г. Москва |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А40-84992/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Марковой Т.Т., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ЖАСО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.09.2015 по делу N А40-84992/15, принятое судьей О.В. Лихачевой,
по иску ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295)
к ответчику АО "Страховое общество ЖАСО" (ОГРН 1027739006624)
о взыскании 2 995 783,66 руб.,
при участии:
от истца: |
Плетнева О.Н. по дов. от 16.10.2015; |
от ответчика: |
Волконский В.А. по дов. от 26.06.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "Страховое общество "ЖАСО" о взыскании страхового возмещения в размере 2 995 783,66 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.09.2015 иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с принятым судом решением, АО "ЖАСО" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, между истцом (страхователь) и ответчиком (страховщик) был заключен договор страхования гражданской ответственности владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчика от 06.11.2012 N 001/12-18.10/ДСК1.1.
В соответствии с п. 1.1. договора, страховщик обязуется за обусловленную договором страховую плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре событий (страхового случая) возместить третьим лицам (выгодоприобретателям) убытки, возникающие вследствие причинения вреда их жизни, здоровью, имуществу, а также убытки, возникающие вследствие причинения вреда окружающей природной среде.
К указанному договору страховщиком был выдан полис страхования гражданской ответственности владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчика N 519401 сроком действия с 00 час. 00 мин. 06.11.2012 по 24 час. 00 мин 05.11.2013.
Страховой случай произошел 09.05.2013 на станции Белая Калитва Северо-Кавказской железной дороги, а именно: произошло крушение грузового поезда N 2035, что подтверждается актом формы РБУ-1Ксх от 09.05.2013.
В результате крушения произошел сход вагонов с утратой следующего груза: "цинк" в вагоне N 52664935, отправки Защита-Новороссийск N И0942294 и "свинец" в вагоне N 52677168, отправки Защита-Новороссийск N И0942359.
Груз "цинк" из вагона N 52664935 утрачен частично, что подтверждается коммерческим актом N СКВ 1301377/39 от 25.05.2013, составленным на станции Белая Калитва, а также коммерческим актом N СКВ 1301678/902 от 20.06.2013, составленным на станции Новороссийск о выдаче уцелевшего груза "цинк" получателю ОАО "Новорослесэкспорт".
Груз свинец из вагона N 52677168 утрачен частично, что подтверждается коммерческим актом N СКВ 1301324/27 от 14.05.2013, составленным на станции Белая Калитва, а также коммерческим актом N СКВ 1301662/887 от 19.06.2013, составленным на станции Новороссийск о выдаче уцелевшего груза "свинец" грузополучателю ОАО "Новорослесэкспорт".
В соответствии с пунктом 7.1 договора о произошедшем на станции Белая Калитва транспортном происшествии передано информационное сообщение в ОАО "Страховое общество ЖАСО" (письмо Северо-Кавказской дирекции управления движением от 11.05.2013 N 1702/СКав Д).
Перевозка груза в перечисленных выше контейнерах и вагонах осуществлялась на условиях Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 (далее - СМГС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 СМГС претензии в письменном виде направляются отправителем - к дороге отправления, а получателем к дороге назначения. Отправителями грузов в соответствии с положениями указанной статьи СМГС предъявлены претензии к железнодорожной администрации Республики Казахстан АО "НК "Казахстан темiр жолы" на общую сумму 84 505,57 долларов США.
На основании пункта 29.7 Служебной инструкции к СМГС (СИ к СМГС) претензии направлены регулирующей железной дорогой для рассмотрения компетентному органу ОАО "РЖД", которым в соответствии с Приложением 19 к СМГС является служба коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Московской дирекции управления движением.
ОАО "РЖД" претензии рассмотрены, признаны обоснованными и удовлетворены в полном объеме, размер возмещения составил 84 419,97 долларов США.
Согласно п. 2.2. договора, событие признается страховым случаем, если оно произошло в результате транспортного происшествия на территории страхования, указанной в настоящем договоре. Транспортным происшествием согласно условиям договора, является событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда имуществу физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 6.4. договора страхователь имеет право при наступлении страхового случая с участием в качестве выгодоприобретателя иностранной компании без согласия страховщика возмещать ущерб причиненный иностранной компании, при этом сохраняя за собой право получить возмещение по страховому случаю от страховщика.
В соответствии с пунктом 2.11.1. Правил комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики расчеты по суммам, возмещенным по претензии, производятся на основании письма железнодорожной администрации, которая признала претензию. Признанная к оплате сумма включается в очередную сальдовую ведомость или бухгалтерскую выписку железнодорожной администрацией кредитором.
Согласно указанному пункту Правил, на основании писем компетентного органа ОАО "РЖД" об удовлетворении претензий, суммы, признанные к оплате, включены в бухгалтерскую выписку и платежную ведомость по взаиморасчетам между ОАО "РЖД" и железной дорогой Республики Казахстан по состоянию на 30.04.2014.
Общий размер ущерба, понесенный ОАО "РЖД" вследствие утраты перевозимого груза, на дату составления бухгалтерской выписки в рублевом эквиваленте по курсу Центрального Банка Российской Федерации составил 2 995 783,66 рублей.
Истцом в адрес ответчика было направлено заявление о выплате страхового возмещения от 08.08.2014 N Исх-7474/МоскД, которое оставлено ответчиком без удовлетворения.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 947 ГК РФ сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования, определяется соглашением сторон.
Пунктом 8.3 договора страхования предусмотрено, что если страхователь произвел выгодоприобретателю выплату компенсации причиненного вреда до получения страхового возмещения по указанному договору страхования, то страховое возмещение выплачивается страхователю в пределах произведенной им компенсации вреда после предоставления страховщику доказательства произведенных расходов, а также всех документов, предусмотренных правилами. Если страхователь произвел самостоятельно выгодоприобретателю компенсацию вреда, причиненного в результате страхового случая, страховое возмещение выплачивается страхователю в размере, определенном в соответствии с условиями договора.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорное событие не является страховым случаем подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии с п. 1.1 договора страховщик обязуется за обусловленную договором страховую плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре событий (страхового случая) возместить третьим лицам (выгодоприобретателям) убытки, возникающие вследствие причинения вреда их жизни, здоровью, имуществу, а также убытки, возникающие вследствие причинения вреда окружающей природной среде.
К указанному договору страховщиком был выдан полис страхования гражданской ответственности владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчика N 519401 сроком действия с 00 час. 00 мин. 06.11.2012 по 24 час. 00 мин 05.11.2013.
Согласно п. 2.2. договора, событие признается страховым случаем, если оно произошло в результате транспортного происшествия на территории страхования, указанной в настоящем договоре.
В соответствии с пунктом 6.4. договора страхователь имеет право при наступлении страхового случая с участием в качестве Выгодоприобретателя иностранной компании без согласия страховщика возмещать ущерб причиненный иностранной компании, при этом сохраняя за собой право получить возмещение по страховому случаю от страховщика.
Транспортным происшествием согласно условиям договора, является событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда имуществу физических и юридических лиц.
Таким образом, крушение грузового поезда N 2035, повлекшего сход вагонов с частичной утратой груза цинк и свинец, является страховым случаем.
Ссылка апеллянта на пункты Договора N N 7.3.2.2, 7.3.6, 7.3.9 о предоставлении Страховщику документов несостоятельна, поскольку документы, необходимые для осуществления страховой выплаты страховщиком при утрате груза регламентируется пунктом 7.3.4 договора страхования. Перечень документов, указанных в пункте 7.3.4 является закрытым, соответственно, требование страховщика о предоставлении каких-либо дополнительных сведений не законно.
Документы, указанные в пункте 7.3.4 документов были представлены в ОАО "Страховое общество ЖАСО".
Довод апелляционной жалобы о предположительном характере утраты перевозимого груза, ссылаясь на несоответствие актов, представленных истцом, в качестве подтверждения утраты спорного груза в результате наступления страхового случая, подлежит отклонению ввиду следующего.
Коммерческие акты оформлены в соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта РФ и пунктом 2 Правил составления актов при перевозках на железнодорожном транспорте, а именно в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом 14 и 25 мая 2013 года соответственно, в дополнение к акту общей формы N 52 от 09.05.2013, удостоверяющим факт крушения поезда.
В соответствии с Техническим заключением по случаю крушения от 10.05.2013 ст. Белая Калитва был допущен сход с рельсов локомотива и 51 вагона с последующим возгоранием 7 и детонацией цистерны с газом пропан. 1-й и 2-й после локомотива полувагоны в сходе всеми колесными парами, лежат на боку, следующие 46 вагонов в сходе всеми колесными парами и нагромождены друг на друга, 47-49 после локомотива вагоны в сходе всеми колесными парами. В результате схода повреждены до степени исключения из инвентарного парка 3 секции локомотива, 45 вагонов, 3 вагона повреждены в объеме капитального ремонта, 3 вагона в объеме деповского ремонта.
Согласно натурному листу поезда N 2035 вагоны N 52664935 (груз цинк) и N 52677168 (груз свинец) следовали 26 и 38 от начала поезда.
Соответственно, вышеназванные вагоны участвовали в сходе всеми колесными парами и были нагромождены друг на друга. Кроме того, из схемы схода поезда на ст.Белая Калитва усматривается, что возгорание 7-ми вагонов и детонация цистерны с газом произошло в том числе и при нагромождении вагонов друг на друга.
Таким образом, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом доказан факт утраты груза в связи с крушением поезда.
Кроме того, представленные истцом доказательства, подтверждающие исковые требования были приобщены судом к материалам дела в качестве доказательств.
Данные доказательства ответчиком не оспорены, иных доказательств, подтверждающих доводы относительно необоснованности исковых требований ответчиком не представлено и в материалах дела не содержится.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что крушение поезда N 2035 09.05.2015 на станции Белая Калитва, вследствие которого произошла утрата груза, является страховым случаем, а стоимость утраченного груза подлежит возмещению в соответствии с условиями договора страхования гражданской ответственности.
По существу, доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.09.2015 по делу N А40-84992/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84992/2015
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "ЖАСО", ОАО "Страховое общество ЖАСО"