г. Вологда |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А05-1794/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от заявителя Каториной А.И. по доверенности от 01.10.2015 N 36,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 июня 2015 года по делу N А05-1794/2015 (судья Максимова С.А.),
установил:
муниципальное образование "Котласский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район" (ОГРН 1022901025201; ИНН 2913002636; место нахождения: 165320, Архангельская область, Котласский район, рабочий поселок Шипицыно, улица Советская, дом 53; 165300, Архангельская область, город Котлас, площадь Советов, дом 9; далее - администрация, администрация МО "Котласский муниципальный район") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области (ОГРН 1082901015713, ИНН 2901188256; место нахождения: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - инспекция, контрольный орган) о признании недействительным предписания от 23.12.2014, вынесенного по результатам рассмотрения акта выездной плановой проверки соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в МО "Котласский муниципальный район" за 2013 год и текущий период 2014 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "Сольвычегодское" в лице администрации муниципального образования "Сольвычегодское" (далее - МО "Сольвычегодское"), муниципального образования "Приводинское" в лице администрации муниципального образования "Приводинское" (далее - МО "Приводинское").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 июня 2015 года по делу N А05-1794/2015 заявленные требования удовлетворены. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации.
Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неполное выяснение судом обстоятельств по делу. Ссылается на то, что органом, который ведет бюджет муниципального образования "Котласский муниципальный район" (далее - МО "Котласский муниципальный район") является администрация МО "Котласский муниципальный район", в связи с этим фактически проверяемым объектом являлась именно администрация. Также указывает, что на дату обращения с апелляционной жалобой предписание (за исключением пункта 1) заявителем исполнено.
Администрация в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МО "Сольвычегодское" и МО "Приводинское" отзывы на жалобу не представили.
Ответчик и третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в период с 10.11.2014 по 27.11.2014 в соответствии с планом контрольных мероприятий на 2014 год и на основании распоряжения руководителя инспекции от 07.11.2014 N 01-08/138 проверки соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в МО "Котласский муниципальный район" Котласского района, инспекцией составлен акт от 27.11.2014 (том 1, листы 28-63).
В ходе проверки на основании распоряжений руководителя инспекции от 11.11.2014 N 01-08/142 и от 14.11.2014 N 01-08/145 контрольным органом проведены встречные проверки в МО "Сольвычегодское" и в МО "Приводинское", по результатам которых составлены акты от 21.11.2014 и от 26.11.2014 (том 2, листы 45-67).
Рассмотрев акт проверки от 27.11.2014, а также представленные заявителем разногласия, инспекция вынесла администрации предписание от 24.12.2014 N 01-26/3520 (том 1, листы 66-70), которым предписала совершить следующие действия:
1. Взыскать с администрации МО "Сольвычегодское" средства областного бюджета, использованные не по целевому назначению в размере 285 000 рублей по муниципальному контракту от 15.11.2013 N 12-к на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов в пос. Харитоново Котласского района Архангельской области и восстановить в областном бюджете до 15 февраля 2015 года;
2. Обязать МО "Приводинское" в 2015 году предоставить комнату N 1 жилой площадью 17,9 кв.м квартиры N 14 в доме N 4 по улице Новая в деревне Куимиха Котласского района Архангельской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа;
3. Представить до 27 февраля 2015 года в контрольно-ревизионную инспекцию Архангельской области:
3.1 копию договора от 22.09.2014 N 1-ЭА, заключенного МО "Сольвычегодское" на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве, с отметкой о регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу;
3.2. акт контрольных обмеров выполненных работ, локальные сметные расчеты по фактически выполненным работам с заключением о достоверности сметной документации, акты о приемке выполненных работ по муниципальному контракту от 03.08.2012 N 02/ЭА-12-07, заключенному МО "Сольвычегодское" на выполнение работ по строительству 24-квартирного жилого дома в г. Сольвычегодск, по пер. Мирный, ул. Урицкого;
3.3. по муниципальному контракту от 08.07.2014 N 25 на выполнение работ по капитальному ремонту котельной "Локомобиль", заключенному управлением имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО "Котласский муниципальный район": документы, подтверждающие утилизацию котла в количестве 17,2 т при выполнении работ по капитальному ремонту котельной "Локомобиль" (накладные, квитанции, приходно-кассовые ордера, выписки из казны, распоряжения о выводе из казны и т.п.) и акты о приемке выполненных работ, учитывающие дополнительные работы по ремонту кровли котельной;
3.4. по муниципальным контрактам от 01.09.2014 N 38 на выполнение работ по капитальному ремонту котельной в деревне Григорово, заключенному управлением имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО "Котласский муниципальный район", и от 15.08.2014 N 0124300020014000011 на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы котельной по ул. Железнодорожной в поселке Черемушский, заключенному МО "Черемушское":
заключение экспертной организации о достоверности откорректированной сметной документации на сумму контракта, откорректированные локальные сметные расчеты и акты о приемке выполненных работ;
документы, подтверждающие выполнение работ на сумму непредвиденных затрат;
при проведении оплаты по муниципальным контрактам учесть замечания контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области в части невыполненных работ по ремонту кровли и прокладке трубопроводов теплотрассы.
В предписании также указано, что отчет о его исполнении с приложением копий подтверждающих документов заявителю необходимо представить в инспекцию в срок до 05.03.2015.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, свое решение мотивировал тем, что в соответствии с нормами действующего законодательства муниципальное образование не может являться объектом государственного финансового контроля. Кроме того, в ходе проверки, проведенной ответчиком в период с 10.11.2014 по 27.11.214 в МО "Котласский муниципальный район", фактически объектами контроля, как следует из акта проверки, явились: администрация МО "Котласский муниципальный район", финансовое управление администрации МО "Котласский муниципальный район", администрации МО "Сольвычегодское", МО "Приводинское", МО "Шипицынское", МО "Черемушское", МБОУ "Сольвычегодская СОШ, МБОУ "Шипицынская СОШ", МБОУ "Приводинская СОШ", но поскольку распоряжений о проведении проверок в отношении данных лиц не выносилось, в программу контрольного мероприятия соответствующие изменения не вносились, то проверки в отношении указанных лиц произведены в отсутствие установленных оснований и с превышением полномочий, предусмотренных распоряжениями от 07.11.2014 N 01-08/138, от 11.11.2014 N 01-08/142, от 14.11.2014 N 01-08/145 (том 1, лист 103; том 2, листы 45, 60) и программой проведения контрольного мероприятия, утвержденной 06.11.2014 (том 1, листы 104-105). Суд отметил также, что указание в предписании на необходимость представления дополнительных документов свидетельствует о неполноте проведенной выездной проверки, отсутствии необходимых сведений для установления нарушения бюджетного законодательства.
При рассмотрении настоящего спора апелляционная инстанция исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в качестве объектов оспаривания по вышеуказанным статьям называются ненормативные правовые акты, являющиеся актами индивидуального характера, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц, либо действия (бездействие) органов или должностных лиц.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд принимает решение о признании незаконными решения, действий (бездействия) государственного органа лишь после того, как установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Перечень объектов, в том числе, государственного финансового контроля, перечислен в пункте 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Указанный перечень применительно к инспекции установлен Положением о контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 216-пп (далее - Положение).
В частности, к полномочиям инспекции в силу пункта 8 Положения отнесено осуществление внутреннего государственного финансового контроля в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области в отношении:
главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств областного бюджета;
главных администраторов (администраторов) доходов областного бюджета;
главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита областного бюджета;
финансовых органов муниципальных образований Архангельской области, главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств муниципальных образований Архангельской области - при предоставлении соответствующим местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области межбюджетных трансфертов или бюджетных кредитов из областного бюджета;
государственных учреждений Архангельской области;
государственных унитарных предприятий Архангельской области;
хозяйственных товариществ и обществ с участием Архангельской области в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
юридических лиц (за исключением государственных учреждений Архангельской области, государственных унитарных предприятий Архангельской области, хозяйственных товариществ и обществ с участием Архангельской области в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших средства из областного бюджета в виде субсидий, бюджетных инвестиций или бюджетных кредитов;
органов управления (директора и правления) территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области;
юридических лиц, получающих средства из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ определено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Следовательно, из положений статьи 266.1 БК РФ и Положения следует, что к обязанностям инспекции отнесено осуществление внутреннего государственного финансового контроля, в том числе финансовых органов муниципальных образований Архангельской области, а также получателей бюджетных средств муниципальных образований Архангельской области при предоставлении соответствующим местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области межбюджетных трансфертов или бюджетных кредитов из областного бюджета.
