г. Москва |
|
7 декабря 2015 г. |
Дело N А40-157016/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Марковой Т.Т., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Научно-Исследовательский институт Кулон"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2015 по делу N А40-157016/15 принятое судьей Кузиным М.М. (шифр судьи: 149-1313)
по заявлению АО "Научно-Исследовательский институт Кулон" (ОГРН 1047717004510, 129075, Москва, Мурманский пр-д, д. 14)
к Службе по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации (107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя: |
Киселев О.В. по доверенности от 19.08.2015; |
от заинтересованного лица: |
Сагалович А.Е. по доверенности от 17.12.2014; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось АО "НИИ "Кулон" с заявлением о снижении административного штрафа, назначенного постановлением Службы по защите прав потребителей и финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации от 03.07.2015 г. N ПН-59-3-1-15/346 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией.
Решением суда от 15.10.2015 в удовлетворении заявления АО "НИИ "Кулон" о снижении административного штрафа, назначенного постановлением Службы по защите прав потребителей и финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации от 03.07.2015 г. N ПН-59-3-1-15/346 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией отказано. При этом суд исходил из того, что в настоящем случае из материалов дела не усматриваются, а заявителем вопреки требованиям ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представлены, доказательства наличия исключительных обстоятельств, указанных в норме ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
С решением суда не согласился заявитель - АО "Научно-Исследовательский институт Кулон" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с малозначительностью административного правонарушения и ограничиться устным замечанием. В обоснование своих требований заявитель ссылается на отсутствие в его действиях вреда и тяжести наступивших последствий, отсутствие большой опасности для охраняемых законом прав и интересов акционеров, привлечение к административной ответственности впервые.
Представитель ответчика в судебном заседании не возражал против снижения административного штрафа, ссылаясь на письменные объяснения, представленные в суде первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит изменению (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом установлено, что срок, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявителем соблюден.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении от 18.06.2015 N АП-ПР-59-1-4-15/651 поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.04.2015 N 77/1-111-2015 дсп в отношении возможных нарушений ОАО "НИИ "Кулон" законодательства Российской Федерации об акционерных обществах.
При проведении фактов, изложенных в указанном письме Службой по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров установлено, что обязанность ОАО "НИИ "Кулон" осуществлять раскрытие информации предусмотрена статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (далее - Положение), действовавшим до 17.03.2015 и регулирующим состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом.
Согласно пункту 1.9 Положения вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с Положением путем ее опубликования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), должна быть доступна на странице в сети Интернет в течение сроков, установленных Положением.
Разделом VIII Положения, установлен перечень информации, которую обязано раскрывать открытое акционерное общество. Также данным разделом установлены сроки, в течение которых акционерное общество обязано обеспечить доступ к указанной информации.
В соответствии с пунктом 8.2 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годового отчета.
Требования к содержанию годового отчета акционерного общества установлены пунктом 8.2.3 Положения и включают раскрытие информации о критериях определения и размере вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации) акционерного общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа акционерного общества и каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества или общий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного в течение отчетного года (далее - Информация).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что годовой отчет Общества за 2013 год, размещенный на странице ОАО "НИИ "Кулон" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 18.12.2014, не содержит вышеуказанную Информацию, что является нарушением пункта 8.2.3 Положения. При этом основания, в силу которых данная информация Обществом не раскрывается, в годовом отчете Общества за 2013 год не указаны.
Факт раскрытия годового отчета за 2013 год на странице в сети Интернет не в полном объеме подтверждается актом от 04.06.2015 о нарушении раскрытия информации эмитентом эмиссионных ценных бумаг.
Учитывая изложенное административным органом сделан вывод о том, что ОАО "НИИ "Кулон" нарушены требования статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пункта 8.2.3 Положения и, в действиях ОАО "НИИ "Кулон" имеются событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела начальником Управления по рассмотрению обращений миноритарных акционеров и инвесторов Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров вынесено постановление от 03.07.2015 г. N ПН-59-3-1-15/346 о привлечении ОАО "НИИ "Кулон" к административной ответственности по ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в размере 700 000 руб.
