г. Санкт-Петербург |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А56-51620/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Сафроновой В.А.
при участии:
от заявителя: Павлов Ф.Н. по доверенности от 13.01.2015 N 7-Д;
от заинтересованного лица: Никифорова Д.Ю. по доверенности от 04.08.2015 N 03/13513;Сидненко Ю.А. по доверенности от 08.09.2015 N 03/15529;Фомин А.А. по доверенности от 03.06.2015 N 03/09504;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25223/2015) Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2015 по делу N А56-51620/2013 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства"
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (ОГРН 1027809228116, местонахождение: 191011, город Санкт-Петербург, улица Зодчего России, д.1-3, далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу (адрес: 190103, Санкт-Петербург, пр. Лермонтовский, д. 47, литера А, далее - Инспекция, налоговый орган) от 21.08.2013 N 1/15.1.
Решение суда от 21.09.2015 оспариваемое постановление изменено, размер назначенного Инспекцией штрафа снижен до 40 000 руб.
В апелляционной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления. Податель жалобы считает ошибочными выводы суда о наличии в действиях Предприятия состава вмененного правонарушения.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поручения Управления Федеральной налоговой службы от 04.07.2013 N 04-17/538 Инспекцией проведена проверка соблюдения Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) за период с 01.05.2013 по 04.07.2013 в отношении использования Предприятием специального счета платежного агента "40821" для осуществления соответствующих расчетов, по результатам которой составлен акт от 23.07.2013 N 10/01с. В результате проведенных проверочных мероприятий установлено, что Общество не имеет отдельного банковского счета, открываемого платежным агентом и являющимся специальным банковским счетом, что является нарушением частей 14, 15 статьи 4 Закона N103-ФЗ. По факту выявленного правонарушения, Инспекцией в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении от 01.08.2013 N 1/15.1. Постановление от 21.08.2013 N1/15.1 Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с означенным постановлением, Предприятие оспорило его в судебном порядке. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности. Вместе с тем, суд счел назначенное административное наказание чрезмерным, в связи с чем снизил назначенный штраф до 40 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ " банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона N 103-ФЗ приведены следующие определения:
поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Частью 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ определено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Суд первой инстанции обоснованно указал, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг плательщику со стороны поставщика, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Частью 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ установлена обязанность платежного агента использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов при приеме платежей. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ).
Обязанность поставщика при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет установлена в части 18 этой же статьи Федерального закона N 103-ФЗ, согласно которой поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными счетами.
По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться операции, в том числе по списанию денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика (пункт 4 статьи 16 Федерального закона N 103-ФЗ).
В силу части 4 статьи 8 данного Закона прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 названного Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 названного Федерального закона, не допускаются.
Из материалов дела следует, что Предприятием заключено 308 договоров на комплексное обслуживание организаций и объединений собственников жилья, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в рамках которых Предприятие от своего имени по поручению и за счет принципала осуществляет юридические и фактические действия по организации комплекса работ, включая расчеты, надлежащее перечисление сумм платежей собственников за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги, распределение, перечисление платежей нанимателей, поступивших в оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Для приема платежей Предприятием заключены агентские договоры.
Согласно договору от 01.06.2011 N 52 Предприятие поручает, а ООО "Мобильная карта" обязуется оказывать в соответствии с действующим законодательством услуги, в том числе по приему в наличном порядке платежей от физических лиц за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги.
В соответствии с дополнительным соглашением от 27.10.2008 N 1 к агентскому договору от 01.06.2006 N 16, заключенному Предприятием с ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России" по поручению Предприятия оказывает услуги по приему от населения денежных средств в валюте Российской Федерации за жилье и коммунальные услуги.
В соответствии с договором, заключенным Предприятием с ЗАО "ПетроЭлектроСбыт" от 01.03.2012 N 54, ЗАО "ПетроЭлектроСбыт" обязуется от имени и за счет Предприятия осуществлять юридические и иные действия, связанные с приемом платежей физических лиц за жилое помещение.
В соответствии с информацией, полученной от ОАО "АБ "РОССИЯ", по счету N 40602810800000000028 Предприятия, который не является специальным банковским счетом Инспекцией установлено, что на счет производилось поступление со специальных счетов платежных субагентов, в том числе, ФГУП "Почта России", ЗАО "Петроэлектросбыт" по вышеуказанным договорам.
В частности, платежным поручением от 01.07.2013 N 554 на сумму 6439630,97 от филиала ФГУП "Почта России" поступали денежные средства с назначением платежа: "прием платежей от населения за жилые помещения, коммерческие и прочие услуги договор N 16 от 01.06.2006 г. реестр Х02500130628.ХМЛ платежи за 28.06.2013 принято 6439630,97 руб., 2254 шт., НДС не облагается". Платеж осуществлен ФГУП "Почта России" со специального банковского счета N 4082181040030000033 на расчетный счет Предприятия N 40602810800000000028.
Платежным поручением от 01.07.2013 N 351 ЗАО "ПетроЭлектроСбыт" на сумму 68 345 709,43 руб. поступали денежные средства с назначением платежа за коммунальные платежи за 28.06.2013. Платеж осуществлен ЗАО "Петроэлектросбыт" со специального банковского счета N 40821810332130000001 на расчетный счет Предприятия N40602810800000000028.
Также материалами дела подтверждается списание со счета N 40602810800000000028 Предприятия на счета поставщиков, в частности, платежным поручением от 01.07.2013 г. N 44672 ООО "Жилкомсервис N1 Петроградского района" на сумму 10 005 868,57 руб. с назначением платежа: "платежи населения за жилищные услуги по дог.N 464/1-6/09 от 23.06.08 НДС не облагается".
Кроме того, в материалах дела представлены договоры, заключенные между принципалом (Предприятием) и агентами об осуществлении агентом юридических и иных действий, связанных с приемом платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги, и перечисление денежных средств на расчетный счет Принципала.
Согласно данным договорам на расчетный счет Предприятия N 40602810800000000028 в ОАО "АБ "Россия" поступали от агентов платежи. С расчетного счета Предприятия N40602810535000002097 по договорам перечислялись агентам вознаграждения за оказанную услугу по приему платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с полученной информацией от ОАО "АБ Россия" и от "ОАО "Банк "Санкт-Петербург" о движении денежных средств на счетах Предприятия, а также согласно представленным в Инспекцию банковским выпискам, на расчетный счет Предприятия поступали от юридических лиц (в том числе со специальных счетов) денежные средства, принятые от физических лиц, в счет оплаты коммунальных платежей.
Таким образом, в силу пункта 3 статьи 2 и статьи 3 Закона N 103-ФЗ Предприятие является платежным агентом и осуществляет деятельность по приему платежей путем осуществления юридических и фактических действий по организации комплекса работ, включая расчеты, надлежащее перечисление сумм платежей собственников за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги, распределение, перечисление платежей нанимателей, поступивших в оплату жилых помещений и коммунальных услуг. В отношении денежных средств, поступивших от физических лиц либо от платежного субагента в качестве платы за коммунальные услуги Предприятие выполняет функцию платежного агента, а следовательно, должно действовать в соответствии с правилами, установленными законом и зачислять такие денежные средства на специальные банковские счета и в дальнейшем перечислять на специальные банковские счета поставщиков коммунальных услуг. Денежные средства от остальных услуг, в том числе агентское вознаграждение, зачисляются на иные счета, не являющиеся специальными в силу Закона N 103-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии предприятием необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Предприятия во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено. Срок привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Наказание назначенное заявителю снижено судом до минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 15.1 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом Предприятию наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2015 по делу N А56-51620/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51620/2013
Истец: Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N9 по Санкт-Петербургу