г. Самара |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А55-23450/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от администрации городского округа Сызрань - Кириенко Е.В., доверенность от 25.11.2013 г. N 02-269/6419;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - извещен, не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 сентября 2015 года по делу N А55-23450/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань,
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
"о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета"
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрань обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения предмета заявленных требований, отраженного в протоколе судебного заседания, а также принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определения об объединении дел в одно производство, отраженного в протоколе судебного заседания и нашедшего свое отражение в соответствующем определении по делу, просила суд:
1."ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области, снять с государственного кадастрового учета, следующие земельные участки:
- кадастровый номер - 63:08:0114033:605, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под цех швейной фабрики по ул. Нефтебазная, 2 "А", площадью 2 180 м(2), местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Набережная, д. 53;
- кадастровый номер - 63:08:0114033:211, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилой дом на 93 квартиры, площадью 11 000 м(2), местоположение: Самарская область, г. Сызрань;
- кадастровый номер - 63:08:0105005:75, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - гараж ПМК - 434, площадью 3 200 м(2), местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ПМК- 434;
- кадастровый номер - 63:08:0102052:176, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - 136 МОЗ, площадью 1 600 м(2), местоположение: Самарская область, г. Сызрань, 13 МОЗ;
- кадастровый номер - 63:08:0101009:126, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для платной штрафной автостоянки, площадью 2 100 м(2), местоположение установлено ориентировочно, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Сызрань, ул. Победы (около Универмага) штрафная автостоянка";
- кадастровый номер - 63:08:0114033:206, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - автозаправочная станция, площадью 3 200 м(2), местоположение: Самарская область, г. Сызрань, пос. Кашпирский;
- кадастровый номер - 63:08:0107042:1299, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - гостиница, площадью 6 147 м(2), местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Астраханская, N 1;
- кадастровый номер - 63:08:0110006:318, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - 2,15 га - под производственной базой, 25, 45 га - земли сельхозяйственных угодий, площадью 276 000 м(2), местоположение: Самарская область, г. Сызрань;
- кадастровый номер - 63:08:0103018:6, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для профилактория на 100 мест, площадью 5 000 м(2), местоположение: Самарская область, г. Сызрань, Лесопарковая зона Юго-Западного жилого района;
- кадастровый номер - 63:08:0000000:372, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - детский сад, площадью 9 789 м(2), местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Жуковского, детский сад N 19".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 сентября 2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить и в удовлетворении заявленных требований Администрации г.о. Сызрань отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что спорные земельные участки могут быть преобразованы указанным органом местного самоуправления путем принятия соответствующих решений, т.е. в рассматриваемых случаях спор возможно решить во внесудебном заявительном порядке в соответствии со ст.ст. 16, 22 Закона о кадастре.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о необходимости исключения из ГКН сведений о спорных земельных участках.
Податель жалобы считает, что арбитражным судом первой инстанции нарушены нормы материального права, не в полном объеме установлены фактические обстоятельства по делу.
В судебное заседание представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Представитель Администрации г.о. Сызрань считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в возражениях.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации г.о. Сызрань, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов настоящего дела, во исполнение Протокола заседания Совета при Губернаторе Самарской области по развитию местного самоуправления от 20 апреля 2011 года N ВА-8-12 и с учетом Письма Министерства управления финансами Самарской области от 03 сентября 2014 года исходящий номер МФ-13-03/1453, направленного на проведение мероприятий по увеличению поступлению налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет, Администрацией городского округа Сызрань проводятся работы по актуализации базы данных государственного кадастрового учета.
В рамках проводимых Администрацией городского округа Сызрань мероприятий по земельным участкам, кадастровые номера, соответственно:
- 63:08:0114033:605, 63:08:0114033:211, 63:08:0105005:75, 63:08:0102052:176, 63:08:0101009:126, 63:08:0114033:206, 63:08:0107042:1299, 63:08:0110006:318, 63:08:0103018:6, 63:08:0000000:372 (далее - "спорные земельные участки"), были установлены следующие обстоятельства:
1) Заявок на проведение государственного кадастрового учета спорных земельных участков не было, а УФАКОН (на момент постановки спорных земельных участков на кадастровый учет - уполномоченный орган по ведению государственного земельного кадастра) руководствовалось Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участков ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Первым заместителем руководителя Росземкадастра В.Кисловым 10 апреля 2001 года.
В соответствии с данными Указаниями, настоящие указания являются нормативно-техническим документом для территориальных органов Росземкадастра, устанавливающим технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона "О государственном земельном кадастре", к отражению в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте.
Документом, руководствуясь которым УФАКОН внес сведения в государственный земельный кадастр, а впоследствии ФГБУ ФКП Росреестра импортировало данные сведения о земельных участках в ГКН, являлись Указания Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, который являлся нормативно-техническим документом, устанавливающим технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках.
2) Материалы инвентаризации г. Сызрани Самарской области не были утверждены никаким документом, что противоречит подпункту 2.4 пункта 2 Указаний Росземкадастра ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Первым заместителем руководителя Росземкадастра В.Кисловым 10 апреля 2001 года).
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости описание местоположения границ земельного участка является сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.
Государственный кадастр недвижимости должен содержать достоверные сведения об объектах недвижимости, а не те сведения, которые внесены в ГКН по нормативно-техническому документу Росземкадастра.
3) Землеустроительные дела по инвентаризации земель руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Сызрани не подписаны и не скреплены печатью.