В силу статьи 6 БК РФ под получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В рассматриваемом случае из таблицы N 11 приложения 19 к Закону Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-03 "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон о бюджете N 603-36-03) следует, что получателем субсидии на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов является бюджет МО "Котласский муниципальный район".
Из указанной таблицы также следует, что получателем субсидии на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа за счет средств областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов является МО "Котласский муниципальный район".
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В связи с этим, исходя из приведенных выше положений БК РФ, а также Закона о бюджете N 603-36-03, получателем средств областного бюджета является МО "Котласский муниципальный район" в лице его администрации, что не оспаривается сторонами.
Исходя из текста распоряжения о проведении проверки от 07.11.2014 N 01-08/138 (том 1, лист 103), акта проверки от 27.11.2014 (том 1, листы 28-63) и предписания следует, что фактически проверка инспекцией проводилась не муниципального образования, как полагает заявитель, а именно администрации МО "Котласский муниципальный район", как получателя бюджетных средств муниципальных образований Архангельской области при предоставлении соответствующим местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области межбюджетных трансфертов или бюджетных кредитов из областного бюджета.
В соответствии со статьями 35, 38 Устава МО "Котласский муниципальный район" администрация МО "Котласский муниципальный район" и глава МО "Котласский муниципальный район" обеспечивают ведение и исполнение бюджета муниципального района, в том числе и МО "Сольвычегодское" и МО "Приводинское", образованных в составе МО "Котласский муниципальный район (статья 8 Устава).
В силу пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Как установлено пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп утвержден Порядок осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области (далее - Порядок N 58-пп), пунктом 3 которого также установлено, что внутренний государственный финансовый контроль, проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, бюджетных инвестиций и бюджетных кредитов из областного бюджета их получателями и финансовый контроль за деятельностью государственных учреждений Архангельской области (далее в совокупности - финансовый контроль) осуществляется инспекцией в отношении финансовых органов муниципальных образований Архангельской области, главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств муниципальных образований Архангельской области, местным бюджетам которых предоставляются межбюджетные трансферты или бюджетные кредиты из областного бюджета. Финансовый контроль осуществляется в части соблюдения указанными финансовыми органами, главными распорядителями (распорядителями) и получателями бюджетных средств целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных из областного бюджета.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не может согласиться с поддержанной судом первой инстанции позицией администрации о том, что инспекция проверила муниципальное образование, которое не относится к объектам финансового контроля.
Вместе с тем, данный вывод суда не повлек за собой принятие неправильного решения в связи со следующим.
Пунктом 1 оспариваемого администрацией предписания на нее возложена обязанность взыскать с администрации МО "Сольвычегодское" средства областного бюджета, использованные не по целевому назначению в размере 285 000 рублей по муниципальному контракту от 15.11.2013 N 12-к на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов в пос. Харитоново Котласского района Архангельской области и восстановить в областном бюджете до 15 февраля 2015 года.
Под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункта 1 статьи 306.4 БК РФ).
Как было отмечено ранее в силу положений статьей 65 и 200 АПК РФ именно на инспекцию возложена обязанность доказать факт нецелевого использования денежных средств.
Законом о бюджете N 603-36-03 предусмотрено выделение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области в 2013 году на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Согласно Приложению 24 к указанному Закону субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области предусматриваются, в частности, с целью оказания финансовой поддержки из областного бюджета на решение вопросов, связанных с капитальным ремонтом и ремонтом дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
Пунктом 10.1 названного Приложения предусмотрено, что субсидии бюджетам муниципальных образований на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов предоставляются в соответствии с областным законом от 24.10.2011 N 350-25-ОЗ "О дорожном фонде Архангельской области" в целях обеспечения поддержания эксплуатационного состояния дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов муниципальных образований и проездов к ним.
