г. Вологда |
|
09 декабря 2015 г. |
Дело N А05-8549/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
при участии от Архангельской таможни Ивашевского С.В. по доверенности от 24.09.2015 N Д-317,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 октября 2015 года по делу N А05-8549/2015 (судья Чурова А.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
закрытое акционерное общество "Нордавиа - Региональные Авиалинии" (ОГРН 1042900018908; ИНН 2901126323; место нахождения: 163053, город Архангельск, территория Аэропорт Архангельск; далее - ЗАО "Нордавиа-РА", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне (ОГРН 1022900540871; ИНН 2901065254; место нахождения: 163045, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 138; далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.07.2015 N 10203000-152/2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Таможня с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Считает, что незавершение в установленном порядке таможенной процедуры временного ввоза не лишает товар статуса товара, находящегося под таможенным контролем.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.
Общество в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ЗАО "Нордавиа-РА" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя таможни, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 18.11.2013 оформило в таможенном органе с таможенным режимом временного ввоза по декларации на товары N 10203100/181113/0002067 товар "Специализированная транспортировочная тележка".
Товар по декларации на товары N 10203100/181113/0002067 оформлен с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин. Срок временного ввоза товара установлен таможенным органом до 31.12.2013. На основании заявлений общества срок временного ввоза продлен до 30.10.2014.
На основании письменных заявлений общества срок временного ввоза товара продлен таможней до 30.10.2014.
В установленный срок товар с таможенной территории Таможенного союза обществом не был вывезен. Таможенная процедура временного ввоза (допуска) в отношении спорного товара не была завершена. Товар находился во владении ЗАО "Нордавиа-РА".
Приказом Федеральной таможенной службы от 13.08.2014 N 1534 (далее - Приказ N 1534), вступившим в законную силу 15.11.2014, утверждена форма и порядок представления отчетности о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
До указанной даты порядок представления отчетности в порядке части 4 статьи 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) определен не был.
Таможенный орган пришел к выводу о том, что в связи с принятием данного Приказа N 1534 на момент нахождения товара под таможенной процедурой временно ввоза у общества в период с 15.11.2014 (дата вступления в силу Приказа N 1534) по 21.11.2014 (дата истечения 6-месячного срока, установленного частью 13 статьи 177 Закона N 311-ФЗ) возникла обязанность по представлению отчетности лица, пользующегося и (или) владеющего иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Однако срок представления этой отчетности по состоянию на 21.11.2014 заявителем не соблюден.
В связи с этим в отношении общества составлен протокол от 07.07.2015 N 10203000-152/2015 об административном правонарушении по статье 16.15 КоАП РФ.
Как следует из указанного протокола, по состоянию на 21.11.2014 обществом не предоставлена отчетность о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска).
Постановлением от 21.07.2015 N 10203000-152/2015 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании его незаконным и отмене.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу положений части 7 указанной статьи Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Суд первой инстанции, установив в действиях общества отсутствие события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 16.15 КоАП РФ, принял решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
В соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 13 статьи 177 Закона N 311-ФЗ лица, пользующиеся и (или) владеющие товарами, помещенными под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада или выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, или с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, связанными с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), после выпуска товаров, не реже одного раза в шесть месяцев или по требованию таможенного органа обязаны представлять отчетность о выполнении требований и условий применения указанных таможенных процедур, а также о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами. Лица, хранящие иностранные товары, за исключением уполномоченных экономических операторов, обязаны представлять отчетность о хранящихся товарах в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Порядок представления таможенным органам отчетности, указанной в настоящей части, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно части 16 статьи 177 Закона N 311-ФЗ за непредставление и (или) несвоевременное представление в установленный срок в таможенный орган отчетности, а равно за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, указанные выше лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и форма представления отчетности о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) утверждены Приказом N 1534.
Срок, установленный таможенным законодательством таможенного союза, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями и числами. Срок может также исчисляться указанием на событие, которое должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено (пункт 1 статьи 5 ТК ТС).
Пунктом 7 статьи 5 ТК ТС установлено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Письменные заявления и извещения, сданные в учреждение (организацию) почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, считаются сданными в срок.
В соответствии со статьей 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 280 ТК ТС, срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. По письменному заявлению декларанта срок временного ввоза товаров может быть продлен таможенным органом в пределах срока, указанного в части первой настоящего пункта, либо срока, определенного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Завершение и приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) осуществляется в соответствии со статьей 281 ТК ТС.
Так, в силу части 1 статьи 281 названного Кодекса, действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
До истечения срока временного ввоза действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть приостановлено в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного склада либо иную таможенную процедуру,
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, декларант в срок до 30.10.2014 обязан был совершить действия, направленные на завершение или приостановление процедуры временного ввоза (допуска), то есть задекларировать товар или поместить его на таможенный склад.
Однако, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, таких действий общество не совершило.
В данном случае суд первой инстанции правомерно указал на то, что с учетом вышеизложенных норм права ввезенный ЗАО "Нордавиа-РА" товар после 30.10.2014 не мог находиться под процедурой временного ввоза, так как по истечении данного срока применение такой таможенной процедуры в отношении спорного товара является незаконным.
Между тем при привлечении общества к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ таможня сослалась на нарушение заявителем срока представления отчетности по данной таможенной процедуре по состоянию на 21.11.2014 (дата истечения 6-месячного срока, установленного частью 13 статьи 177 Закона N 311-ФЗ), тогда как такая отчетность должна представляться лицами, законно применяющими таможенную процедуру временного ввоза (допуска) в отношении ввезенного ими товара.
Следовательно, как обоснованно указано судом, требование ответчиком представления обществом отчетности о выполнении условий применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), как лицом, незаконно применяющим таможенную процедуру, является необоснованным и противоречащим положениям статьи 206 ТК ТС.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае общество могло быть подвергнуто административной ответственности по части 3 статьи 16.19 КоАП РФ за незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, а не по статье 16.15 названного Кодекса за непредставление отчетности о выполнении требований и условий таможенной процедуры, применение которой осуществляется декларантом незаконно.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о том, что в данном случае отсутствует событие административного правонарушения по статье 16.15 КоАП РФ.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушении является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, и основаны на неверном толковании норм права.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что решение принято арбитражным судом первой инстанции при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 октября 2015 года по делу N А05-8549/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8549/2015
Истец: ЗАО "НОРДАВИА - РЕГИОНАЛЬНЫЕ АВИАЛИНИИ"
Ответчик: АРХАНГЕЛЬСКАЯ ТАМОЖНЯ