г. Киров |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А29-6371/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу униципального образования городского округа "Сыктывкар" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2015 по делу
N А29-6371/2015, принятое судом в составе судьи Вахричева Е.Н.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания - Давпон" (ИНН: 1101074473, ОГРН: 1091101005258)
к муниципальному образованию городского округа "Сыктывкар" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар" (ИНН: 1101482360, ОГРН: 1021100519021),
третье лицо: Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: 1101482338, ОГРН: 1021100517140)
о взыскании задолженности и пени,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания - Давпон" (далее - Истец, ООО "СЖКК - Давпон", Общество) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к муниципальному образованию городского округа "Сыктывкар" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар" (далее - Ответчик, Комитет) о взыскании задолженности в сумме 347 224,83 руб., пеней за несвоевременную оплату, начисленных за период с 26.06.2015 по 14.08.2015 в размере 4 532,39 руб., пеней за несвоевременную оплату, начиная с 15.08.2015 по день фактической выплаты долга включительно.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 02.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2015 иск удовлетворен.
Комитет с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции исследовал не все доводы по рассматриваемому спору. Ссылаясь на часть 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.21003 N 131-ФЗ, Комитет настаивает, что от имени МО ГО "Сыктывкар" должна выступать Администрация, поскольку задолженность возникла именно у МО ГО "Сыктывкар".
Не было также учтено судом первой инстанции, что Комитет может нести расходы по оплате коммунальных услуг только по муниципальному контракту, поскольку, несмотря на то, что он является главным распорядителем бюджетных средств, возмещение расходов Комитет может производить только в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В данном же случае муниципальный контракт с Обществом не заключался.
Таким образом, Комитет считает, что решение от 17.09.2015 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Комитета возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Администрация МО ГО "Сыктывкар" отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Комитет и Общество ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, неисполнение МО ГО "Сыктывкар", являющегося собственником части помещений спорного дома, обязанности по оплате услуг, оказанных управляющей организацией, послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 8, 125, 210, 215, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 37, 39, 153-155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 18.06.2015 N 34/2015-471, требования Общества признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Положениями статей 309 и 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частями 1 статей 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Из содержания статей 153, 158 ЖК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (пункт 28) следует, что собственники помещений обязаны вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги и содержание общего имущества.
На основании пункта 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В силу пункта 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Согласно частям 7 и 11 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МО ГО "Сыктывкар" на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме N 150 по ул. Морозова, г.Сыктывкара.
Общество в отношении названного дома является управляющей организацией на основании решения общего собрания собственников помещений (Протокол N 01/12 ОС от 05.03.2012), которыми было принято решение по установлению размера платы за работы и услуги по санитарному содержанию дома и придомовой территории, техническому содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, а также утверждении предложенного проекта договора управления МКД.
01.09.2013 между Обществом (исполнителем) и МО ГО "Сыктывкар" (заказчиком) заключен договор N 13-010/СЖКК-Д на управление, содержание и текущий ремонт многоквартирного дома, предметом которого является оказание исполнителем по заданию заказчика, в течение согласованного срока за плату услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в МКД и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленной на достижение целей управления МКД деятельности.
Согласно пунктам 3.1.2 и 3.1.3 договора управляющая организация обязана оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в МКД в соответствии с приложениями к договору в объеме принятых обязательств в соответствии с планом работ по санитарному содержанию дома и придомовой территории, техническому содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД в пределах финансирования, утвержденного собственниками помещений в МКД на общем собрании собственников помещений МКД на протяжении всего периода времени до принятия очередного плана работ, а также обязана предоставлять заказчику коммунальные услуги в соответствии с обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, установленного качества и в необходимом объеме, в том числе: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение, водоотведение, отопление.
В силу пункта 3.1.4 договора в целях предоставления коммунальных услуг, управляющая организация обязана от своего имени, но в интересах и за счет заказчика заключать договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, а также осуществлять контроль соблюдения условий договоров с ресурсоснабжающими организациями, качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг, их исполнением, а также вести их учет.
Согласно пункту 4.3. цена договора определяется стоимостью услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД и стоимостью коммунальных услуг, на объем, рассчитанный в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством РФ.
На основании пункта 4.3.1 договора плата за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения и потребленные коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежных документов, выставленных исполнителем.
Пунктом 10.1 договора определено, что он считается заключенным с момента его акцептирования (утверждения) заказчиком на общем собрании собственников помещений в МКД, он вступает в силу с 01.01.2013, действует до 01.04.2015 и распространяет свои отношения на услуги, возникшие с 01.04.2012.
Поскольку Ответчик не оплачивал услуги, оказываемые управляющей организацией по нежилым помещениям, находящимся в собственности МО ГО "Сыктывкар" (площадью 109,2 кв. м и 112,2 кв. м), у него за период с 01.06.2012 по 30.04.2015 образовалась задолженность за оказанные Обществом услуги в сумме 347 224,83 руб., что подтверждается соответствующими счетами-фактурами.
Претензией от 15.06.2015 N 382 Истец предложил Ответчику произвести оплату имеющейся задолженности.
Данная претензия была оставлена Ответчиком без исполнения.
Доказательств того, что Общество не оказывало услуги, Ответчиком в материалы дела не представлено, размер взыскиваемой задолженности Комитетом не оспорен.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Истца стоимости услуг в размере 347224,83 руб., а также пеней за нарушение сроков оплаты.
Довод заявителя жалобы о том, что от имени МО ГО "Сыктывкар" должна выступать Администрация, апелляционный суд отклоняет с учетом следующего.
В силу пункта 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 2 статьи 125 ГК РФ).
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (часть 3 статьи 125 ГК РФ).
При заключении договоров на управление многоквартирными домами, в которых собственником помещений выступает публично-правовое образование, и при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде от имени публично-правового образования выступает главный распорядитель бюджетных средств. Указанная правовая позиция отражена в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Согласно Решению Совета МО ГО "Сыктывкар" N 34/2015-471 от 18.06.2015 "Об утверждении Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Комитет осуществляет обеспечение в пределах своей компетенции проведения единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и занимается эффективным управлением и распоряжением в установленном порядке, а также рациональным использованием муниципального имущества.
Получателем бюджетных ассигнований в 2015 году, предназначенных на возмещение расходов и (или) коммунальных услуг по содержанию и ремонту объектов казны МО ГО "Сыктывкар" в соответствии с решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 16.12.2014 N 30/2014-417 "О бюджете муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов", является Комитет.
Довод Комитета о том, что он может производить возмещение расходов только в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, апелляционный суд также отклоняет.
Положениями раздела VIII ЖК РФ и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственнику помещения, находящегося в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Соответственно, Комитет, действующий от имени собственника нежилых помещений, в силу прямого указания закона обязан нести соответствующие расходы.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Комитета по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2015 по делу N А29-6371/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: 1101482360, ОГРН: 1021100519021) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6371/2015
Истец: ООО "СЖКК-Давпон", ООО "Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания - Давпон"
Ответчик: Муниципальное образование городского округа "Сыктывкар" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар"
Третье лицо: Администрация муниципального обоазования "Сыктывкар"