город Омск |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А70-7250/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12319/2015) общества с ограниченной ответственностью "Гинтаре" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.09.2015 по делу N А70-7250/2015 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гинтаре" (ИНН 7224014531, ОГРН 1027200858574) к Управлению Росреестра по Тюменской области (ИНН 7202131175, ОГРН 1047200990891) об оспаривании отказа в государственной регистрации изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 57, ст. 1, выраженное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 20.03.2015 г. N 01/561/2014-334/7982; об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Гинтаре" - Логинова Вера Олеговна, предъявлен паспорт, по доверенности от 16.06.2014 сроком действия 3 года;
от Управления Росреестра по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гинтаре" (далее по тексту - ООО "Гинтаре", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Росреестра по Тюменской области (далее по тексту - Управление) об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 57, ст. 1, изложенном в сообщении об отказе в государственной регистрации от 20.03.2015 N 01/561/2014-344/7982; об обязании Управления устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.09.2015 по делу N А70-7250/2015 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований ввиду законности отказа в государственной регистрации.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Гинтаре" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.09.2015 по делу N А70-7250/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что Управление, в нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не направило в адрес ООО "Гинтаре" уведомление о приостановлении государственной регистрации от 17.02.2015.
Представитель Общества в судебном заседании поддержала заявленные доводы.
Управление в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 11.06.2004 N 72 НЕ 052662 Обществу на праве собственности принадлежит нежилое строение с общей площадью 61,50 кв.м, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 57, стр. 1. Указанный объект недвижимого имущества был реконструирован (возведен пристрой, надстроен мансардный этаж), в результате чего изменилась общая площадь объекта, его этажность.
В рамках дела N А70-2894/2012 Арбитражным судом Тюменской области рассматривались требования ООО "Гинтаре" о сохранении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 57, стр. 1 в реконструированном виде; о признании за ООО "Гинтаре" права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная д. 57 стр.1 в реконструированном виде (встречное заявление).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.09.2013 по делу N А70-2894/2012 было признано право собственности ООО "Гинтаре" на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная 57 стр. 1. В части требования ООО "Гинтаре" о сохранении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная 57 стр. 1, в реконструированном виде, в иске было отказано.
05.11.2014 Общество обратилось в Управление с заявлением о прекращении права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое строение, назначение нежилое, общей площадью 61,5 кв.м, этаж 1, кадастровый номер 72:23:0218005:383, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная 57 стр. 1 и с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - аптечный склад, учрежденческое, назначение: нежилое здание, 3-этажный (подземных этажей -0), общей площадью 232,8 кв.м, инв. N 11699, лит А1, А2, А3, кадастровый номер 72:23:0218005:383.
18.11.2015 на основании заявления Общества государственная регистрация была приостановлена сроком до 17.02.2015.
17.02.2015 государственная регистрация была приостановлена по инициативе Управления до 16.03.2015.
Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации от 17.02.2015 N 01/561/2014-334/4468, основанием для приостановления регистрации послужили следующие обстоятельства.
На основании имеющейся в Управлении и представленной в дело правоустанавливающих документов технической документации Управлением было установлено, что нежилое здание, расположенное по адресу г. Тюмень, ул. Холодильная 57 стр. 1, было реконструировано.
В целях получения необходимой информации Управлением 13.11.2014 в рамках межведомственного взаимодействия был направлен запрос в Департамент земельных отношений градостроительства Администрации г. Тюмени для получения информации о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости с кадастровым номером 72:23:0218005:383 площадью 232, 8 кв.м. По указанному запросу получен ответ от 14.11.2014 о том, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось.
При этом, Управлением установлено, что распоряжение Территориального управления по Ленинскому административному округу Администрации г. Тюмени от 07.04.2004 N 415 не подтверждает возникновение права собственности Общества на указанный выше объект недвижимого имущества площадью 232, 8 кв.м.
На основании изложенного, Управление предложило Обществу самостоятельно представить на государственную регистрацию документы, предусмотренные статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подтверждающие правомерность реконструкции, а именно, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после произведенной реконструкции, иные документы, либо судебный акт, вступивший в законную силу.
В Сообщении от 20.03.2015 N 01/561/2014-334/7982 Обществу было отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - аптечный склад, учрежденческое, назначение: нежилое здание, 3-этажный (подземных этажей - 0), общей площадью 232,8 кв.м, инв. N 11699, лит А1, А2, А3, кадастровый номер 72:23:0218005:383.
Отказ в государственной регистрации мотивирован ссылками на положения абзаца 10 (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя) и абзаца 13 (ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе) пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации, Закон N 122-ФЗ).
В обоснование отказа в государственной регистрации Управление ссылается на отсутствие документов, подтверждающих правомерность реконструкции, а именно, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после произведенной реконструкции, иных документов либо судебного акта, вступившего в законную силу.
Заявитель, считая, что указанный отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, а также создает препятствия для осуществления Обществом экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.09.2015 по делу N А70-7250/2015 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В данном случае Обществом оспаривается решение Управления об отказе в государственной регистрации изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 57, ст. 1, изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 20.03.2015 N 01/561/2014-344/7982.
