8 декабря 2015 г. |
Дело N А83-2590/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 08.12.2015.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Горошко Н.П.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурашовой К.В.,
при участии: заявителя Лурье Бориса Григорьевича, представителя Лурье Бориса Григорьевича - Бондарева Сергея Владимировича, доверенность N 82АА 0249037 от 25.08.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Лурье Бориса Григорьевича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.10.2015 по делу N А83-2590/2015 (судья Евдокимова Е.А.), принятое по заявлению Лурье Бориса Григорьевича (ул. Балаклавская, д. 95, кв. 56, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (ул. Мате Залки, 1/9, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) о признании незаконным и отмене решения и понуждении совершить определенные действия,
установил:
Лурье Борис Григорьевич (ул. Балаклавская, д. 95, кв. 56, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) (далее - Лурье Б.Г., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (ул. Мате Залки, 1/9, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) (далее - Налоговая инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене решения и понуждении совершить определенные действия.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.10.2015 в удовлетворении заявления Лурье Бориса Григорьевича было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Лурье Борис Григорьевич обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.10.2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Лурье Б.Г. в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю в нарушение требований АПК РФ не представило в дело доказательств, подтверждающих законность обжалуемого решения об отказе в государственной регистрации. Также, заявитель настаивает на том, что заявление формы Р26001 было подано им в налоговую инспекцию в надлежащем виде, без каких-либо исправлений. Кроме того, заявитель считает, что расписка о принятии его заявления формы Р26001 от 11.08.2014 вх. N 2425А не содержит информации о том, что поданное им заявление имеет исправления, поскольку графа "Примечание" не заполнена какой-либо записью Инспекции.
Заявитель Лурье Б.Г. и его представитель в ходе судебного разбирательства поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.10.2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Лурье Б.Г. в полном объеме.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом; 30.11.2015 представила в адрес Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по сервису электронной подачи документов в арбитражные суды "Мой Арбитр" отзыв на апелляционную жалобу, согласно которого, просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.10.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лурье Бориса Григорьевича - без удовлетворения. Свои возражения на апелляционную жалобу, указанные в отзыве, административный орган обосновывает тем, что, по его мнению, суд первой инстанции своим решением пришел к правильному выводу относительно того, что заявление по форме N Р26001, поданное Лурье Б.Г. в регистрирующий орган, считается не представленным, поскольку заполнено с нарушением приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", а также, в связи с наличием в нем исправлений.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее извещение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю, необязательность явки ее представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 01 октября 2015 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 11 августа 2014 года Лурье Борис Григорьевич обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Симферополю с заявлением по форме Р26001 о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
По результатом рассмотрения заявления Лурье Б.Г., 18 августа 2014 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Симферополю было принято решение N 2425А "Об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов". Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что в заявлении о государственной регистрации прекращения физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р26001 в пункте 1.5. "ИНН" содержатся исправления в сведениях индивидуального номера налогоплательщика, что в соответствии со ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" приравнено к непредставлению данного заявления в налоговую инспекцию
10.06.2015 года указанное решение было получено Лурье Б.Г.
Однако, 15.06.2015 Лурье Б.Г. обратился в Управление ФНС по Республики Крым с жалобой на решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю от 18.08.2014 N 2425А, которая решением Управления ФНС по Республики Крым от 29.06.2015 N 09-21/0745 была оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю от 18.08.2014 N 2425А, Лурье Борис Григорьевич обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявление о признании его незаконным и отмене.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в заявлении о государственной регистрации N Р26001, поданном Лурье Б.Г. в регистрирующий орган, в сведениях об ИНН имеются исправления, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Налоговой инспекции соответствует закону и не подлежит отмене.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ (в редакции действовавшей на момент подачи документов), государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) документа об уплате государственной пошлины; в)документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункта а) пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Между тем, приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации индивидуальных предпринимателей: в частности, форма N Р26001 "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя" (приложение N 15 к настоящему приказу), а также Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение N 20 к настоящему приказу).
Так, согласно пункту 1.10. Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок) не допускается.
Из оспариваемого решения Налоговой инспекции от 18.08.2014 N 2425А следует, что основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности Лурье Б.Г. в качестве индивидуального предпринимателя послужило наличие исправлений в пункте 1.5 "ИНН" заявления по форме NР26001, поданного им непосредственно в регистрирующий орган.
Вместе с тем, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2012 N 87н "Об утверждении административного регламента предоставления федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Административный регламент).
Настоящий Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня (далее - инспекции), а также определяет порядок взаимодействия между структурными подразделениями инспекций, их должностными лицами, порядок взаимодействия инспекций с органами государственной власти и иными органами, физическими и юридическими лицами при предоставлении государственной услуги (пункт 1).
Пунктом 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 47 Административного регламента, инспекция не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют (пункт 48 Административного регламента).
Из анализа указанных нормативных актов следует, что действующим законодательством на регистрирующий орган не возложена обязанность по извещению им лица, обратившегося за регистрацией, о выявленных противоречиях и недостатках, в поданных на регистрацию документах.
Также, суд отмечает, что заявитель не был лишен права устранить недостатки заявления, поданного им в Налоговую инспекцию.
На основании изложенного выше, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции относительного того, что заявление по форме N Р26001, поданное Лурье Б.Г. в регистрирующий орган, считается не представленным, поскольку заполнено с нарушением Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, а также, в связи с наличием в нем исправлений.
Что касается довода заявителя апелляционной жалобы о том, что расписка о принятии заявления формы Р26001 от 11.08.2014 вх.N 2425А не содержит в себе сведений о наличии в заявлении исправления (графа "Примечание" - пустая), а следовательно подтверждает факт того, что данное заявление было подано им без каких-либо исправлений, является безосновательной исходя из следующего.
Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не регламентирован порядок и требования к заполнению расписок о получении документов для осуществления государственной регистрации, а также обязанность регистрирующего органа отражать в указанных расписках в графе "Примечание" выявления факта исправления какого-либо из реквизитов.
Также, судом апелляционной признается безосновательным довод апелляционной жалобы относительно того, что заинтересованным лицом не было представлено в дело ни одного доказательства (экспертного заключения по исследованию документа на предмет осуществления исправления красителем одного цвета), подтверждающего подачу заявителем заявления формы Р26001 от 11.08.2014 вх.N 2425А с исправлениями, а также не было заявлено в ходе судебных заседаний, в суде первой и апелляционной инстанций, ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы по поводу наличия исправлений в заявлении, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, действующим законодательством не предуcмотрена обязанность государственного органа представлять в дело доказательства (экспертное заключение), требующие финансовых затрат из федерального бюджета.
Кроме того, Лурье Б.Г., в соответствии со ст. 82 АПК РФ, в ходе судебных заседаний в суде первой и апелляционной инстанций, не воспользовался свои правом и не заявил ходатайство о назначении по делу экспертизы по поводу наличия исправлений в заявлении, представленном в регистрирующий орган.
Принимая во внимание то, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 октября 2015 года по делу N А83-2590/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лурье Бориса Григорьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
Н.П. Горошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2590/2015
Истец: Лурье Борис Григорьевич
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым