г. Самара |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А55-12379/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07.12.2015 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт Победилово" на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 по делу N А55-12379/2015 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Аэропорт Победилово" (ИНН 4345094494, ОГРН 1054316500820), г.Киров, к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального государственного унитарного предприятия "Управление вневедомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (г.Москва), г.Самара, об оспаривании предписания,
в судебном заседании принял участие представитель Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Шубин А.Н. (доверенность от 09.04.2015 N 72),
представители ОАО "Аэропорт Победилово", ФГУП "Управление вневедомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Аэропорт Победилово" (далее - ОАО "Аэропорт Победилово", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным инспекторского предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, Управление) от 17.02.2015 N 5/15-03.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует федеральное государственное унитарное предприятие "Управление вневедомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 по делу N А55-12379/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Аэропорт Победилово" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Управление в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представитель Управления отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте проведения судебного заседания (от общества поступило соответствующее заявление).
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлении представителя Управления в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, по результатам внеплановой документарной проверки ОАО "Аэропорт Победилово", проведенной УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора на основании распоряжения начальника Управления от 03.02.2015 N 157, были выявлены нарушения воздушного законодательства в части обеспечения авиационной безопасности: охрана границ территории аэропорта Киров (периметр аэропорта) осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, что является нарушением требований пункта 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) и пункта 4 Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42 (далее - Правила N 42).
По результатам проверки составлен акт от 17.02.2015 N 5/15-05-АБ, на основании которого УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора выдало обществу инспекторское предписание от 17.02.2015 N5/15-03 о принятии мер по устранению выявленных нарушений в срок до 19.05.2015.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 1 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что объектами транспортной инфраструктуры являются, в частности, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;
Согласно пункту 3 статьи 40 ВК РФ аэропорт представляет собой комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Пунктом 1 статьи 83 ВК РФ установлено, что авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Согласно пункту 2 статьи 83 ВК РФ авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
В пункте 4 статьи 84 ВК РФ указано, что требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами. В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ВК РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц.
Согласно пунктам 3 и 4 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих, в частности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 84 ВК РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России от 18.04.2008 N 62, охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил N 42 предусмотрено, что охрана границ территории (периметра) аэропорта в отношении аэропортов осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 ВК РФ государственный надзор в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 84 ВК РФ предусмотрено, что при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте вправе давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.
Полномочия государственных транспортных инспекторов - должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в области гражданской авиации, определены Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций".
Согласно пункту 4 этого Положения государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и проверяет их исполнение.
УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора действует на основании Положения, утвержденного Приказом Ространснадзора от 11.08.2014 N АК-804фс, в соответствии с которым Управление, в частности, имеет право: проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории по обеспечению безопасности полетов, транспортной безопасности, авиационной безопасности (пункт 4.1.1), производить осмотр объектов транспортной инфраструктуры на предмет выполнения требований в области транспортной безопасности (пункт 4.1.2), выдавать субъектам надзора предписания об устранении нарушений обязательных требований (пункт 4.1.10).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора и соответствует требованиям, установленным вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Аэропорт Победилово" и Средневолжским филиалом ФГУП "УВО Минтранса России" на срок до 31.12.2014 был заключен договор от 09.01.2014 N 060/2014-1922 на оказание охранных услуг; дополнительным соглашением от 30.12.2014 срок действия данного договора был продлен до 20.01.2015.
По состоянию на день проведения проверки договорные отношения между сторонами не были оформлены, охрана границ территории (периметра) аэропорта осуществлялась службой авиационной безопасности общества.
Доводы общества о том, что оно вправе самостоятельно определять необходимые способы защиты аэропорта, противоречит вышеприведенным императивным требованиям пункта 6 статьи 84 ВК РФ и пункта 4 Правил N 42.
Для рассмотрения настоящего дела не имеют значения причины незаключения ОАО "Аэропорт Победилово" и Средневолжским филиалом ФГУП "УВО Минтранса России" нового договора на оказание охранных услуг или непродления срока действия ранее заключенного договора, наличие у службы авиационной безопасности аэропорта сертификата на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности, а также отсутствие установленных фактов доступа посторонних лиц в охраняемую зону аэропорта и на воздушные суда, находящиеся на стоянках.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора имелись законные основания для выдачи обществу оспариваемого инспекторского предписания.
Следовательно, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24 августа 2015 года по делу N А55-12379/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12379/2015
Истец: ОАО "Аэропорт Победилово"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: ФГУП "УВО Минтранса России", ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ"