г. Чита |
|
8 декабря 2015 г. |
Дело N А58-2492/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 декабря 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Даровских К.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.Е., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Лесное" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2015 года по делу N А58-2492/2015 по иску федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" (ИНН 1414006785, ОГРН 1021400691597, адрес: 678144, Республика Саха (Якутия), г. Ленск, ул. Урицкого, 16) к товариществу собственников жилья "Лесное" (ИНН 1414014289, ОГРН 1091414000424, адрес: 678144, Республика Саха (Якутия), г. Ленск, ул. Урицкого, 5) о взыскании 1 282 524, 88 рублей,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ИНН 1435237430, ОГРН 1111435000819, адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петра Алексеева, д.6/1),
(суд первой инстанции: Аринчёхина А. Ю.)
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 8" управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Лесное" о взыскании 1 082 524 руб. 88 коп задолженности за потребленные коммунальные услуги
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства. Ответчик полагает, что поскольку вправе собирать с населения оплату коммунальных услуг только в части, а недополученные доходы являются расходным обязательством Республики Саха (Якутия), то ответчик не может нести ответственность полностью в части оплаты коммунальных услуг. Так как ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг, а не поставщиком и не имеет на балансе источник жизнеобеспечения, ему не может быть предоставлена субсидия на возмещение недополученных доходов. Однако суд проигнорировал порядок предоставления субсидий и не дал этим обстоятельствам соответствующую правовую оценку.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы апеллянта отклонил, решение суда считает законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 15.05.2013 года между федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" (ресурсоснабжающая организация) и товариществом собственников жилья "ЛЕСНОЕ" (потребитель) заключен договор N66 на теплоснабжение, отпуск холодной и горячей воды через присоединенную сеть по экономически обоснованным тарифам утвержденными ГКЦ РЭК РС (Я).
Согласно п. 4.1 договора расчет количества потребляемой Потребителем тепловой энергии и теплоносителя производится в соответствии с Постановлением СМ ЯАССР "Нормирование расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР". Количество отпущенной тепловой энергии, холодной и горячей воды за расчетный месяц определяется в соответствии с величинами указанными в Приложении N 1
В соответствии с п. 4.2 ресурсоснабжающая организация не позднее 05 числа месяца, следующего за расчётным, оформляет потребителю счет-фактуру за весь расчетный период за фактически потребленную тепловую энергию (мощность), холодную (горячую) воду на объем, рассчитанный по пункту 4.1. Договора. Одновременно со счетом-фактурой ресурсоснабжающая организация выдает Потребителю акт выполненных работ в 2-х экземплярах. Потребитель обязан подписать и вернуть один экземпляр акта ресурсоснабжающей организации. В случае неполучения ресурсоснабжающей организацией со стороны Потребителя подписанного акта либо мотивированных возражений 5-дневный срок с даты его направления, объем потребленной тепловой энергии, холодной (горячей) воды указанной в акте, считается принятым Потребителем.
Расчетным периодом для расчета Потребителей с Теплоснабжающей организацией является календарный месяц.
Оплата за потреблённую тепловую энергию производится ежемесячно, в размере 1/12 годового объема, с учетом ранее внесенных платежей. Окончательный расчет производится по состоянию на 31 декабря текущего года учетом фактической произведенной отгрузки тепловой энергии и произведенной оплаты по 1/12. 18.12.2013 между федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" (ресурсоснабжающая организация) и товариществом собственников жилья "ЛЕСНОЕ" (потребитель) заключен договор N198 на теплоснабжение, отпуск холодной и горячей воды через присоединенную сеть по экономически обоснованным тарифам.
Предметом настоящего договора является поставка, потребление и оплата тепловой энергии на цели отопления, холодной и горячей воды через присоединенную сеть в соответствии с установленными нагрузками в объеме ожидаемого потребления (приложениеN 1) на те же объекты, что и по договору N 66 от 15.05.2013.
Согласно п. 4.1 договора расчет количества и качества энергии, подаваемой потребителям, и расчеты между ним и ресурсоснабжающей организацией ведутся по нормативам потребления, утвержденным в порядке действующего законодательства, нормативно-технической документации и настоящего договора (приложение N 1).
В соответствии с п. 4.2 ресурсоснабжающая организация не позднее 05 числа месяца, следующего за расчётным, оформляет потребителю счет-фактуру за весь расчетный период за фактически потребленную тепловую энергию (мощность), холодную (горячую) воду на объем, рассчитанный по пункту 4.1. Договора. Одновременно со счетом-фактурой ресурсоснабжающая организация выдает Потребителю акт выполненных работ в 2-х экземплярах. Потребитель обязан подписать и вернуть один экземпляр акта ресурсоснабжающей организации. В случае неполучения ресурсоснабжающей организацией со стороны Потребителя подписанного акта либо мотивированных возражений 5-дневный срок с даты его направления, объем потребленной тепловой энергии, холодной (горячей) воды указанной в акте, считается принятым Потребителем.
Расчетным периодом для расчета Потребителей с Теплоснабжающей организацией является календарный месяц.
Оплата за потреблённую тепловую энергию производится ежемесячно, в размере 1/12 годового объема, с учетом ранее внесенных платежей. Окончательный расчет производится по состоянию на 30 июня 2014 года с учетом фактической произведенной отгрузки тепловой энергии и произведенной оплаты по 1/12.
Ответчик подписал договор N 198 с протоколом разногласий по пунктам 2.3.2, 3.1, 3.4, 4.6, 8.4, который истцом не подписан.
Договор на пользование тепловой энергией, отпуск горячего и холодного водоснабжения через присоединенную сеть по экономически обоснованным тарифам от 19.12.2014 ответчиком не подписан, в связи с тем, что как указал ответчик, не имеет возможности оплачивать услугу теплоснабжения по экономически обоснованным тарифам, в связи с несвоевременным предоставлением документов на оформление субсидии.
Согласно акту камеральной проверки истца от 05.11.2013 N 533 установлено, что истец исчислил налог на добавленную стоимость с суммы полученной оплаты за оказанные коммунальные услуги ответчику по договору от 15.05.2013.
По результатам проверки документов истца выявлено, что сумма исчисленного налога на добавленную стоимость при реализации товаров собственного производства, а также НДС при оказании услуг (выполнении работ) занижена в 1 квартале 2013 года на 166 145 руб.
В соответствии с п.п. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организация коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организация, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
При этом в соответствии с вышеуказанной нормой освобождения налогом на добавленную стоимость коммунальных услуг, реализуемых управляющими компаниями, ТСЖ и другим вышеуказанным налогоплательщикам, организациями коммунального комплекса, а так же поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, Кодексом не предусмотрено.
ФКУ ИК-8 УФСИН России по PC (Я) не является таковым налогоплательщиком, т.к. не является потребителем данных услуг у иных организаций коммунального комплекса, а является самим производителем данных услуг, посредством котельной расположенной на территории ФКУ ИК-8.
Письмом от 22.11.2013 N 04-24/4905 МРИФНС России N 2 по Республике Саха (Якутия) дополнительно уведомило истца, что истец не освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость в части реализации коммунальных услуг.
На основании изложенного, истцом ответчику выставлены счета на оплату за предоставляемые теплоэнергию, ХВС, ГВС с учетом налога на добавленную стоимость.
Истцом поставлены коммунальные ресурсы за период с июля по декабрь 2014 года, в подтверждение оказанных услуг в материалы дела представлены акты выполненных работ на общую сумму 1 353 133 руб. 85 коп., для оплаты истцом выставлены счета от 22.04.2015 N 00000003 на сумму 6 831 руб. 90 коп., N 00000004 на сумму 6 496 руб. 06 коп., N 00000005 на сумму 200 553 руб. 37 коп., N 00000006 на сумму 386 041 руб. 39 коп., N 00000007 на сумму 371 562 руб. 37 коп., от 16.06.2014 N 000000021 на сумму 381 648 руб. 76 коп. Документы приняты ответчиком без замечаний и возражений.
Согласно справке с бухгалтерии истца от 05.08.2015, с учетом частичной оплаты, задолженность ответчика перед истцом с учетом налога на добавленную стоимость составила 1 082 524 руб. 88 коп. в связи с чем истец обратился в суд.
Суд первой инстанции признал обоснованным расчет количества поставленной тепловой энергии по нормам потребления, в отсутствие приборов учета, согласно Постановлениям Правительства РС(ЯЧ) от 27.10.1995 N 470, от 26.06.2013 N 220, от 13.10.2012 N 446, по тарифам, утвержденным Постановлениями ГКЦ РЭК по РС(Я) от 20.12.2013 года N 309, от 03.12.2013 N 149, от 19.12.2013 N 287, с учетом технического паспорта.
Доводы ответчика относительно разногласий по количеству принятого коммунального ресурса, рассчитанного по нормативу, о не качественности услуг, судом исследованы и отклонены в силу бездоказательности.
Таким образом, признав подтвержденным факт оказания услуг на заявленную истцом сумму, суд на основании положений статей 539-544, 309, 310 ГК РФ, в отсутствие доказательств оплаты за потребленные ресурсы, правомерно удовлетворил требования истца.
Суть апелляционной жалобы сводится к неполучению ответчиком субсидий на возмещение недополученных доходов за 2 полугодие 2014 года, между тем данное обстоятельство не освобождает его от обязанности оплачивать ресурсоснабжающей организации потребленный ресурс в установленный договором срок. Причины же неполучения субсидии в предмет разрешения данного спора не входит.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2015 года по делу N А58-2492/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2492/2015
Истец: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)"
Ответчик: ТСЖ "ЛЕСНОЕ"
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий"