Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2016 г. N Ф06-5557/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
09 декабря 2015 г. |
А65-17443/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 сентября 2015 года по делу N А65-17443/2015 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района", Республика Татарстан, г. Бавлы,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
при участи третьего лица - Ибрагимова Р.М., Республика Татарстан, г. Заинск,
о признании незаконным решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление, антимонопольный орган) с требованием о признании незаконным решения УФАС по РТ от 14.04.2014 по жалобе N Т04-71/2015, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о защите конкуренции от 14.04.2015 г.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен - Ибрагимов Р.М. (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 сентября 2015 года заявление удовлетворено, признано недействительным решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ по делу N Т04-71/2015 от 14.04.2015 г.
Антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой указывая на доказанность нарушения организатором торгов положений статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении открытого аукциона 020315/0167167/01, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 сентября 2015 года по делу N А65-17443/2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором учреждение просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 сентября 2015 года по делу N А65-17443/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, в материалы дела поступило ходатайство подателя апелляционной жалобы о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей антимонопольного органа.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела N Т04-71/2015 послужило поступившее в адрес Татарстанского УФАС России обращение третьего лица, Ибрагимова Р.М. на действия организатора торгов - Палаты имущественных и земельных отношений Бавлинского МР РТ при проведении открытого аукциона 020315/0167167/01 от 02.03.2015 г. по продаже в собственность земельных участков, принадлежащих Бавлинскому муниципальному району, расположенных в Кзыл-Ярском, Крым-Сарайском, Поповском, Потапово-Тумбарлинском, Салиховском, Татарско-Кандызском сельских поселениях и г.Бавлы Бавлинского муниципального района Республики Татарстан по 14 ЛОТам.
По результатам анализа представленных документов антимонопольным органом было установлено следующее.
Извещение по продаже в собственность земельных участков, принадлежащих Бавлинскому муниципальному району, расположенных в Кзыл-Ярском, Крым-Сарайском, Поповском, Потапово-Тумбарлинском, Салиховском, Татарско-Кандызском сельских поселениях и г.Бавлы Бавлинского муниципального района Республики Татарстан по 14 ЛОТам размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) -02.03.2015 года.
Организатор торгов - Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.
Форма торгов - открытый аукцион.
Дата начала приема заявок - 27.02.2015 г.
Дата окончания приема заявок 23.03.2015 г.
Дата и время проведения аукциона 30.03.2015 г. в 09:00 часов.
Суть жалобы: по мнению заявителя, торги проводятся с нарушением норм действующего законодательства.
Антимонопольным органом было установлено, что в извещении по продаже в собственность земельных участков, принадлежащих Бавлинскому муниципальному району, расположенных в Кзыл-Ярском, Крым-Сарайском, Поповском, Потапово-Тумбарлинском, Салиховском, Татарско-Кандызском сельских поселениях и г.Бавлы Бавлинского муниципального района Республики Татарстан по 14 ЛОТам, размещённом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru - 02.03.2015 года указано, что "Аукцион проводится в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), распоряжением Палаты имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района, правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808". Вместе с тем, Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2020 г. N 808 утратили силу с 1 марта 2015 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.10.2014 г. N 1090.
По результатам рассмотрения дела N Т04-71/2015 решением от 14.04.2015 г. ответчик признал заявителя нарушившим ч.1 п.2 ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
В тот же день заявителю было выдано предписание по делу N Т04-71/2015, которым предписано:
1. Устранить выявленные нарушения требований части 1 статьи 17, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", для чего:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения вышеуказанных торгов;
- внести изменение в извещение N 020315/0167167/01 от 02.03.2015 г.;
- продлить срок подачи заявок;
-повторно провести торги в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. В течение 20 (двадцати) дней со дня получения настоящего предписания представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан доказательства исполнения настоящего предписания.
Не согласившись с принятым решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения и предписания по делу N Т04-71/2015 от 14.04.2015 г. незаконными.
В обоснование заявленных требований, заявитель указал, что извещение о проведении торгов было опубликовано 27 февраля 2015 года, тогда как Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс РФ дополнен главой V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в силу с 01.03.2015 г.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" к полномочиям антимонопольного органа отнесены возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний.
Частью 1 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном названным Законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.
В силу частей 2 и 4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение. На основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.
Таким образом, оспариваемые решение и предписания вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением процедуры возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что заявителю вменяется нарушение части 2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом было установлено, что в извещении по продаже в собственность земельных участков, принадлежащих Бавлинскому муниципальному району, расположенных в Кзыл-Ярском, Крым-Сарайском, Поповском, Потапово-Тумбарлинском, Салиховском, Татарско-Кандызском сельских поселениях и г.Бавлы Бавлинского муниципального района Республики Татарстан по 14 ЛОТам, размещённом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru - 02.03.2015 года, указано, что "Аукцион проводится в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), распоряжением Палаты имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района, правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808". Вместе с тем, как указывает антимонопольный орган, Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2020 г. N 808 утратили силу с 1 марта 2015 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.10.2014 г. N 1090.
