г. Вологда |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А05-10019/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Козловой С.В. и Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Малиновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деком-3" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 сентября 2015 года по делу N А05-10019/2014 (судья Сметанин К.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Архангельскоблгаз" (ОГРН 1022900531070; ИНН 2900000543; место нахождения: 163045, г. Архангельск, пр-кт Обводный канал, д. 96; далее - ОАО "Архангельскоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Деком-3" (ОГРН 1112901001674; ИНН 2901211579; место нахождения: 163011, г. Архангельск, ул. Лермонтова, д. 23, стр. 25, пом. 2; далее - ООО "Деком-3") о взыскании 164 936 руб. 10 коп. задолженности за услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО), оказанные в период с февраля по июнь 2014 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.12.2014 с ООО "Деком-3" в пользу ОАО "Архангельскоблгаз" взыскано 60 659 руб. 30 коп. задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.07.2015 решение суда первой инстанции от 16.12.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 06.03.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
При новом рассмотрении дела ОАО "Архангельскоблгаз" уточнило требования, просило взыскать с ООО "Деком-3" 79 503 руб. 34 коп.
Решением суда от 21.09.2015 с ООО "Деком-3" в пользу ОАО "Архангельскоблгаз" взыскано 79 503 руб. 34 коп. долга, а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С ООО "Деком-3" в федеральный бюджет взыскано 1180 руб. государственной пошлины.
ООО "Деком-3" с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ОАО "Архангельскоблгаз" отказать. По мнению апеллянта, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Постановление N 410) установлено отсутствие у абонента (физического лица) обязанности по обеспечению аварийно-диспетчерского обслуживания внутридомового газового оборудования и оплате таких услуг, и, как следствие, данная обязанность также отсутствует и у ответчика. Ссылается на отсутствие газового оборудования, относящегося к общедомовому имуществу, в связи с чем заключение договора на его обслуживание не требуется.
ОАО "Архангельскоблгаз" в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Архангельскоблгаз" (исполнитель) и ООО "Деком-3" (заказчик) 01.01.2012 заключен договор, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства осуществлять услуги по обслуживанию и ремонту ВДГО в многоквартирных домах, находящихся в управлении заказчика, а заказчик обязался оплачивать оказанные услуги (выполненные работы) в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
В приложении 1 к договору стороны согласовали перечень газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Деком-3", в отношении которых ОАО "Архангельскоблгаз" должно было оказывать соответствующие услуги.
В приложении 2 к договору установлена стоимость услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию ВДГО на 1 газифицированное помещение в год в размере 243 149 руб. (на 2-е полугодие 2013 года).
Истец, ссылаясь на то, что в период с 01.02.2014 по 30.06.2014 осуществлял аварийно-диспетчерское обслуживание ВДГО многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, а последний оказанные истцом услуги не оплатил, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя уточненные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 названного Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В силу части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2 и 5).
В соответствии с пунктом 128 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в жилом доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования в жилом доме и при соблюдении условий, указанных в пункте 131 указанных Правил, а именно: газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме в отношении внутриквартирного газового оборудования с собственником жилого или нежилого помещения или нанимателем жилого помещения (государственного или муниципального жилищного фонда).
Согласно подпункту "г" пункта 3 названных Правил предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В силу подпункта "е" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме является соответствие технического состояния внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям и его готовность для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, нормы жилищного законодательства предусматривают, что обеспечение надлежащего технического состояния ВДГО и внутриквартирного газового оборудования, которое означает, прежде всего, поддержание исправности этого оборудования, осуществляется путем технического обслуживания и ремонта на основании комплексного договора о техническом обслуживании и ремонте, заключенного со специализированной организацией.
Согласно пункту 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила N 410), заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования является собственник (пользователь, расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование). От имени собственника (пользователя) помещения договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования может быть подписан управляющей организацией.
В силу пункта 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно подпункту "в" пункта 31 Правил N 354 исполнитель (в данном случае управляющая организация) обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
В силу пункта 5.5.6 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
В соответствии с пунктом 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок N 239), техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении N 1 к Порядку N 239, включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" наличие договора на техническое обслуживание ВДГО является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.
Из названных норм следует, что управляющие организации в целях надлежащего и своевременного исполнения принятых на себя обязательств в силу закона обязаны заключать договоры на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение ВДГО со специализированной организацией.
Отсутствие договора при доказанности исполнителем факта оказания услуг заказчику не освобождает последнего от обязанности своевременно оплатить оказанные услуги.
Как установлено судом, поставка населению сжиженного газа в спорные дома, обслуживаемые ООО "Деком-3", ответчиком не отрицается; аварийно-диспетчерское обслуживание ВДГО в этом случае предусмотрено законом. Затраты по обслуживанию внутридомового газового оборудования в состав тарифа на газ, утвержденного на 2014 год, не включены. Договоры на обслуживание газовых плит с владельцами квартир в спорный период не заключались. Доказательства оказания спорных услуг какой-либо иной организацией также не представлены.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Таким образом, ООО "Деком-3" обязано возместить истцу стоимость услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию ВДГО.
Согласно расчету истца, им предъявлено к взысканию 75 503 руб. 34 коп., в том числе 24 199 руб. 12 коп. за февраль 2014 года, 20 910 руб. 81 коп. за март 2014 года, 15 549 руб. 37 коп. за апрель 2014 года, 9422 руб. 02 коп. за май 2014 года, 9422 руб. 02 коп. за июнь 2014 года.
При этом в расчете истец применил согласованную на 2-е полугодие 2013 года в приложении 2 к договору стоимость услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию ВДГО в размере 243,149 руб. на 1 газифицированное помещение в год, а также сведения о количестве газифицированных помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых ответчиком.
Так, примененный истцом расчет задолженности соответствует контррасчету ответчика (т. 1, л. 81; т. 2, л. 52).
Все аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и учтены Арбитражным судом Архангельской области при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем данные аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 сентября 2015 года по делу N А05-10019/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деком-3" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шумилова |
Судьи |
С.В. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10019/2014
Истец: ОАО "Архангельскоблгаз", ОАО "АРХАНГЕЛЬСКОБЛГАЗ" в лице Архангельского филиала
Ответчик: ООО "Деком-3"
Третье лицо: Агентство по тарифам и ценам администрации Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-808/16
08.12.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9003/15
21.09.2015 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-10019/14
10.07.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4076/15
06.03.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-378/15
16.12.2014 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-10019/14