Согласно статье 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ определено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях (пункт 3 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу положений статьи 18 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
В данном случае Управлением было установлено осуществление Обществом реконструкции объекта недвижимого имущества - нежилого здания, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная 57 стр. 1, в результате которой изменились общая площадь объекта и его этажность. Однако документы, подтверждающие возникновение права собственности на реконструированный объект недвижимого имущества, предусмотренные статьями 17, 28 Закона о регистрации не были представлены Обществом на государственную регистрацию.
Как было указано выше, согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации от 17.02.2015, Управление пришло к выводу о необходимости представления на государственную регистрацию документов, подтверждающих правомерность реконструкции, а именно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после проведенной реконструкции, либо судебного акта, вступившего в законную силу. Данные документы Обществу необходимо было представить в срок до 16.03.2015.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, документов в ответ на указанное уведомление Обществом не представлено.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Таким образом, в данном случае Управлением было обоснованно отказано в государственной регистрации, поскольку Обществом не были представлены на государственную регистрацию необходимые документы.
Как было указано ранее, решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.09.2013 по делу N А70-2894/2012, вступившим в законную силу, было признано право собственности ООО "Гинтаре" на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная 57 стр. 1.
Согласно расписке о получении документов на государственную регистрацию от 05.11.2014 судебный акт по делу N А70-2894/2012 на государственную регистрацию представлен не был.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что у Общества отсутствовала обязанность по представлению судебного акта на государственную регистрацию, при этом Управление не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе. (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Как было указано ранее, одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты (пункт 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
При этом, судебные акты не относятся к числу документов, которые могут быть получены в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с пунктом 249 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 N 789, государственный регистратор при проведении правовой экспертизы в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта, помимо предусмотренных статьей 28 Закона о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав на основании судебного акта, проверяет: 1) правильность оформления копии судебного акта; 2) вступил ли судебный акт в законную силу; 3) наличие в судебном акте сведений об объекте недвижимости, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.09.2013 по делу N А70-2894/2012 с отметкой о вступлении в законную силу подлежало представлению на государственную регистрацию права собственности Общества на аптечный склад, учрежденческое, назначение: нежилое здание, 3-этажный (подземных этажей -0), общей площадью 232,8 кв.м, инв. N 11699, лит А1, А2, А3, кадастровый номер 72:23:0218005:383.
Апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что Управление в нарушение части 5 статьи 19 Закона N 122-ФЗ не направило в адрес ООО "Гинтаре" уведомление о приостановлении государственной регистрации от 17.02.2015.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона N 122-ФЗ в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.
Пунктом 5 указанной статьи установлена обязанность регистрирующего органа направить уведомление о приостановлении государственной регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственной регистрации прав, заявителю (заявителям) по указанному в заявлении о государственной регистрации прав адресу. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав может быть выдано заявителю (заявителям) лично.
Исходя из Требований к заполнению форм заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ограничений (обременений), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество, об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, о погашении записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника (его законного представителя), об отзыве ранее представленного заявления о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника (его законного представителя), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29.11.2013 N 722, настоящие Требования устанавливают правила заполнения форм заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ограничений (обременении), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество (далее - заявление, заявление 1).
Пунктом 10 Приложения N 5 указанных Требований установлено, что при заполнении реквизита "Способ получения документов" заявления 1 выбирается один из способов получения (направления) документов, за исключением графы "Также по адресу электронной почты", которая может быть выбрана одновременно с любым иным способом получения (направления) документов ("Лично", "Почтовым отправлением по адресу", "Посредством отправки XML-документа с использованием веб-серверов", "По адресу электронной почты в виде ссылки на электронный документ").
Как усматривается из материалов дела, в заявлении от 05.11.2014 о государственной регистрации Обществом был выбран способ получения документов (в том числе, уведомления о приостановлении государственной регистрации) "лично" (т. 1, л.д. 92).
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства и фактических обстоятельств дела, в данном случае Общество, через своего представителя, должно было лично обратиться в Управление для получения уведомления о приостановлении государственной регистрации.
Как было указано ранее, первоначально государственная регистрация была приостановлена сроком до 17.02.2015 на основании заявления Общества.
Представитель Общества в судебном заседании пояснила, что из телефонного разговора со специалистом Управления заявителю было также известно о приостановлении 17.02.2015 государственной регистрации.
Доказательства личного обращения заявителя в регистрирующий орган после 17.02.2015 для получения документов о ходе государственной регистрации в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного утверждение подателя жалобы о нарушении Управлением установленного пунктом 5 статьи 19 Закона о регистрации порядка направления уведомления о приостановлении государственной регистрации прав является неверным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на подателя жалобы, то есть на Общество. При этом Обществу надлежит возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 299 от 28.09.2015.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гинтаре" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.09.2015 по делу N А70-7250/2015 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гинтаре" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 299 от 28.09.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7250/2015
Истец: ООО "Гинтаре"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Третье лицо: Лавелин Андрей Сергеевич, Логинова Вера Олеговна