Между тем, антимонопольным органом не учтено следующее.
Извещение о проведении торгов было опубликовано 27 февраля 2015 года, тогда как Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс РФ дополнен главой V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в силу с 01.03.2015 г.
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов может быть сформированный земельный участок с установленными границами. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. N 808 (ред. от 15.09.2011 г.) определяются порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
При продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков функции организатора торгов определяются полномочным органом местного самоуправления.
Согласно п.1.2., 3.1. Положения о Муниципальном казенном учреждении "Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан", п.1, ст.5, п.1 ст.57 Устава муниципального образования "Бавлинский муниципальный район" Республики Татарстан, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан" является органом местного самоуправления непосредственно осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению земельными участками от имени собственника - муниципального образования.
В соответствии с п.8 вышеуказанных Правил извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
Средством массовой информации, определенным органом местного самоуправления является газета Бавлинского района "Слава Труду" и "Хезмэткэ дан".
Как следует из представленных документов, в газете Бавлинского района "Слава Труду" от 27.02.2015 г. N 14 (9954) и в газете "Хезмэткэ дан" от 27.02.2015 г. N 13 (9953) было опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельных участков в собственность, принадлежащих Бавлинскому муниципальному району, расположенных в г.Бавлы, Исергаповском, Кзыл-Ярском, Крым-Сарайском, Поповском, Потапово-Тумбарлинском, Салиховском, Татарско-Кандызском сельских поселениях Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, по четырнадцати лотам. В извещении содержалась информация о форме торгов; предмете торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, кадастровом номере, разрешенном использовании земельного участка; организаторе торгов - МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан"; наименовании органа местного самоуправления, принявшего решение о проведении торгов, реквизитах указанного решения - Распоряжение Палаты имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан от 18.02.2015 N 77-р; начальной цене предмета торгов, шаге аукциона, размере задатка и реквизитах счета для его перечисления; порядке приема, адресе места приема, дате и времени начала и окончания приема заявок - с 27 февраля 2015 года по 23 марта 2015 года с 8.00 до 17.00 часов по адресу: РТ, г.Бавлы, ул. Энгельса, д.56, каб. N 8; место и срок подведения итогов торгов, порядке определения победителей торгов - 30 марта 2015 года в 9 часов 00 минут по московскому времени по адресу: РТ, г.Бавлы, пл. Победы, 4. Победителем аукциона признается участник, предложивший наибольшую сумму за выставленный лот в ходе проведения торгов.
Опубликованная информация предоставляла возможность получить дополнительные сведения относительно проводимого аукциона - в дни приема заявок по адресу: РТ, г.Бавлы, ул.Энгельса, д.56, каб. N 8.
Также необоснованным является вывод антимонопольного органа в части того, что в нарушение частей 19 и 20 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ организатором торгов не соблюден срок публикации извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ, и установлена дата начала подачи заявок до публикации извещения на официальном сайте.
По вопросу размещения информационного сообщения на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru следует учитывать, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. N 808 (ред. от 15.09.2011 г.) не содержат положений, предусматривающих обязательное размещение информации о проведении продажи земельных участков на официальном сайте торгов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 808 извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 апреля 2004 г. N 161 утвержден перечень средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения. Согласно данному Постановлению в Бавлинском муниципальном районе закреплены 2 официальных источника: русскоязычная газета "Слава труду" и татароязычная газета "Хезмэткэ дан".
Обязательный порядок и срок публикации извещения в средстве массовой информации, предусмотренный п.8 Правил, заявителем соблюден.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделан правомерный вывод о недоказанности ответчиком нарушения заявителем положений части 2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и законности принятого решения.
На основании изложенного, требования заявителя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о недоказанности нарушения положений части 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в виду того что оспариваемым решением организатор торгов был признан нарушившим часть 2 пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Данный довод ответчика не является основанием для отмены обжалуемого решения суда. Указание судом первой инстанции в абзаце 4 на стр.9 решения суда о недоказанности нарушения заявителем положений части 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является опечаткой в части указания статьи 15 названного закона, которая была исправлена судом первой инстанции определением от 14.10.2015 года ( т.1 л.д.178).
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы оспариваемого решения ответчика и были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права. Материалами дела не подтвержден и не доказан факт нарушения заявителем положений части 2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 сентября 2015 года по делу N А65-17443/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17443/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2016 г. N Ф06-5557/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Бавлинского муниципального района", г. Бавлы
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан г. Казани, г. Казань
Третье лицо: Ибрагимов Р. М.