На основании Закона о бюджете N 603-36-03 и Порядка N 58-пп за счет средств дорожного фонда Архангельской области на 2012 и 2013 годы министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и администрацией муниципального образования "Котласский муниципальный район" заключено соглашение от 05.06.2013 N 14Д/2013 о предоставлении субсидии на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов за счет средств дорожного фонда Архангельской области (том 2, листы 41-44).
Соответственно администрацией МО "Котласский муниципальный район" и администрацией МО "Сольвычегодское" заключено соглашение от 15.08.2013 о направлении в 2013 году в бюджет МО "Сольвычегодское" субсидий на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в объеме финансирования из средств областного бюджета в размере 981,7 тыс. руб. (том 2, листы 6-7).
Из акта проверки следует и сторонами не оспаривается, что в 2013 году из областного бюджета МО "Котласский муниципальный район" перечислено 4079,5 тыс. руб. Финансовым управлением администрации МО "Котласский муниципальный район" в адрес МО "Сольвычегодское" перечислены средства областного бюджета на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в сумме 939,7 тыс. руб. по коду целевой статьи расходов областного бюджета 5510114, коды вида расхода 010, коду статьи операции сектора государственного управления 251.
Во исполнение соглашения от 15.08.2013 МО "Сольвычегодское" заключило с индивидуальным предпринимателем Штанько М.В. муниципальный контракт от 15.11.2013 N 12-к на выполнение в соответствии с техническим заданием работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов в п. Харитоново Котласского района Архангельской области на сумму 300 000 руб., при этом техническим заданием к контракту, являющимся к приложением 1 к нему, предусмотрено строительство 8 деревянных сборников твердых бытовых отходов в п. Харитоново по адресам: ул. Калинина, д. 4; ул. Первомайская, д. 8, 9; ул. Черемушки, д. 13; ул. Зеленая, д. 1; ул. Новая, д. 8; ул. Вычегодская, д. 23; ул. Сплавная, д. 13. (том 2, листы 8-12)
Из акта о приемке выполненных работ от 21.11.2013 N 17 (том 2, листы 13-23) и справки о стоимости выполненных работ от 21.11.2013 N 17 (том 2, лист 24) следует, что администрацией МО "Сольвычегодское" приняты работы по строительству 8 новых деревянных сборников твердых бытовых отходов (выполнены работы: разработка грунта экскаваторами с погрузкой на автомобили, установка элементов каркаса из брусьев, рубка стен из брусьев, обшивка каркасных стен досками, укладка щитов над подпольными каналами).
Оплата выполненных работ произведена платежным поручением от 20.12.2013 N 6704017 (том 2, лист 25).
Инспекция считает, что направленные МО "Сольвычегодское" средства областного бюджета для поддержания эксплуатационного состояния дворовых территорий и проездов к ним, улучшения дорожной инфраструктуры, израсходованы на иные цели, а именно: на устройство (строительство) новых сборников твердых бытовых отходов, что следует, в частности, из акта выполненных работ (разработка грунта экскаваторами с погрузкой на автомобили, установка элементов каркаса из брусьев, рубка стен из брусьев, обшивка каркасных стен досками, укладка щитов над подпольными каналами).
Вместе с тем, с таким выводом нельзя согласиться в связи со следующим.
Действительно, в силу пункта 1 статьи 2 Закона Архангельской области от 24.10.2011 N 350-25-ОЗ "О дорожном фонде Архангельской области" (далее - Закон N 350-25-ОЗ) дорожный фонд - это часть средств областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, образуемый в соответствии с бюджетным законодательством в составе областного бюджета за счет общих доходов, а также прогнозируемого объема доходов от конкретных видов доходов и иных поступлений, указанных в статье 3 данного Закона, подлежащая в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и софинансирования дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемой за счет бюджетных ассигнований муниципальных дорожных фондов.
Согласно пункту 2 статьи 2 этого Закона средства дорожного фонда имеют целевое назначение и не подлежат изъятию или расходованию на цели, не предусмотренные пунктом 1 указанной статьи.
В данном случае в соответствии с Законом о бюджете N 603-36-03 МО "Котласский муниципальный район" предусматривалась субсидия из дорожного фонда Архангельской области в сумме 4121,5 тыс. руб. на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
При этом в соответствии с пунктом 10.2 Приложения N 24 к Закону о бюджете N 603-36-03 под дворовыми территориями многоквартирных домов и проездами к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов понимается совокупность расположенных в границах муниципальных образований:
а) территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе местами стоянки автотранспортных средств, тротуарами и автомобильными дорогами;
б) улиц, образующих проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Следовательно, из буквального толкования положений пункта 10.2 Приложения 24 к названному Закону, к дворовым территориям относятся территории, прилегающие к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий.
