г. Хабаровск |
|
09 декабря 2015 г. |
А73-13322/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гетмановой Т.С., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации": Абакарова Е.С., представитель по доверенности от 25.06.2015, Лобанов Ю.А., представитель по доверенности от 15.09.2015 N 27АА 0662173;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю: Девяшин С.К., представитель по доверенности от 13.10.2015 N 11юр/91/9759.1-08;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю
на решение от 15.10.2015
по делу N А73-13322/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Коваленко Н.Л.
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю
об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") в лице филиала "Аэронавигация Дальнего Востока" обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае) об урегулировании разногласий по договору аренды земельного участка N 753 от 26.04.2010, а именно, принять пункт 4.4 договора в редакции истца.
Решением суда от 15.10.2015 заявленный иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ТУ Росимущества в Хабаровском крае обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержал. Представители ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" с жалобой не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Между ТУ Росимущества в Хабаровском крае (арендодатель) и ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (арендатор) 26.04.2010 заключен договор аренды N 753 по условиям которого в пользование ответчика передается земельный участок из категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" общей площадью 3736,80 кв.м с кадастровым номером 27:17:329201:188, местоположение участка примерно в 700 м по направлению на юго-запад от ориентира: съезд с федеральной автодороги Хабаровск - Находка "Восток", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Тополево, ул. Центральная.
В соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием земельный участок передан для размещения объекта Единой системы организации воздушного движения в РФ - под ближний приводной радиомаяк БПРМ-54 правая.
Срок аренды согласно пункту 2.1 договора составляет 4 года 11 месяцев.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано 21.07.2009.
Соглашением от 21.10.2013 N 1 к договору стороны изменили редакцию пункта 4.4 договора, включив условие об изменении арендной платы арендодателем в одностороннем порядке, а также возможность изменения в одностороннем порядке размера арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Пункт 4.4 изложен в следующей редакции:
"Размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке, но не чаще чем один раз в год в соответствии с законодательством Российской Федерации без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор.
Арендная плата изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Арендная плата изменяется при изменении кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка коэффициент уровня инфляции не применяется".
Соглашение зарегистрировано в установленном порядке.
16.03.2015 ТУ Росимущества в Хабаровском крае направило в адрес ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" проект Соглашения N 2 к договору аренды N 753 от 26.04.2010 о продлении срока действия договора с 26.03.2015 по 25.02.2020, которым пункта 4.4. договора изложен в прежней редакции.
Не согласившись с данной редакцией, истец предложил изменить пункт 4.4, а именно:
"Размер арендной платы может быть пересмотрен Арендодателем в одностороннем порядке, но не чаще, чем один раз в год, в соответствии с законодательством Российской Федерации без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор.
Арендная плата изменяется при изменении кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости;
Арендная плата изменяется при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы".
В связи с несогласованием пункта 4.4 договора, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя иск, суд, со ссылкой на статью 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) согласился с позицией истца, исключившего из спорного соглашения условия об изменении арендной платы в одностороннем порядке Арендодателем ежегодно на размер уровня инфляции.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции счел апелляционную жалобу ответчика обоснованной в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, спор возник в отношении земельного участка общей площадью 3736,80 кв.м с кадастровым номером 27:17:329201:188, который относится к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и является собственностью Российской Федерации.
Указанный земельный участок предоставлен истцу для эксплуатации объекта недвижимости "ближний приводной радиомаяк БПРМ-54 правая", находящегося у него на праве хозяйственного ведения (свидетельство от 09.10.2006 серии 27 АБ 307341).
Арендная плата за земельный участок рассчитана арендодателем на основании пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582), в соответствии с которым арендная плата в отношении земельных участков, которые предоставлены для размещения аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития РФ.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 06.02.2013 N 42 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения вертодромов, посадочных площадок и объектов единой системы организации воздушного движения, расположенных на территории аэродромов, аэропортов" (далее - Приказ N 42) ставка арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов единой системы организации воздушного движения, установлена в размере 1,2 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, арендная плата за земельный участок рассчитана на основании его кадастровой стоимости, в соответствии с пунктом 5 Постановления N 582.
При этом, пунктом 8 Правил N 582 установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. Так, арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В случае уточнения предусмотренных пунктом 5 названных Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.
В пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, даны разъяснения о том, что в случае расчета арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка (в соответствии с подп. "а" п. 2 Правил) федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в п. 8 Правил, не проводится (п. 9 Правил).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что в рамках существующего правового механизма регулирования размера арендной платы за земельные участки ее изменение может производиться как в связи с изменением размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 8 Правил), так и в связи с изменением кадастровой или рыночной стоимости земельного участка (соответственно пункты 9 и 10 Правил).
Следовательно, доводы истца о том, что изменение размера арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости исключает возможность изменения его в связи с изменением уровня инфляции основаны на неправильном толковании нормативных актов, регулирующих данный вопрос.
Отсутствие учета изменений размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете производится только в году, следующим за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости (либо рыночной) земельного участка.
В случае, если изменения кадастровой (либо рыночной стоимости) в текущем году не производилось, арендная плата подлежит изменению на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В этой связи арендодателем правомерно включены в условие пункта 4.4 договора аренды правила индексации арендной платы на размер уровня инфляции с исключением применения индексации арендной платы только на год, следующий за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Кроме того, суд, ссылаясь на статью 446 ГК РФ, не учел, что применение названной статьи, согласно которой разрешаются преддоговорные споры, возможно в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора. В данном случае отношения сторон по использованию названного земельного участка урегулированы действующим договором аренды от 26.04.2010 N 758.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения заявленного иска у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.10.2015 по делу N А73-13322/2015 отменить.
В иске Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13322/2015
Истец: ФГУП "ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, ТУ Росимущества по Хабаровскому краю