г. Саратов |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А57-12969/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" декабря 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 октября 2015 года по делу N А57-12969/2015 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Степановой Елены Олеговны, г. Саратов
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 114, ОГРН 1056405029560, ИНН 6452911715)
о признании незаконным действия по отказу в проведении итоговой проверки на объекте капитального строительства - торгово-административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б.Садовая во Фрунзенском районе г. Саратова, выраженное в письме N 2086 от 03.03.2015, обязать устранить нарушения прав,
при участии в судебном заседании представителей: индивидуального предпринимателя Степановой Елены Олеговны - представитель Володичев О.А., по доверенности N 64 АА 1120970 от 24.06.2014; Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - представитель Чериков С.Н., по доверенности N 11713 от 06.10.2015 (удостоверение), представитель Молдован Д.М., по доверенности N 11712 от 06.10.2015
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Степанова Елена Олеговна, ИНН 645113195866 (далее - ИП Степанова Е.О., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, ответчик) о признании незаконным действия Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, выраженного в письме N 2086 от 03.03.2015 об отказе в проведении итоговой проверки на объекте капитального строительства - торгово-административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б. Садовая во Фрунзенском районе г. Саратова и отказе в выдаче заключения о соответствии построенного объекта, на основании извещения Степановой Е.О. об окончании строительства торгово-административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б. Садовой во Фрунзенском районе г. Саратова, обязать устранить допущенные нарушения путем проведения итоговой проверки на объекте капитального строительства, обязании известить об указанной проверке ИП Степанову Е.О., обязать Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области вынести предусмотренное законодательством решение по результатам проведения итоговой проверки на объекте капитального строительства - торгово-административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б.Садовая во Фрунзенском районе г. Саратова.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01 октября 2015 года по делу N А57-12969/2015 признаны незаконными действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, выраженные в письме N 2086 от 03.03.2015 об отказе в проведении итоговой проверки на объекте капитального строительства - торгово-административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б. Садовая во Фрунзенском районе г. Саратова.
На Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность провести итоговую проверку на объекте капитального строительства - торгово-административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б. Садовая во Фрунзенском районе г. Саратова на основании извещения Степановой Е.О. об окончании строительства торгово-административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б. Садовая во Фрунзенском районе г. Саратова.
На Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность известить Степанову Е.О. о проведении итоговой проверки на объекте капитального строительства - торгово-административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б.Садовая во Фрунзенском районе г. Саратова.
На Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность вынести предусмотренное законодательством решение по результатам проведения итоговой проверки на объекте капитального строительства - торгово-административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б. Садовая во Фрунзенском районе г. Саратова.
В остальной части требований отказано.
С Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в пользу ИП Степановой Елены Олеговны взысканы расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители поддержали позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
05 февраля 2015 года Степанова Е.О. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП 315645100000620.
На основании разрешения на строительство (N 64-24 от 30.012008, N RU64304000-115 от 26.06.2009, N RU64304000-253 от 13.12.2011, со сроком действия до 19.07.2014) заявителем на земельном участке с кадастровым номером 64:48:06 01 26:0046 03.07. 201.4 по адресу: г. Саратов, Фрунзенский район, пересечение улиц Новоузенская и Б. Садовая, завершено строительство торгово-административного здания.
Извещение об окончании строительства объекта капитального строительства было направлено Степановой Е.О. в орган государственного строительного надзора и получено последним 03.07.2014 вх. N 06.03.06/241.
Повторно извещение об окончании строительства объекта капитального строительства направлено Степановой Е.О. в орган государственного строительного надзора 16.12.2014 и получено заинтересованным лицом вх. N 06.03.06/648.
13 февраля 2015 года Степановой Е.О. вновь направлено в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области извещение N б/н об окончании строительства объекта капитального строительства - торгового административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б. Садовой Фрунзенского района г. Саратова.
По результатам рассмотрения извещения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в адрес ИП Степановой Е.О. направлено письмо N 2086 от 03.03.2015 о том, что оснований для проведения итоговой проверки не имеется и что аналогичные ответы даны предпринимателю ранее.
Предприниматель оспорил действия по отказу в проведении итоговой проверки в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Саратовской области.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 49, 52, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области правовых оснований для отказа в осуществлении государственного строительного надзора, и удовлетворил заявленные требования в части.
Рассмотрев апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Двенадцатый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
05 февраля 2015 года Степанова Е.О. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП 315645100000620.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ).
Принимая во внимание данные обстоятельства, Арбитражный суд Саратовской области обоснованно счел возникший спор подведомственным арбитражному суду, разрешил требования Степановой Е.О. по существу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
В силу части 1 статьи 49 Кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
На основании части 4 статьи 54 Кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение), которое устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 54 Кодекса и пункта 4 Положения предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Кодекса.
