Тула |
|
7 декабря 2015 г. |
Дело N А62-3959/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.12.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества "Рославльский вагоноремонтный завод" (Смоленская область, г. Рославль, ОГРН 1066725002409, ИНН 6725012043), заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1126732044449, ИНН 6732044448), третьего лица - Радченкова Олега Михайловича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Рославльский вагоноремонтный завод" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.09.2015 по делу N А62-3959/2015 (судья Яковенкова В.В.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Рославльский вагоноремонтный завод" (далее - заявитель, общество, ОАО "Рославльский ВРЗ") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Смоленской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконной записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "Смоленск - Логистик плюс" (далее - ООО "Смоленск - Логистик плюс") из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в связи с ликвидацией за регистрационным номером 2156733108937.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 03.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Радченков Олег Михайлович, бывший учредитель и ликвидатор ООО "Смоленск - Логистик плюс".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Рославльский ВРЗ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, указывая, что ликвидация ООО "Смоленск-Логистик плюс" осуществлена без учета задолженности перед заявителем, что нарушает права последнего на возврат долга.
Мотивируя свою позицию, общество полагает, что судом первой инстанции не принят во внимание факт совершения ОАО "Рославльский ВРЗ" действий по подготовке встречного искового заявления по делу N А62-675/2015, в результате чего установлено, что ООО "Смоленск-Логистик плюс" принято решение о ликвидации.
Общество обращает внимание на то, что не получало от ликвидатора ООО "Смоленск-Логистик плюс" никаких уведомлений о ликвидации.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что в установленный срок направил в адрес ООО "Смоленск-Логистик плюс" требование о включении в реестр кредиторов, однако почтовое отправление вернулось обществу с отметкой "Временное отсутствие адресата", что свидетельствует об уклонении от выполнения взятых на себя обязанностей, делая невозможным взыскание долга.
По мнению ОАО "Рославльский ВРЗ", представленный на государственную регистрацию ликвидационный баланс содержит недостоверную информацию о имущественном положении ООО "Смоленск-Логистик плюс", что приравнивается к его непредставлению и препятствует государственной регистрации.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Радченков Олег Михайлович в отзыве на апелляционную жалобу, опровергая доводы заявителя, также просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от ОАО "Рославльский ВРЗ" и инспекции поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Руководствуясь статьями 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем заявленные ходатайства подлежат удовлетворению, дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 22.12.2014 решением N 2 единственного участника ООО "Смоленск - Логистик плюс принято решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидатором Радченкова О.М.
Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица и уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора представлены в инспекцию 27.12.2014.
Сообщение о ликвидации опубликовано 28.01.2015 в "Вестнике государственной регистрации" N 3 (515).
В налоговый орган 01.04.2015 представлены промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный Радченковым О.М., и уведомление о внесении сведений о промежуточном ликвидационном балансе в ЕГРЮЛ.
Инспекцией 08.04.2015 на основании представленных документов внесена запись о внесении сведений о промежуточном ликвидационном балансе за ГРН 2156733093526.
В инспекцию 20.04.2015 представлены ликвидационный баланс, утвержденный Радченковым О.М., уведомление о внесении сведений о ликвидационном балансе в ЕГРЮЛ и решение N 4 единственного участника от 16.04.2015.
В связи с тем, что ликвидатором ООО "Смоленск - Логистик плюс" в регистрирующий орган представлены все необходимые документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (заявление о государственной регистрации формы N Р16001; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины), инспекцией 27.04.2015 принято решение N 3858А о государственной регистрации юридического лица ООО "Смоленск - Логистик плюс" в связи с его ликвидацией и в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации ликвидации за номером 2156733108937.
Полагая, что процедура ликвидации юридического лица нарушена, а запись о ликвидации ООО "Смоленск - Логистик плюс" внесена в ЕГРЮЛ инспекцией незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с названной нормой для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Данный перечень является исчерпывающим.
При этом в силу пункта 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона N 129-ФЗ представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В пункте 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ указано, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлена ответственность за представление недостоверных сведений.
Таким образом, нормы Закона N 129-ФЗ не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии (наличии) у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами.
Основания для отказа в государственной регистрации перечислены в пункте 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом N 129-ФЗ не предусмотрено, приведенный в статье 23 перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица определен статьей 22 Закона N 129-ФЗ.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, ликвидатором ООО "Смоленск - Логистик плюс" Радченковым О.М. в регистрирующий орган представлены все необходимые документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, предусмотренные статьей 21 Закона N 129-ФЗ, а именно: заявление о государственной регистрации формы N Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины.
Порядок ликвидации юридического лица определен статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2, 5 названной статьи (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Как отмечалось выше, сообщение о ликвидации ООО "Смоленск-Логистик плюс" опубликовано 28.01.2015 в "Вестнике государственной регистрации" N 3 (515).
