г. Киров |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А31-6143/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 18.09.2015 по делу N А31-6143/2015, принятое судом в составе судьи Паниной С.Л.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" (ИНН: 3702008951, ОГРН: 1033700076552)
к Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы
(ИНН: 4401097364, ОГРН: 1084401012706),
третье лицо: Управление финансов администрации г. Костромы
о взыскании убытков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" (далее - Истец, ООО "Газпром теплоэнерго Иваново", Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы (далее - Ответчик, Комитет) о взыскании 954 367,87 руб. убытков, возникших в результате предоставления мер социальной поддержки в марте - апреле 2015.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 18.09.2015 иск удовлетворен.
Комитет с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, решение от 18.09.2015 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции не принял во внимание наличие обстоятельств, не зависящих от Комитета, а именно секвестирование предельных объемов финансирования главных распорядителей бюджетных средств, в связи с чем Комитет не мог направить для оплаты платежные поручения за соответствующие периоды в Управление финансов. Поэтому Ответчик считает, что обжалуемый им судебный акт подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неверно оценил фактические обстоятельства дела и неправильно применил нормы материального права.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Ответчика возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Управление финансов администрации г. Костромы в отзыве на апелляционную жалобу, в котором, не выражая отношения к обжалуемому судебному акту, изложило порядок предоставления субсидий юридическим лицам, с целью частичной оплаты населению стоимости услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 18.09.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, неисполнение расходных обязательств по возмещению Обществу недополученных им доходов в связи с принятием муниципального нормативного акта об установлении для жителей города Костромы мер социальной поддержки послужило основанием для его обращения с иском в суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь статьями 154, 157, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 16, 424, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Администрации города Костромы от 02.02.2015 N 170, Решением Думы города Костромы от 20.11.2012 N 203, требования Общества признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзывов на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Размер платы за коммунальные услуги (в том числе теплоснабжение) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (часть 4 статьи 154 и часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Постановлением Администрации города Костромы от 02.02.2015 N 170 для жителей города Костромы установлены меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка финансовое обеспечение предоставления меры социальной поддержки является расходным обязательством города Костромы, исполняемым за счет собственных доходов бюджета города Костромы. Исполнение данного расходного обязательства осуществляется путем предоставления ресурсоснабжающим организациям, реализующим тепловую энергию исполнителям коммунальных услуг для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения жителям города Костромы, субсидий в целях возмещения недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением частичной оплаты.
Размер субсидий (размер недополученных доходов, возмещаемых за счет средств субсидий) за отчетный месяц определяется как сумма частичной оплаты, начисленной в отчетном месяце в размере и на условиях, определенных настоящим Порядком, жителям города Костромы, являющимся потребителями услуг отопления и горячего водоснабжения.
Пунктом 4.3 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Комитету городского хозяйства Администрации г. Костромы в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Костромы по подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения", целевой статье 5140101 "Частичная оплата населению стоимости услуг по отоплению и горячему водоснабжению", виду расходов 810 "Субсидии юридическим лицам" классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 17 Положения о Комитете городского хозяйства Администрации города Костромы, утвержденного Решением Думы города Костромы от 20.11.2012 N 203, определено, что Комитет является главным распорядителем средств бюджета города Костромы и осуществляет бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами города Костромы, регулирующими бюджетные правоотношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является на территории города Костромы поставщиком тепловой энергии для целей оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению как исполнителям коммунальных услуг (управляющим организациям, товариществам собственникам жилья), так и непосредственно гражданам - в случае выбора непосредственного управления многоквартирным домом, по адресам: г. Кострома м/р-н Черноречье д. 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 12А, 13, 14, 15, 16, 18, 18А, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 30А, 32, 33, 34, 35, 37, ул. Северной Правды, д. 25, 27.
Общество имеет право на получение мер социальной поддержки (получатель таких мер) как ресурсоснабжающая организация в отношении жилищного фонда города Костромы, находящегося в управлении управляющих организаций и ТСЖ, так и в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых выбрали непосредственный способ управления.
Размер недополученных доходов, подлежащих возмещению в связи с предоставлением мер социальной поддержки жителям города Костромы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за март - апрель 2015 составил 954 367,87 руб., что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции подтверждено Ответчиком.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, неисполнение расходных обязательств по возмещению Обществу недополученных доходов в связи с принятием муниципального нормативного акта об установлении для жителей города Костромы мер социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления и горячего водоснабжения, привело к тому, что у Общества, как ресурсоснабжающей организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, возникли убытки.
В силу положений статей 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Соответственно, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о праве Истца требовать взыскания с Комитета убытков в размере 954367,87 руб.
Довод Комитета об отсутствии у него возможности направить для оплаты платежные поручения в Управление финансов по причине секвестирования предельных объемов финансирования главных распорядителей бюджетных средств, апелляционный суд отклоняет, поскольку Комитет не представил доказательств, свидетельствующих о секвестировании абсолютно всех без исключения расходных обязательств бюджета, в том числе и в отношении обязательств бюджета перед Обществом, поскольку секвестирование бюджета представляет собой реструктуризацию бюджета с целью сокращения отдельных расходных статей, а не полный отказ от исполнения обязательств бюджета перед соответствующими лицами.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 18.09.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Комитета по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 18.09.2015 по делу N А31-6143/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета городского хозяйства администрации города Костромы (ИНН: 4401097364, ОГРН: 1084401012706) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-6143/2015
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Иваново", ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" в лице Филиала ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" "Костромской"
Ответчик: Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы, МО городского округа город Кострома в лице Комитета городского хозяйства администрации города Костромы
Третье лицо: Управление финансов Администрации г. Костромы
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4115/16
27.04.2016 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-6143/15
07.12.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9806/15
18.09.2015 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-6143/15