г. Челябинск |
|
09 декабря 2015 г. |
Дело N А07-13144/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.10.2015 по делу N А07-13144/2015 (судья Хафизова С.Я.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - Быстрицкая О.Д. (доверенность N 31 от 23.11.2015);
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Башкортостан - Кучимов А.Г. (доверенность от 08.04.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - заявитель, ООО "ЭСКБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее - Управление Роспотребнадзора по РБ, административный орган) об отмене постановления N 17/15-216 от 02.06.2015 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен - Государственный комитет Республики Башкортостан (далее - третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.10.2015 требования ООО "ЭСКБ" удовлетворены: постановления N 17/15-216 от 02.06.2015 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ отменено.
Управление Роспотребнадзора по РБ (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), не согласившись с вынесенным решением, обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Роспотребнадзора по РБ ссылается, что несоблюдение сроков снятия показаний коллективного (общедомового) прибора учета, так как согласно выписке из журнала снятий показаний общего прибора учёта производится в период с 22 по 26 числа ежемесячно; определение объемов потребления по показаниям индивидуального прибора учёта (далее - ИПУ) с истекшим сроком проверки и классом точности 2,5; начисление платы за коммунальные услуги, исходя из нулевого объема; использование в расчетах объемов прошлого периода, привело к неверному определению объема потребленного коммунального ресурса и как следствие, отражение недостоверной информации об общем объеме коммунальной услуги на общедомовые нужды, предоставленной в многоквартирном доме за расчетный период.
Вышеперечисленные действия ООО "ЭСКБ" доказывают недостоверность информации об объемах общедомовых нужд (далее - ОДН) в платежных документах, выставляемых потребителями ООО "ЭСКБ" и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.
К дате судебного заседания от апеллянта поступило дополнение к апелляционной жалобе, в котором указывает, что ООО "ЭСКБ" рассчитывало плату за ОДН по показаниям индивидуальных приборов учета, срок проверки которых истек, и следовательно, заявитель выставлял в платежных документах фактически недостоверную информацию об объемах электроэнергии, потребленной на ОДН.
Согласно п.60 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354) по истечению указанного в пп."а" п.59 настоящих правил предельного количество расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п.42 Правил N354 исходя из нормативного потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов. Однако, ООО "ЭСКБ", владея информацией о том, что срок проверки индивидуальных приборов учета жильцов дома истек, продолжало выставлять счета с указанием данных об объемах ОДН с учетом показаний таких ИПУ, в нарушение пп.59, 60 Правил N354.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третье лицо не явилось. С учетом мнения заявителя и административного органа в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыв на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с коллективным обращением жителей, проживающих по адресу: г. Туймазы, ул. Чапаева, д.18, на основании распоряжения N 3295 от 16.04.2015, Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору проведена внеплановая выездная проверка ООО "ЭСКБ" на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
По результатам проверки составлен акт от 27.04.2015 N 15-3295-012-01 (л.д.70), в котором зафиксированы факты нарушения заявителем прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах электроснабжения; с учетом п.5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322. Материалы проверки направлены для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора по РБ.
27.05.2015 в присутствии представителя общества был составлен протокол об административном правонарушении N 243/2015 по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ (л.д. 34-37).
02.06.2015 в присутствии законного представителя общества, административным органом вынесено постановление N 17-15-216 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 28-31).
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным органом не установлена и не доказана вина ООО "ЭСКБ" во вмененном правонарушении в указанных эпизодах.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, в числе прочего, обязан проверить законность и обоснованность оспариваемого решения, установить, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы согласно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является лицо, реализующее потребителям товары (работы, услуги).
Объектом правонарушения по данной норме являются права и интересы граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), правилами торговли.
Статьей 10 Закона N 2300-1 установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354).
Согласно пп. "е" п. 31 Правил N 354, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях (пп. "ж" п. 31 Правил N 354).
В соответствии с п. 59 Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения; б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
Согласно Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила 442) для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
В многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу настоящего документа, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше (п.138 Правил 442).
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, ООО "ЭСКБ" являясь энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги - энергоснабжения, заключены договоры энергоснабжения, в том числе с собственниками жилых помещений дома N 18 по ул. Чапаева г. Туймазы Республики Башкортостан.
Как следует из оспариваемого постановления, при предоставлении потребителям услуг энергоснабжения ООО "ЭСКБ" допускает следующее:
- не соблюдает сроки снятия показаний коллективного (общедомового) прибора учета, поскольку пп. "е" п.31 Правил 354 предусмотрена обязанность исполнителя ежемесячно снимать показания прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, тогда как согласно выписки из журнала снятия показаний ОПУ производится в период с 22 по 26 число ежемесячно;
- в расчетах объем потребления определяется по показаниям индивидуальных приборов учета с истекшим сроком поверки и классом точности 2,5;
- по ряду квартир проверенного многоквартирного дома N 18 по ул. Чапаева г. Туймазы Республики Башкортостан начисление произведено за нулевой объем индивидуального потребления (пп. "ж" п. 31 Правил 354);
- при расчетах размера платы на ОДН в расчетном периоде используются объемы прошлого периода (пп. "ж" п. 31 Правил 354).
Указанные действия заявителя квалифицированы административным органом как нарушающие права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге по энергоснабжению. Между тем, снятие показаний приборов учета в период с 22 по 26 число месяца, вместо периода с 23 по 25 число месяца, осуществление начисления за нулевой объем индивидуального потребления, а также использование при расчетах размера платы на ОДН в расчетном периоде объема прошлого периода не означает, что заявителем потребителю не предоставляется необходимая информация и (или) предоставляется недостоверная информация об услугах энергоснабжения.
При этом, сами по себе отдельные нарушения Правил N 354 и Правил 442 при оказании услуг энергоснабжения, не являются достаточными и допустимыми доказательствами объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на необходимую и достоверную информацию об услуге).
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в числе прочего: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из указанных норм следует, что в производстве по делу об административном правонарушении административному органу необходимо доказать, что имел место факт его совершения и что привлекаемое лицо виновно в его совершении. Поскольку наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении как признак состава правонарушения, то все обстоятельства, связанные с наличием вины, а также доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении по делу об административном правонарушении.
Согласно п.81 Правил N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Исходя из положений ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 145 Правил N 442, п.34 Правил N 354 производить поверку и замену приборов учета должен собственник помещения.
Судом первой инстанции также установлено, что из представленных материалов следует, нулевые объемы по ряду квартир проверенного многоквартирного дома начислены исходя из показаний приборов учета, полученных из квитанций собственников жилых помещений и из контрольных обходов.
Указанным обстоятельствам административным органом оценка не дана.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным органом не установлена и не доказана вина ООО "ЭСКБ" во вмененном правонарушении в указанных эпизодах.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Доводы апеллянта выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.10.2015 по делу N А07-13144/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13144/2015
Истец: ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах