г. Владивосток |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А51-18382/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-10378/2015
на решение от 14.10.2015
судьи Е.И. Андросовой
по делу N А51-18382/2015 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению закрытого акционерного общества "Давос" (ИНН 2536176137, ОГРН 1062536050345, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.09.2006)
об обязании Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002) выплатить проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей, в размере 9738,72 руб. по ДТ N 10714040/080513/0018750,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Давос" (далее по тексту - заявитель, общество, ЗАО "Давос") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Находкинской таможне (далее по тексту - таможенный орган, таможня) об обязании выплатить проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары N 10714040/080513/0018750, за период с 12.06.2013 по 05.11.2013 в сумме 9738,72 рублей.
Также общество ходатайствовало о взыскании с таможенного органа 15.000 рублей судебных издержек на оплату услуг представителя.
Решением от 14.10.2015 суд удовлетворил заявленные обществом требования в полном объеме. Кроме того, с таможни в пользу заявителя были взысканы судебные расходы в сумме 7.000 рублей, в том числе судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 2.000 рублей и судебные издержки на оплату услуг представителя в сумме 5.000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судом решением, Таможня обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе таможенный орган указал, что суд первой инстанции неправильно применил положения части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании", обязав таможню уплатить проценты на сумму излишне взысканных таможенных платежей в то время, когда срок их возврата не нарушен.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В мае 2013 года во исполнение внешнеторгового контракта ООО "МПВ" на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены товары, задекларированные таможенным представителем ЗАО "Давос" (договор на оказание услуг по таможенному оформлению от 28.12.2012 N 86/2012), по рассматриваемой ДТ. Таможенная стоимость товаров определена по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе таможенного контроля таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по первому методу.
В связи с указанными обстоятельствами таможней было принято решение о проведении дополнительной проверки от 09.05.2013, направлен запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости, а также расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму 703872,54 рублей.
В целях выпуска товаров декларант распорядился о списании денежных средств в сумме 703872,54 рублей.
Таможенный орган произвел списание денежных средств в качестве денежного залога, о чем выдал таможенную расписку N ТР-6314425.
По результатам проведения дополнительной проверки таможенным органом было принято решение от 01.06.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по рассматриваемой ДТ.
В связи с принятием указанного решения таможенный орган направил в адрес заявителя решение от 11.06.2013 N 10-15/17295 о зачете денежных средств в размере 293105,33 рублей в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей по рассматриваемой ДТ.
Не согласившись с решением таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.07.2013 по делу N А51-16726/2013, вступившим в законную силу, признано незаконным решение Находкинской таможни от 01.06.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10714040/080513/0018750.
26.07.2013 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей в сумме 293105,33 руб.
Письмом Находкинской таможни от 29.07.2013 заявитель был извещен об отказе в возврате денежных средств.
Не согласившись с решением таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.09.2013 по делу N А51-23675/2013, вступившим в законную силу, признано незаконным решение Находкинской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 293105,33 рублей, пеней в сумме 2015,10 рублей по ДТ N10714040/080513/0018750, оформленное письмом N 10-15/23492 от 29.07.2013.
ЗАО "Давос" 10.10.2013 повторно обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Возврат денежных средств был произведен таможенным органом 06.11.2013.
Поскольку возврат излишне взысканных таможенных платежей осуществлен таможней без учёта суммы процентов, начисляемых в порядке части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
14.10.2015 был вынесен обжалуемый судебный акт.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с данным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" (далее - Федерального закона N 311-ФЗ), излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Пунктом 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 данного Федерального закона таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата излишне взысканных таможенных платежей проценты подлежат начислению в любом случае, независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 150 Федерального закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
Статьей 154 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом.
Как правильно указал суд первой инстанции, принятие таможенным органом решения о зачете денежного залога свидетельствует о принудительном взыскании денежных средств с декларанта.
Согласие общества на списание денежных средств из суммы денежного залога в счет погашения требования не является его добровольным исполнением обязанности по уплате таможенных платежей, а направлено на избежание негативных последствий, возникающих в случае неисполнения решения о проведении дополнительной проверки.
Как следует из материалов дела, взыскание спорных платежей произошло путем принятия таможней решения о зачете денежного залога, внесенного обществом, без выставления требования об уплате начисленных дополнительного таможенных платежей, т.е. в принудительном порядке.
Таким образом, 293.105,33 рублей таможенных платежей являются излишне взысканными с общества и в соответствии с частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ при их возврате проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания этой суммы, по день фактического возврата.
В соответствии с частью 1 статьи 117 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер указанных в настоящей статье денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов - с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога.
Таким образом, датой фактического взыскания таможенных платежей является дата решения о зачете денежных средств - 11.06.2013, фактический возврат денежных средств обществу был осуществлен 06.11.2013.
Учитывая вышеизложенное, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества о взыскании с таможенного органа процентов в сумме 9738,72 рублей за период с 12.06.2013 по 05.11.2013.
Расчет процентов коллегией проверен и признан правильным. При расчете процентов заявителем правильно применено количество дней в году, поскольку согласно разъяснениям, данным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 11372/13 от 21.01.2014, количество дней в соответствующем году принимается равным 365 или 366 дням.
Довод Таможни, заявленный в апелляционной жалобе, о том, что суд первой инстанции неправильно применил положения части 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ, обязав таможню уплатить проценты на сумму излишне взысканных таможенных платежей в то время, когда срок их возврата не нарушен, коллегия отклоняет, как основанный на неверном толковании норм права.
Учитывая результаты рассмотрения спора, в соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ заявитель имел право на компенсацию понесенных судебных расходов.
Как следует из материалов дела, заявленные Обществом судебные расходы в сумме 15.000,00 руб. составили расходы на оплату услуг представителя. Данные расходы подтверждаются имеющимися в материалах дела документами: договором N 417 на оказание юридических услуг от 28.08.2015, актом от 03.09.2015 N 417/1, платежным поручением от 03.09.2015 N 1416.
С учётом положений части 2 статьи 110 АПК РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 N 454-О, Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" о разумных пределах взыскиваемых расходов, учитывая сложившуюся в Приморском крае стоимость оплаты юридических услуг, исходя из оценки установленных обстоятельств настоящего спора, учитывая, что настоящее дело не является сложным, что по данному виду споров существует устоявшаяся судебная практика, в связи с чем подготовка к делу не требовала от представителя общества значительных трудозатрат и затрат времени, анализа большого объема документов и судебной практики, учитывая объем оказанных обществу юридических услуг, коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно признал понесенные обществом расходы разумными, достаточными и подлежащими взысканию с таможни в размере 5.000 руб.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно взыскал с таможни в пользу общества расходы по оплате государственной пошлины в размере 2.000 рублей.
В апелляционной жалобе таможенный орган не заявил возражений относительно взыскания с него судебных расходов в указанных суммах.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.10.2015 по делу N А51-18382/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18382/2015
Истец: ЗАО "ДАВОС"
Ответчик: НАХОДКИНСКАЯ ТАМОЖНЯ