Поскольку сборники твердых бытовых отходов находятся на дворовых территориях многоквартирных домов, то соответственно направление денежных средств на устройство (строительство) новых сборников твердых бытовых отходов, расположенных на них, в силу приведенных выше положений Закона о бюджете N 603-36-03 и Закона N 350-25-ОЗ, нельзя признать нецелевым использованием бюджетных средств.
Пунктом 2 резолютивной части предписания администрации МО "Котласский муниципальный район" предписано обязать МО "Приводинское" в 2015 году предоставить комнату N 1 жилой площадью 17,9 кв.м квартиры N 14 в доме N 4 по улице Новая в деревне Куимиха Котласского района Архангельской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Вместе с тем, Закон N 131-ФЗ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В статье 2 Закона N 131-ФЗ данные следующие понятия: поселение - это городское или сельское поселение; муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из названного Закона следует, что каждое муниципальное образование является самостоятельным, в связи с этим одно муниципальное образование не вправе понудить другое муниципальное образование совершить какие-либо действия.
В обоснование своей позиции инспекция ссылается на соглашение от 18.06.2013 о предоставлении средств федеральной и областной субвенции при осуществлении государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, заключенному между администрацией МО "Котласский муниципальный район" и администрацией МО "Приводинское".
Действительно, согласно пункту 1.1 данного соглашения в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 МО "Котласский муниципальный район" обязуется передать МО "Приводинское" полученные из федерального бюджета соответствующие субвенции в размере 839 тыс. руб. и 2455,9 тыс. руб.
Однако и из указанного соглашения (пункт 3.1.3) следует, что МО "Приводинское" обязуется в срок до 5-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, предоставлять в финансовое управление МО "Котласский муниципальный район" отчет о произведенных за период расходах по форме, установленной Министерством образования Архангельской области с приложением копий документов на приобретенное жилье, а также (пункт 3.1.4) предоставлять по запросу МО "Котласский муниципальный район" необходимые документы и информацию по использованию средств в срок не более 5 дней с момента поступления запроса.
Следовательно, с учетом приведенных выше норм права, а также условий соглашения, администрация МО "Котласский муниципальный район" вправе осуществлять контроль за использованием бюджетных средств, но не понуждать иное лицо на совершение действий, не относящихся в ее компетенции, в данном случае предоставить комнату N 1 жилой площадью 17,9 кв.м квартиры N 14 в доме N 4 по улице Новая в деревне Куимиха Котласского района Архангельской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Что касается пункта 3 предписания инспекции (соответственно подпунктов 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4) следует отметить следующее.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 270.2 БК РФ требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения содержащиеся в предписании, которое является обязательным к исполнению, могут быть предъявлены только к лицу, допустившему нарушения, в обязанности которого входит устранение допущенных нарушений.
Следовательно, предписание выдается в связи с выявленным нарушением и должно быть направлено на его устранение.
В рассматриваем случае, инспекцией предписано представить обозначенные в пункте 3 конкретные документы, в том числе, по мнению ответчика, подтверждающие отсутствие нарушений бюджетного законодательства, что не соответствует положениям статьи 270.2 БК РФ и правовой природе предписания.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, указание в предписании на необходимость представления дополнительных документов свидетельствует о неполноте проведенной выездной проверки, отсутствии необходимых сведений для установления нарушения бюджетного законодательства.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что предписание инспекции от 23.12.2014 не соответствует нормам действующего законодательства и нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с этим правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 июня 2015 года по делу N А05-1794/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1794/2015
Истец: администрация муниципального образования "Котласский муниципальный район", МО "Котласский муниципальный район" в лице администрации МО "Котласский муниципальный район"
Ответчик: Контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области
Третье лицо: Муниципальное образование "Приводинское" в лице администрации муниципального образования "Приводинское", Муниципальное образование "Сольвычегодское" в лице администрации муниципального образования "Сольвычегодское"