4) Посредством принятия Главой Администрации городского округа Сызрань ряда постановлений не только прекратилось право постоянного (бессрочного) пользования за соответствующими юридическими и физическим лицами на спорные земельные участки, но также данными ненормативными правовыми актами было постановлено, что ранее оформленные и выданные указанным юридическим и физическим лицам свидетельства и государственные акты являются утратившими силу.
5) Сведения относительно спорных земельных участках как о ранее учтенных земельных участках были внесены в ГКН на основании документов, выданных до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - на основании свидетельств о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей и государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей.
6) Кроме того, согласно имеющимся в настоящем деле документам, государственные акты на право бессрочного пользования спорными земельными участками были выданы соответствующим юридическим лицам, а сведения относительно спорных земельных участков были внесены в ГКН, но, при этом, согласно информации, предоставленной Межрайонной ИМНС России N 3 по Самарской области, указанные юридические лица ранее были исключены из ЕГРЮЛ (правоспособность юридических лиц прекращена), из чего следует, что относительно спорных земельных участков в ГКН были внесены сведения о правах юридических лиц, у которых уже ранее прекратилась правоспособность.
7) Сведения, внесенные в ГКН, не подтверждают существование спорных земельных участков в качестве индивидуально-определенной вещи, как того требует часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", то есть, отсутствует уникальность характеристик спорных земельных участков, что предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 7 данного нормативного правового акта.
8) Наличием сведений относительно спорных земельных участков в ГКН, у которых отсутствуют уникальные характеристики и которые не могут быть объектами налогообложения, нарушаются права Администрации городского округа Сызрань.
Судом верно отмечено в решении, что из содержания имеющихся в настоящем деле Кадастровых паспортов спорных земельных участков, следует, что границы спорных земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
При этом сведения о спорных земельных участках были внесены в ГКН в результате проведения работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках.
Согласно представленным в дело Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Уведомлений "Об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений", в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, правопритязаниях, заявленных в судебном порядке правах требования, арестов (запрещений) в отношении спорных земельных участков.
Поскольку в отношении спорных земельных участков отсутствуют сведения о правах каких-либо лиц, а их границы не определены на местности, имеет место нарушение положений Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому в ГКН должны быть внесены сведения, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В этой связи наличие в ГКН сведений о спорных земельных участках не влечет за собой получение денежных средств в бюджет городского округа Сызрань Самарской области.
Согласно положениям статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок представляет собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Как установлено статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным нормативным правовым актом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости
Судом верно отмечено в решении, что положения части 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливающие порядок аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, в отношении ранее учтенных земельных участков не применяются.
Ранее учтенный земельный участок может быть снят с государственного кадастрового учета только в результате образования из него новых земельных участков по правилам главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (часть 3 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") или на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельного участка, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судом сделан правильный вывод о том, что заявителем в материалы дела представлены достаточные документы, подтверждающие необходимость исключения из ГКН сведений о ранее учтенных спорных земельных участках.
При этом исключение из ГКН сведений о спорных земельных участках не затрагивает прав и законных интересов иных лиц, так как права на спорные земельные участки в установленном Законом порядке в ЕГРП на данные объекты не зарегистрированы.
Принимая во внимание, что в отношении спорных земельных участков отсутствуют правопритязания третьих лиц, границы указанных земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации не установлены, а материалы инвентаризации г. Сызрани Самарской области в отношении данных земельных участков не были утверждены каким-либо документом соответствующего уполномоченного органа, сведения о земельных участках внесены в ГКН по результатам проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках при отсутствии каких-либо правоустанавливающих (правоподтверждающих) документов, суд пришел к правильному выводу о том, что требования Администрации городского округа Сызрань подлежат удовлетворению.
Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.
Учитывая, что согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, суд правильно посчитал необходимым возложить на заинтересованное лицо обязанность снять с государственного кадастрового учета ранее учтенные земельные участки с кадастровыми номерами, соответственно: 63:08:0114033:605, 63:08:0114033:211, 63:08:0105005:75, 63:08:0102052:176, 63:08:0101009:126, 63:08:0114033:206, 63:08:0107042:1299, 63:08:0110006:318, 63:08:0103018:6, 63:08:0000000:372.
Доводы подателя жалобы о том, что спорные земельные участки могут быть преобразованы путем принятия соответствующих решений, является необоснованным и не состоятельным по следующим причинам.
Сведения, внесенные в ГКН, не подтверждают существование объекта в качестве индивидуально-определенной вещи, как того требует ч.3 ст.1 Закона N 221-ФЗ. Отсутствует уникальность характеристик объекта недвижимости, как того требует п.3 ч.1 ст.7 Закона N 221-ФЗ.
Кроме того, отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Постановлением Арбитражного Суда Поволжского округа от 23.11.2015 г. по делу N А55-23456/2014 установлено, что относительно спорных земельных участков с 2006 года отсутствуют правопритязания третьих лиц, границы спорных участков (уникальные характеристики) не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, на проведение государственного кадастрового учета спорных земельных участков не были представлены заявки уполномоченных лиц (надлежащего лица), материалы инвентаризации г.Сызрани относительно спорных земельных участков не были утверждены никаким документом соответствующего уполномоченного органа, не подписаны и не скреплены оттиском печати со стороны соответствующего уполномоченного органа, сведения о спорных земельных участках были внесены в ГКН лишь по результатам проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, путем импорта сведений из ЕГРЗ.
Таким образом, доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 сентября 2015 года по делу N А55-23450/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23450/2014
Истец: Администрация городского округа Сызрань
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
Третье лицо: Администрации городского округа Сызрань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области