Согласно ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) открытое акционерное общество обязано раскрывать, в том числе, годовой отчет общества.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) установлено, что под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Согласно пункту 26 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России.
На основании п.п. 12 п.8.2.3 Положения годовой отчет акционерного общества должен содержать критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации) акционерного общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа акционерного общества и каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества или общий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного в течение отчетного года.
В соответствии с пунктом 1.15 Положения в случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, и (или) в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе актом от 04.06.2015 о подтверждении факта нарушения раскрытия информации эмитентом эмиссионных ценных бумаг, протоколом об административном правонарушении от 18.06.2015 N АП-ПР-59-1-4-15/651, письменными объяснениями ОАО "НИИ "Кулон" от 29.06.2015 N 908/1328.
Таким образом, выявленные нарушения статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг, статьи 92 Закона об акционерных обществах, пункта 8.2.3 Положения, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ, выразившегося в раскрытии информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, не в полном объеме.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что размер назначенного штрафа подлежит снижению по следующим основаниям.
В письменных объяснениях ОАО "НИИ "Кулон", представленных при рассмотрении административного дела, а также в заявлении, поданном в суд, заявитель ссылается на то, что в 2013 году, с учетом неблагоприятного финансового положения Общества на начало года, Советом директоров Общества не начислялись и соответственно не выплачивались вознаграждение генеральному директору Общества и членам правления Общества по итогам работы Общества за I, II кварталы 2013 года. В 2013 году не принималось решение о вознаграждении членов совета директоров Общества по итогам работы 2012 года. Годовым общим собрание акционеров Общества 25.06.2014 было принято решение не выплачивать членам совета директоров Общества вознаграждение по итогам работы в 2013 году. ОАО "НИИ "Кулон" не отразило сведения о вышеуказанных неоплаченных вознаграждениях, так как подпункт 12 пункта 8.2.3 Положения определяет, что в тексте должны указываться вознаграждения, выплаченные в течение отчетного года. Критерии определения вознаграждения установлены Положением о вознаграждениях и компенсациях, выплачиваемых членам совета директоров ОАО "НИИ "Кулон", утвержденным общим собранием акционеров ОАО "НИИ "Кулон" 19.06.2013, Положением о вознаграждениях, выплачиваемых генеральному директору ОАО "НИИ "Кулон" и Положением о вознаграждениях, выплачиваемых членам правления ОАО "НИИ "Кулон", утвержденными советом директоров ОАО "НИИ "Кулон" 19.05.2013.
Банк России в письменных пояснениях представленных в суде первой инстанции вопрос о возможности снижения административного штрафа ниже низшего предела оставил на усмотрение суда.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суд апелляционной инстанции, исходя из характера и последствий правонарушения, а именно, что в 2013 году, с учетом финансового положения Общества на начало года, не начислялись и соответственно не выплачивались вознаграждение генеральному директору Общества и членам правления Общества по итогам работы Общества за I, II кварталы 2013 года, а также в 2013 г. не принималось решение о вознаграждении членов Совета директоров за 2012 г., и принимая во внимание финансовое положение заявителя, подтвержденное документально (отчеты о финансовых результатах за январь-декабрь 2013 г., за январь-декабрь 2014 г., справка о финансовом положении), считает, что размер штрафа, установленный постановлением административного органа подлежит снижению до 350 000 руб. Административное наказание в виде взыскания штрафа в размере 350 000 руб. в данном случае соответствует принципам справедливости и соразмерности, которым должны отвечать санкции за административные правонарушения.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению в части размера административного штрафа, назначенного АО "Научно-Исследовательский институт Кулон" по постановлению Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации N ПН-59-3-1-15/346 от 03.07.2015. Штраф подлежит снижению до 350 000 руб.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2015 по делу N А40-157016/15 изменить в части назначения административного наказания.
Снизить размер административного штрафа, назначенного АО "Научно-Исследовательский институт Кулон" по постановлению Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации N ПН-59-3-1-15/346 от 03.07.2015 до 350 000 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157016/2015
Истец: АО " Научно-Исследовательский институт Кулон", АО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ "КУЛОН"
Ответчик: Банк России, Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