г. Владимир |
|
02 декабря 2015 г. |
Дело N А79-4510/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.12.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.08.2015 по делу N А79-4510/2015, принятое судьей Трусовым А.В.
по заявлению Куварзина Алексея Вячеславовича о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Куварзин Алексей Вячеславович обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары и обязании её внести в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении полномочий генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Маяк" ОГРН 1102130002787 ИНН 2130070002 Куварзина А.В. и исключении его из состава участников общества с ограниченной ответственностью "Маяк" ОГРН 1102130002787 ИНН 2130070002.
Решением от 10.08.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Указывает, что на момент обращения в арбитражный суд бездействие со стороны регистрирующего органа отсутствовало, а самим Куварзиным А.В. не были предприняты меры к устранению недостоверных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Маяк" (далее по тексту - Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица 05.03.2010 Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее по тексту - Инспекция), о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1102130002787, ИНН 2130070002.
Учредителями Общества являлись Куварзин А.В. с долей в уставном капитале 50% и Петровский И.В. с долей 50%, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 25.01.2015. Адресом постоянно действующего исполнительного органа указан: 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Петрова, д. 6. В качестве исполнительного органа и физического лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, указан генеральный директор Куварзин Алексей Вячеславович.
В Общество 30.07.2014 поступило заявление Никифорова И.А. о принятии его в состав участников путем внесения уставный капитал общества дополнительного денежного вклада в размере 10 000 рублей.
На общем собрании участников, состоявшемся 30.07.2014, приняты следующие решения: 1) увеличить уставный капитал Общества до 30 000 рублей, 2) ввести в состав участников Общества Никифорова Ивана Александровича с размером доли 1/3 уставного капитала, номинальной стоимостью 10 000 рублей, 3) утвердить номинальные стоимости и размеры долей участников Общества: Куварзин А.В. - размер доли 1/3 уставного капитала, номинальная стоимость 10 000 рублей, Петровский И.В. - размер доли 1/3 уставного капитала, номинальная стоимость 10 000 рублей, Никифоров И.А. - размер доли 1/3 уставного капитала, номинальная стоимость 10 000 рублей, 4) утвердить устав Общества в новой редакции, 5) прекратить полномочия Куварзина Алексея Вячеславовича в качестве генерального директора Общества, назначить на должность генерального директора Никифорова Ивана Андреевича; 6) ответственным за государственную регистрацию решений общего собрания участников назначить Никифорова Ивана Андреевича.
Куварзин А.В. 30.07.2014 подал заявление о выходе из Общества.
По акту приема-сдачи от 30.07.2014 Куварзин А.В. передал новому директору Никифорову И.А. имущество и документы Общества.
Претензией от 12.01.2015, направленной в адрес Общества, Куварзин А.В. уведомил о необходимости внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц путем исключения его из числа участников Общества и о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа в лице Куварзина А.В. Однако Общество в лице его руководителя обязанность по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц не исполнило.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.04.2015 по делу N А79-970/2015, которым на Общество возложена обязанность по регистрации соответствующих изменений в Едином государственном реестре юридических лиц, истцу выдан исполнительный лист серии ФС N 005020959 от 21.05.2015.
Поскольку Общество добровольно не исполняет решение суда, заявление по установленной форме вправе подать лишь Никифоров И.А., который отказывается совершать указанные действия, Куварзин А.В. обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением об обязании Инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении полномочий генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Маяк" ОГРН 1102130002787 ИНН 2130070002 Куварзина А.В. и исключении его из состава участников общества с ограниченной ответственностью "Маяк" ОГРН 1102130002787 ИНН 2130070002.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица содержатся в государственном реестре.
На основании пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В силу пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
В статье 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
К компетенции общего собрания участников общества относятся, в частности образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий (статья 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (статья 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
С момента прекращения полномочий генерального директора он утрачивает право действовать от имени общества без доверенности, в том числе, подавать заявления в налоговый орган.
Согласно статье 4 Закона о регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В силу статьи 5 Закона о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице.
Выполняя функцию информационного ресурса, и исходя из назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, государственный реестр должен содержать достоверные сведения.
Таким образом, в соответствии с указанными нормами законодательства о государственной регистрации юридических лиц внесение регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица возможно лишь на основании заявления, поданного в установленном законом порядке и подписанного уполномоченным лицом.
Вместе с тем, ни Общество, ни его руководитель - Никифоров И.А. в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений не представило.
Между тем, отсутствие правового регулирования процедуры исключения (аннулирования) из записи о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в условиях объективной невозможности подачи заявления в регистрирующий орган по установленной форме не может являться причиной отказа в удовлетворении заявления Куварзина А.В., в связи с чем суд первой инстанции правомерно обязал Инспекцию внести в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении полномочий генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Маяк" ОГРН 1102130002787 ИНН 2130070002 Куварзина А.В. и исключении его из состава участников общества с ограниченной ответственностью "Маяк" ОГРН 1102130002787 ИНН 2130070002.
Однако для признания незаконным бездействия Инспекции у суда оснований не имелось.
Как видно из материалов дела, Куварзин А.В. обратился в Инспекцию с заявлением о внесении соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц спустя месяц после обращения в арбитражный суд. Письмом от 31.07.2015 N 06-33/024804 Инспекция отказала в государственной регистрации изменений в связи с подачей его не по установленной форме N Р13001, следовательно, бездействие, как таковое, отсутствует.
Более того, как указано выше, правовое регулирование процедуры исключения (аннулирования) из записи о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в условиях объективной невозможности подачи заявления в регистрирующий орган по установленной форме, отсутствует, соответственно, действие либо бездействие Инспекции незаконным признано быть не может, что не исключает возможности возложения судом обязанности на регистрирующий орган произвести соответствующие действия по исключению неактуальной записи из государственного реестра.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит изменению в части признания бездействия Инспекции незаконным.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.08.2015 по делу N А79-4510/2015 изменить, исключив из его резолютивной части абзац: "Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары, выразившееся в неисключении из Единого государственного реестра юридических лиц записи в отношении Куварзина Алексея Вячеславовича как физического лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Маяк", ОГРН 1102130002787, ИНН 2130070002".
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4510/2015
Истец: Куварзин Алексей Вячеславович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы г. Чебоксары Чувашской Республике
Третье лицо: Никифоров Иван Андреевич, ООО "Маяк", Петровский Илья Валерьвич, Представитель истца Дмитриев Евгений Валерьевич