г. Хабаровск |
|
08 декабря 2015 г. |
А73-101/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз": представителя Сидоровой А.А.;
от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: представителя Жигаревич М.В.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края
на решение от 05.05.2015 по делу N А73-101/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз"
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
Общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз" (ОГРН 1032700448659; далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного жилищного надзора Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - управление, уполномоченный орган) от 20.10.2014 N 54-1.
Решением суда от 05.05.2015 названное предписание признано недействительным на том основании, что противоречит Жилищному кодексу, Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N261-ФЗ).
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требования ООО "ДВ-Союз" о признании недействительным предписания Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 20.10.2014 N 54-1 отказано.
Арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 28.09.2015 судебный акт второй инстанции отменил с направлением дела на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд. При этом судебный акт мотивирован тем, что вывод апелляционного суда о наличии у управляющей компании обязанности по принятию всех необходимых мер по установке общедомовых приборов учета основан на правильном применении норм законодательства об энергосбережении, не противоречит сложившейся по данному вопросу судебной практикой и согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной, в Постановлении от 21.08.2015 N 303-АД15-6522 по делу N А73-14252/2014 Арбитражного суда Хабаровского края, в котором участвовали те же лица. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, не проверил доводы последнего, касающиеся соблюдения контрольным управлением порядка принятия оспариваемого предписания.
При новом рассмотрении дела в порядке апелляционного производства, доводы, изложенные в жалобе, представителем Управления государственного жилищного надзора Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края поддержаны в суде апелляционной инстанции в полном объеме.
Относительно порядка проведения проверочных мероприятий указано на то, что оспариваемый ненормативный акт выдан после проведения административного расследования, проведенного в связи с обращением собственника одного из домов, которым управляет общество, а также данное полномочие предусмотрено Административным регламентом исполнения главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утвержденный приказом главного управления от 25.04.2014 N 9-П.
Представителем общества отклонены доводы заявителя жалобы со ссылкой на неправильное толкование действующего законодательства в области энергетики. Кроме того, указано, что проверка проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), и это установлено в рамках рассмотрения дела по административному спору в суде общей юрисдикции.
Судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ.
Исследовав материалы дела с учетом указаний кассационной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и заслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленной жалобы уполномоченного органа в связи со следующим.
Судебной коллегией установлено, что на основании жалобы жильца многоквартирного дома N 17 по улице Ворошилова в городе Хабаровске управлением проведена проверка деятельности общества, в ходе которой выявлено нарушение требований энергоэффективности в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ.
По результатам проверочных мероприятий управляющей компании выдано предписание от 20.10.2014 N 54-1 о выполнении работ по установке общедомового прибора учета потребления горячего водоснабжения в спорном доме.
Полагая, что данное предписание управления нарушает права и законные интересы, общество оспорило его в судебном порядке.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд мотивировал тем, что вывод управления о наличии у управляющей компании обязанности по установке общедомовых приборов учета противоречит Закону N 261-ФЗ.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данным выводом. По мнению управления, спорным предписанием обществу указано на необходимость проведения работ по установке общедомового прибора учета потребления горячего водоснабжения. При этом, каким способом эта установка будет обеспечена - собственными силами или с привлечением ресурсоснабжающей организации, не имеет значения, поскольку управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении и в соответствии с положениями части 2 статьи 162 Жилищного кодекса и подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 7 статьи 9 этого Закона государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно статье 161 ЖК РФ и пункту 16 Правил, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и"" и "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации.
Следовательно, действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей воды, электроэнергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
В статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона N 261-ФЗ (27.11.2009) работы по установке и введению в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной, в Постановлении от 21.08.2015 N 303-АД15-6522 по делу N А73-14252/2014 Арбитражного суда Хабаровского края, в котором участвовали те же лица.
Поскольку из материалов дела установлено, что данная обязанность заявителем по делу не исполнена, в связи с чем управлением правомерно указано на необходимость устранения выявленного нарушения.
Относительно довода о нарушении со стороны уполномоченного органа порядка проведения проверочных мероприятий суд второй инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае поводом к проведению проверки в отношении ООО "ДВ-Союз" послужила жалоба гражданки Власовой Л.И. от 23.09.2014, поступившая в Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края.
По фактам, изложенным в жалобе, административным органом в порядке статей 28.1, 28.7 КоАП РФ в отношении управляющей компании возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, и проведено административное расследование, по результатам которого составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении должностного лица общества и самого юридического суда, а также вынесены соответствующие постановления и оспариваемое предписание N 54-1.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 15.12.2014 по делу N 12-610/2014 признано незаконным и отменено постановление о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ должностного лица общества. При этом судебный акт мотивирован тем, что проверочные мероприятия со стороны управления проведены с грубым нарушением положений статьи Закона N294-ФЗ, выразившиеся в том, что в материалы дела не представлены доказательства обращения гражданина, на основании обращения которого проведена проверка, отсутствует распоряжение о ее проведении. Кроме того, указано на существенное нарушение процедуры извещения генерального лица о времени и месте составления протокола.
Из материалов настоящего судебно-арбитражного дела видно, что в отношении управляющей компании проведено административное расследование на основании жалобы жильца многоквартирного дома N 17 по улице Ворошилова в городе Хабаровске, в ходе которой выявлено нарушение в деятельности требований энергоэффективности в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ.
Следовательно, законные основания для возбуждения административного производства и проведения соответствующего расследования у уполномоченного органа имелись.
Положения Федерального закона N 294-ФЗ не применяются при осуществлении проведения административного расследования.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Судебной коллегией из содержания оспариваемого документа от 20.10.2014 установлено, что правовой основой для выдачи оспариваемого предписания явилось установление факта административного нарушения и оно направлено, в том числе на устранение причин, способствовавших совершения выявленного нарушения, а также предупреждение совершения новых подобных нарушений со стороны управляющей компании.
Не может являться основанием для признания незаконным оспариваемого предписания то обстоятельство, что оно поименовано предписанием, а не представлением, поскольку это обстоятельство не влечет фактическое нарушения прав и интересов ООО "Союз-ДВ" в рамках рассматриваемых правоотношений участников спора.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, а в заявленных требованиях общества надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.05.2015 по делу N А73-101/2015 отменить.
В удовлетворении требования ООО "ДВ-Союз" о признании недействительным предписания Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 20.10.2014 N 54-1 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-101/2015
Истец: ООО "ДВ-Союз"
Ответчик: Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5742/15
28.09.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3919/15
15.07.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2950/15
05.05.2015 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-101/15