г. Санкт-Петербург |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А26-5511/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Сердюк К.С.
при участии:
от заявителя: Воробьев А.А. - доверенность от 23.11.2015;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25157/2015) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.09.2015 по делу N А26-5511/2015 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Зенит"
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Зенит", место нахождения: 185031,Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Московская, д. 1, ОГРН 1061001003755 (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (далее - Фонд) от 13.03.2015 года N 13 в части эпизода, связанного с уплатой дополнительных тарифов страховых взносов.
Решением суда от 03.09.2015 заявление Общества удовлетворено частично:
Решение Фонда признано недействительным в части привлечения ООО "Зенит" к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, начисления пеней по эпизоду, связанному с уплатой дополнительных тарифов страховых взносов.
В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований. По мнению подателя жалобы, отсутствуют обстоятельства, исключающие вину Общества в совершенном правонарушении. Ссылка суда на письмо Управления ПФР в г. Петрозаводске N 5444/03-103 является необоснованной, поскольку в указанном письме не содержится каких-либо разъяснений о порядке уплаты страховых взносов.
Фонд, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу в его отсутствии.
Представитель Общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой 10.02.2015 составлен акт N 10.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения по акту, Фондом 13.03.2015 вынесено решение N 13 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 23 676,92 руб. за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу. Указанным решением Обществу также начислены пени по неуплаченным страховым взносам в размере 4 723,40 руб. и предложено уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу в размере 118 384,60 руб.
Решением Государственного учреждения -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия от 20.05.2015 N 17 решение Фонда изменено, сумма страховых взносов по дополнительному тарифу уменьшена до 113 204,72 руб., сумма штрафа до 22 640,94 руб., пени - до 4 723.40 руб.
Считая решение Фонда недействительным в оспариваемой части, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал правомерным решение Фонда в части начисления Обществу страховых взносов по дополнительному тарифу. В тоже время суд установил, что имеются обстоятельства, исключающие вину Общества в совершении правонарушения, в связи с чем, признал решение Фонда недействительным в части привлечения к ответственности и начисления пени.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя Общества, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной считает, что жалоба Фонда не подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 2%.
Согласно статье 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10.правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются электросварщики ручной сварки.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, установлено подпунктом 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ. В соответствии с указанной нормой трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших), и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фондом в ходе проверки выявлено занижение Обществом базы по дополнительному тарифу в 2013 году в отношении работников ООО "Зенит":
- рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках, включая обслуживание механизмов и оборудования;
- электросварщика ручной сварки (страховые взносы страхователем не начислялись).
Оспаривая решение Фонда в отношении рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках, включая обслуживание механизмов и оборудования, заявитель ссылался на то, что Общество не осуществляет единый технологический процесс лесозаготовок, а оказывает услуги по выполнению отдельных видов работ по заготовке леса на отведенных арендатором делянках, заканчивающиеся передачей заготовленного леса арендатору непосредственно в местах заготовки. Таким образом, мастер на лесосеках и первичном лесосплаве не подпадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации N 273, в связи с чем, на него не начисляются взносы по дополнительным тарифам. Также Общество считало, что водители автомобилей на вывозке леса ООО "Зенит" не подпадают под действие Постановления Правительства Российской Федерации N 273 и на них также не должны начисляться взносы по дополнительным тарифам. В отношении электросварщика ручной сварки заявитель указал, что данный работник не был занят в течение полного рабочего дня на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Оценив доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку установленная с 1 января 2013 года статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам поставлена в прямую зависимость от наличия в штате организации работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а не в зависимость от того, осуществляется единый технологический процесс лесозаготовок или нет, имеется собственный лесной фонд или нет, каким образом осуществляется перевозка груза, занят на данных работах работник полный рабочий день или неполный рабочий день, то на Общество возложена обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу.
В силу установленных по делу обстоятельств суд признал правомерным решение Фонда в части начисления Обществу страховых взносов по дополнительному тарифу.
Вместе с тем суд первой инстанции установил наличие обстоятельств, исключающих вину Общества в совершении правонарушения, в связи с чем, признал решение Фонда недействительным в части привлечения заявителя к ответственности и начисления пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Частью 9 статьи 25 и пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ определено, что не начисляются пени, а также обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения, признаются выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов.
Таким образом, в силу прямого указания закона, при выполнении плательщиком взносов письменных разъяснений, по смыслу и содержанию относящихся к периодам, в которых совершено правонарушение, пени и санкции не подлежат применению.
Как следует из материалов дела, при исчислении в 2013 году страховых взносов у Общества в связи с внесением изменений в Закон N 212-ФЗ, возник вопрос, касающийся наличия либо отсутствия у мастера на лесосеках и первичном лесосплаве; машиниста трелевочной машины форвардер; водителя автомобиля на вывозке леса; электросварщика ручной сварки права на льготное пенсионное обеспечение, в связи с чем, Общество 19.03.2013 обратилось с данным вопросом к начальнику Управления ПФР в г. Петрозаводске.
Пунктом 3 части 3 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц.
Из Письма N 5444/03-103 от 01.04.2013 Управления ПФР в г. Петрозаводске, направленного в адрес Общества следует, что "в отношении рабочих по профессиям "Водитель лесовозной машины" и "электросварщик ручной сварки" вопрос о праве на досрочную пенсию по старости не может быть решен положительно в связи с отсутствием постоянно полной занятости в течение рабочего дня выполнением работ в условиях труда, предусмотренных Списком N2". Также Управление указало, что "профессия работников, работающих на лесозаготовительных машинах типа "форвардеры", должна именоваться "машинист лесозаготовительной машины". В Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 N 273 профессия "машинист лесозаготовительной машины" не включена".
Таким образом, руководствуясь разъяснениями, данными Управлением в письме N 5444/03-103 Общество, с марта 2013 года прекратило перечисление дополнительного тарифа страховых взносов.
Несмотря на доводы Общества, изложенные в возражениях по акту проверки, о том, что, не начисляя страховые взносы по дополнительным тарифам, Общество исходило из позиции, изложенной Управлением в письме N 5444/03-103, плательщик страховых взносов был привлечен к ответственности, а также Обществу были начислены пени за неуплату страховых взносов по дополнительным тарифам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что не исчисление Обществом страховых взносов по дополнительным тарифам в рассматриваемом случае связано с выполнением страхователем письменных разъяснений, что в силу части 9 статьи 25 и пункта 3 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ исключает возможность начисления пени и привлечения к ответственности, в связи с чем, правомерно признал решение Фонда недействительным в части привлечения Общества к ответственности и начисления пеней по эпизоду, связанному с уплатой дополнительных тарифов страховых взносов.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения жалобы Фонда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.09.2015 по делу N А26-5511/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5511/2015
Истец: ООО "Зенит"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия