г. Вологда |
|
09 декабря 2015 г. |
Дело N А05-7616/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Козловой С.В. и Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 августа 2015 года по делу N А05-7616/2015 (судья Волков И.Н.),
установил:
мэрия города Архангельска (ОГРН 1022900509521; ИНН 2901174180; место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - мэрия) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" (ОГРН 1082901001259; ИНН 2901065991; место нахождения: 163071, город Архангельск, улица Садовая, дом 53, помещение 6; далее - общество) о возложении на общество обязанности исполнить обязательства по договору управления многоквартирным домом от 15.07.2010 путем выполнения мероприятий по устранению нарушений, выявленных Управлением муниципального жилищного контроля Департамента городского хозяйства мэрии города Архангельска (далее - управление) в ходе проверок в ноябре 2014 года, феврале и июне 2015 года по дому N 7 по улице Логинова в городе Архангельске, а именно в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности людей - устранить местные разрушения облицовочного слоя фасада (штукатурного слоя) над входом в подъезде N 1 дома N 7 по улице Логинова в городе Архангельске.
Решением от 31 августа 2015 года суд обязал общество в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу устранить местные разрушения облицовочного слоя фасада (штукатурного слоя) над входом в подъезде N 1 дома N 7 по улице Логинова в городе Архангельске. Также с общества в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что управление не является экспертным учреждением и не уполномочено делать выводы о характере ремонтных работ. Отмечает, что в материалах дела отсутствует заключение экспертного учреждения о необходимости проведения ремонтных работ и их объема. Указывает, что в соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), решение о капитальном ремонте в многоквартирном доме, объеме и перечне работ принимается на общем собрании собственников.
От мэрии отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, общество является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 7 по улице Логинова в городе Архангельске на основании договора управления многоквартирным домом от 15.07.2010 (приложение 4), что ответчиком не оспаривается.
Срок действия данного договора установлен с 01.07.2010 на пять лет с возможностью автоматического продления на тот же срок. Поскольку доказательств расторжения договора от 15.07.2010 суду не представлено, при принятии решения исходит из того, что в спорный период дом N 7 по улице Логинова находился в управлении ответчика.
Как указывает истец, ответчик, по условиям заключённого договора, обязан надлежащим образом исполнять свои обязанности в части содержания и ремонта общего имущества дома N 7 по улице Логинова, производить технические осмотры и планово-предупредительные ремонты (подпункт 4.5.1, приложение 1 договора).
В связи с обращениями граждан управлением проведены мероприятия по муниципальному контролю в отношении общества. В ходе мероприятий выявлены нарушения в содержании жилого дома N 7 по улице Логинова в городе Архангельске, требующие проведения работ по устранению неисправностей.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) и условиями договора управления от 15.07.2010, обязанности по содержанию и технической эксплуатации, а следовательно, и устранению указанных нарушений возлагаются на ответчика как управляющую организацию многоквартирного дома.
По результатам проверки управлением выдано предписание от 26.11.2014 N 035-12/07-14.174/5 об устранении выявленных нарушений и составлен протокол об административном правонарушении от 27.11.2014 N 035-12/07-14.174/6.
На основании указанных документов постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского судебного района города Архангельска общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства), в связи с этим ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 14 000 руб.
В соответствии с приказом о проведении внеплановой выездной проверки от 28.01.2015 N 035-12/07-14.174/7 управлением повторно проведена проверка в отношении исполнения ответчиком обязанностей по содержанию и ремонту спорного дома; составлен акт проверки от 04.02.2015 N 035-12/07-14.174/10. Указанным актом вновь установлены нарушения Правил N 170, в связи с этим составлен протокол об административном правонарушении от 04.02.2015 N 035-12/07-14.174/11.
В связи с тем, что, ответчиком так и не были устранены установленные нарушения Правил, управлением вновь проведена проверка ответчика на предмет исполнения обязанности по ремонту дома N 7 по улице Логинова, о чем составлен акт проверки от 24.06.2015 N 035-12/07-14.174/14.
Указанным актом установлено, что ответчик частично устранил выявленные управлением нарушения, однако не принял меры по обеспечению безопасности людей, а именно не устранил местные разрушения облицовочного слоя фасада (штукатурного слоя) над входом в подъезд N 1 в соответствии с подпунктами 2.1.3, 4.2.3.2 Правил.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161 указанного Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 1.1 приведенной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение части 1.2 данной статьи ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в пункте 9 которого указано, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов относится выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков. При выявлении повреждений и нарушений необходима разработка плана восстановительных работ (при необходимости) и проведение восстановительных работ.
Кроме того, требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены Правилами N 170.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В пункте 2.1.3 указанных Правил установлено, что обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту (подпункт 4.2.3.1 названных Правил)
Согласно пункту 4.2.3.2 Правил N 170 с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Согласно пункту 13 Правил N 491, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (пункт 14 указанных Правил).
Статьей 14 ЖК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно статье 20 данного Кодекса под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (часть 1.1); муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1); основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан информации о фактах нарушения требований договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 4.2).
Судом первой инстанции установлено, что при содержании общего имущества дома N 7 по улице Логинова ответчиком допущены нарушения, а именно - не устранены местные разрушения облицовочного слоя фасада (штукатурного слоя) над входом в подъезд N 1, несмотря на неоднократные предписания управления.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно со ссылкой на пункты 40 и 42 Правил N 491, принял решение об удовлетворения иска.
Правильность выводов суда податель апелляционной жалобы не опроверг.
Доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются апелляционной инстанции ввиду неправильного толкования подателем жалобы норм права.
В данном случае, поскольку общество приняло на себя исполнение обязательств по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома, то оно обязано производить весь комплекс работ для поддержания имущества в исправном состоянии вне зависимости от того, имеется ли по какому-либо вопросу решение общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, в соответствии с которым все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Нарушения обществом выявленных требований Правил N 170 влекут неисправность состояния общего имущества многоквартирного жилого дома, и в силу Правил N 491, Правил N 170 и норм ЖК РФ подлежат устранению управляющей организацией. До решения вопроса о проведении необходимого капитального ремонта ответчик, как управляющая организация, несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивает надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обществом ненадлежащим образом исполнялись обязанности по управлению многоквартирным домом, возложенные на нее нормами жилищного законодательства.
Иное толкование ответчиком положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 августа 2015 года по делу N А05-7616/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
С.В. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7616/2015
Истец: Мэрия г. Архангельска
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПРОФМАСТЕР"