г. Томск |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А45-20451/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Васильевой С. В. с использованием средств аудиозаписи, после перерыва - помощником судьи Гальчук М. М. без использования средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: до перерыва - Сысоева Ю. В. по доверенности от 07.12.2015 года (сроком на 1 год), после перерыва - без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гусейнова Азера Кялби оглы (N 07АП-11428/15)
на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 октября 2015 года по делу N А45-20451/2015 (судья Абаимова Т.В.) |
о возвращении заявления
по заявлению индивидуального предпринимателя Гусейнова Азера Кялби оглы, г. Новосибирск (ОГРНИП 305540502400034, ИНН 540506759539)
к Отделу Управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области в Октябрьском районе г. Новосибирска, г. Новосибирск
об изменении постановления от 21.09.2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гусейнов Азер Кялби оглы (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Отделу Управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области в Октябрьском районе г. Новосибирска (далее по тексту - заинтересованное лицо, административный орган) об изменении постановления от 21.09.2015 года и назначении административного наказания в виде предупреждения.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 02 октября 2015 года заявление предпринимателя возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Не согласившись с определением суда, предприниматель обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Новосибирской области от 02.10.2015 года, направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что арбитражным судом неправильно применены нормы процессуального права, поскольку в основе спора между заявителем и административным органом лежит хозяйственная деятельность, которая послужила незаконному вынесению постановления о привлечении к административной ответственности, следовательно, рассмотрение настоящего спора отнесено к компетенции арбитражных судов.
Подробно довод заявителя изложен в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 10.12.2015 года до 09.05 ч.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом.
Часть 2 статьи 207 АПК РФ предусматривает, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пункт 3 части 1 статьи 29 АПК РФ устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Из названных норм права следует, что арбитражному суду подведомственны жалобы (заявления) на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ не предусматривает возможности рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума от 19 декабря 2013 года N 40) указано, что жалобы юридических лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо привлечено к административной ответственности не в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного им административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, разъяснено, что при установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как правовые средства, так и средства административного регулирования - разрешение совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д. Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности.
Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения, в том числе, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Указанный вывод прямо следует из содержания пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Статья 18.15 включена в главу 18 "Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации" КоАП РФ, то есть объектом посягательства является установленный нормативными правовыми актами режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Надлежащее выполнение лицом требований в области привлечения к труду на территории Российской Федерации иностранных граждан само по себе не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность, ввиду этого привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 18.15 КоАП РФ, напрямую не связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им хозяйственной деятельности, сами по себе, не дают оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. Выполнение лицом вышепоименованных требований в области привлечения к труду на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что возникший спор не является экономическим, не связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и, соответственно, не подведомствен арбитражному суду; с учетом положений статьи 29 АПК РФ и позиции, изложенной в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", заявление об оспаривании постановления о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Таким образом, руководствуясь пунктом 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 года N 10, учитывая, что в целях процессуальной экономии при осуществлении правосудия, соблюдения прав заявителя на рассмотрения спора компетентным судом, ускорения решения вопроса о проверке законности оспариваемого постановления, суд первой инстанции, применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, правомерно возвратил заявление предпринимателю.
При изложенных обстоятельствах, определение Арбитражного суда Новосибирской области от 02.10.2015 года о возвращении заявления по делу N А45-20451/2015 является законным, основания для его отмены, а равно для удовлетворения апелляционной жалобы, отсутствуют.
При этом заявитель имеет право обратиться с соблюдением правил подведомственности с заявлением об оспаривании постановления административного органа в суд общей юрисдикции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку уплата государственной пошлины при обжаловании определения о возвращении заявления не предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 октября 2015 года по делу N А45-20451/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-20451/2015
Истец: Гусейнов Азер Кялби оглы, ИП Гусейнов Азер Кялби оглы
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области в Октябрьском районе г. Новосибирска