В налоговый орган 01.04.2015 представлены промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный Радченковым О.М., и уведомление о внесении сведений о промежуточном ликвидационном балансе в ЕГРЮЛ.
В инспекцию 20.04.2015 представлены ликвидационный баланс, утвержденный Радченковым О.М., уведомление о внесении сведений о ликвидационном балансе в ЕГРЮЛ и решение N 4 единственного участника от 16.04.2015.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ликвидатором ООО "Смоленск - Логистик плюс" Радченковым О.М. соблюден порядок ликвидации юридического лица, а также порядок и сроки уведомления регистрирующего органа об этом.
Кроме того, судом установлено, что 05.02.2015 в Арбитражный суд Смоленской области поступило исковое заявление ООО "Смоленск - Логистик плюс" к ОАО "Рославльский ВРЗ" о взыскании задолженности по договору на транспортно-экспедиционное обслуживание. Определением Арбитражного суда Смоленской области от 09.02.2015 по делу N А62-675/2015 указанное исковое заявление принято к производству.
В ходе судебного разбирательства по делу N А62-675/2015 в судебном заседании, состоявшемся 24.03.2015, представителем ответчика (ОАО "Рославльский ВРЗ") заявлено ходатайство об оставлении искового заявления ООО "Смоленск - Логистик плюс" без рассмотрения ввиду подписания искового заявления лицом, не обладающим соответствующими полномочиями. Представитель ответчика заявил, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридического лиц лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, является ликвидатор Радченков О.М.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, ОАО "Рославльский ВРЗ" стало известно о ликвидации ООО "Смоленск - Логистик плюс" еще в феврале 2015 года при рассмотрении арбитражным судом дела N А62-675/2015, что подтверждается судебными актами по данному делу. В связи с этим заявитель имел возможность, в случае наличия у него претензий к ООО "Смоленск - Логистик плюс", заявить об этом при рассмотрении судом дела N А62-675/2015, в том числе путем предъявления встречных исковых требований о взыскании с ООО "Смоленск - Логистик плюс" неустойки (штрафа) за просрочку доставки грузов по указанному договору в 2014 году.
Кроме того, представленными третьим лицом в материалы дела актами выполненных работ за 2014 год по договору на транспортно-экспедиционное обслуживание, а также актом сверки расчетов по состоянию на 31.12.2014, подписанными ОАО "Рославльский ВРЗ", подтверждается наличие задолженности ОАО "Рославльский ВРЗ" в пользу ООО "Смоленск - Логистик плюс" в размере 423 880 рублей, а также отсутствие каких-либо претензий к ООО "Смоленск - Логистик плюс" по качеству и объему выполненных работ (оказанных услуг).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленные ликвидатором ООО "Смоленск - Логистик плюс" Радченковым О.М. в регистрирующий орган 01.04.2015 промежуточный ликвидационный баланс и 20.04.2015 ликвидационный баланс недостоверных сведений не содержали.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, в связи с чем принятое инспекцией 27.04.2015 решение N 3858А о государственной регистрации юридического лица ООО "Смоленск - Логистик плюс" в связи с его ликвидацией, а также действия регистрирующего органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации ликвидации за номером 2156733108937, являются законными и обоснованными.
Довод общества о том, что судом первой инстанции не приняты во внимание факты, подтверждающие выполнение ОАО "Рославльский ВРЗ" действий по подготовке встречного искового заявления по делу N А62-675/2015, в результате чего установлено, что ООО "Смоленск-Логистик плюс" принято решение о ликвидации, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Утверждение ОАО "Рославльский ВРЗ" о том, что представленные на государственную регистрацию промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс содержат недостоверную информацию о имущественном положении ООО "Смоленск-Логистик плюс", что приравнивается к его непредставлению и препятствует государственной регистрации, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку Закон N 129-ФЗ не возлагает на налоговые органы обязанность по проверке документов, представленных на государственную регистрацию, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами формам.
Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены судом первой инстанции по основаниям, изложенным выше.
Каких-либо убедительных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителями апелляционных жалоб не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
При подаче апелляционной жалобы ОАО "Рославльский ВРЗ" платежным поручением от 30.09.2015 N 3334 уплатило государственную пошлину в общей сумме 3 000 рублей.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера и составляет 1 500 рублей для юридических лиц.
Таким образом, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату обществу, как излишне уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.09.2015 по делу N А62-3959/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытого акционерного общества "Рославльский вагоноремонтный завод" (216501, Смоленская область, г. Рославль, ул. Энгельса, д. 20, ОГРН 1066725002409, ИНН 6725012043) из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 30.09.2015 N 3334.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3959/2015
Истец: ОАО "Рославльский вагоноремонтный завод", ОАО "Рславльский ВРЗ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N5 по Смоленской области, МИ ФНС России 5 по Смол.обл.
Третье лицо: Радченков Олег Миха, Радченков Олег Михайлович