут.
Поскольку материалами дела подтверждается факт наличия задолженности, требование истца о взыскании пени является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции на основании статьи 330 ГК РФ.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права апелляционным судом не установлено, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2015 г. по делу N А56-34210/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34210/2015
Истец: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления "Детский оздоровителный городок "Малыш" Московского района Санкт-Петербурга
Ответчик: МУП жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский"
Третье лицо: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"