В части 5 статьи 52 Кодекса установлено, что в случае, если в соответствии с Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому прилагаются перечисленные в данной норме документы.
В соответствии с пунктом 8 Положения государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Кодекса извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок (пункт 9 Положения).
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения (пункт 16 Положения).
Торгово-административное здание на пересечении улиц Новоузенской и Б. Садовая во Фрунзенском районе г. Саратова, строительство которого осуществлялось Степановой Е.О. на основании первоначально выданного разрешения на строительство N 64-24 от 30 января 2008 г., относится к объектам капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе.
Функции по осуществлению надзора на основании статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возложены на Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области.
Из ответов администрации муниципального образования "Город Саратов" N 01-10-07-76с от 06.05.2015 и N 01-10-07-76с от 09.07.2015 судом апелляционной инстанции установлено, что муниципальным органом в порядке п. 15 ст. 51 ГрК РФ направлялись копии разрешений на строительство торгово-административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б. Садовая во Фрунзенском районе г. Саратова, строительство которого осуществлялось Степановой Е.О, в орган Госстройнадзора.
Осуществление государственного строительного надзора по объекту капитального строительства Степановой Е.О. является обязательным (статьи 49 и 54 Кодекса), заявитель в рамках судебного спора вручил извещение о начале строительства представителю инспекции Госстройнадзора Саратовской области 14.09.2012, приложив к нему предусмотренные частью 5 статьи 52 Кодекса документы (т.4 л.д.92).
В судебном заседании к материалам дела приобщена копия извещения застройщика объекта капитального строительства, ООО "Экострой" N 1, о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства от 24 августа 2009 г. в отношении торгово-административного здания расположенного по адресу: г. Саратов, на пересечении ул. Новоузенской и Б. Садовой во Фрунзенском районе, разрешение на строительство N RU 64304000-115.
Таким образом, у Инспекции возникли предусмотренные частью 1 статьи 49, частью 5 статьи 52, пунктом 1 части 1, подпунктом "а" пункта 2 части 5 статьи 54 Кодекса основания для начала осуществления государственного строительного надзора в отношении строительных работ, выполняемых в ходе строительства Степановой Е.О. объекта капитального строительства.
Оснований для отказа в осуществлении государственного строительного надзора в указанном выше случае статья 52 Кодекса и Положение не предусматривают.
Доказательства завершения строительно-монтажных работ и факта осуществления строительства в период с момента получения разрешения на строительство и до вручения Инспекции извещения о начале строительства в материалы дела не представлены.
Извещение об окончании строительства объекта капитального строительства было направлено Степановой Е.О. в орган государственного строительного надзора и получено последним 03.07.2014 вх. N 06.03.06/241.
Повторно извещение об окончании строительства объекта капитального строительства направлено Степановой Е.О. в орган государственного строительного надзора 16.12.2014 и получено заинтересованным лицом вх. N 06.03.06/648.
13 февраля 2015 года Степановой Е.О. вновь направлено в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области извещение N б/н об окончании строительства объекта капитального строительства - торгового административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б. Садовой Фрунзенского района г. Саратова.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что обжалуемые действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, выразившиеся в отказе в осуществлении государственного строительного надзора не соответствуют нормам части 5 статьи 52, частей 1 и 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора, создают Степановой Е.О. препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Указанное в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания действий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, выраженных в письме N 2086 от 03.03.2015 об отказе в проведении итоговой проверки на объекте капитального строительства - торгово-административного здания на пересечении улиц Новоузенской и Б. Садовая во Фрунзенском районе г. Саратова, незаконными.
Приведенные в жалобе Инспекции доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны подлежащими отклонению, как основанные на неверном толковании норм права. По смыслу статей 52, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения об осуществлении государственного строительного надзора государственный строительный надзор может быть начат при наличии соответствующих оснований, при этом возникновение таких оснований не увязывается со стадией строительства объекта (начальной, промежуточной или конечной). Следовательно, государственный строительный надзор должен осуществляться при возникновении соответствующих оснований, предусмотренных законом, независимо от того, возникли ли они до начала строительства объекта или в ходе его строительства.
Отсутствие возможности проведения проверки в отношении части объекта капитального строительства, построенного до начала осуществления государственного строительного надзора, не препятствует административному органу осуществлять надзор за текущими строительными работами на объекте до их завершения. Вопросы невозможности осуществления государственного строительного надзора в отношении части работ на объекте могут быть отражены в заключении, составляемом после завершения строительства, с учетом данного обстоятельства, в соответствии с пунктом 16 Положения, административный орган может принять решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 октября 2015 года по делу N А57-12969/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12969/2015
Истец: ИП Степанова Е. О., ИП Степанова Елена Олеговна
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области