город Ростов-на-Дону |
|
08 декабря 2015 г. |
дело N А32-5456/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского хозяйства Каледина Александра Александровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2015 по делу N А32-5456/2014 по заявлению Главы крестьянского хозяйства Каледина Александра Александровича к заинтересованному лицу администрации муниципального образования Динской район, управлению имущественных земельных отношений администрации муниципального образование Динской район при участии третьего лица Департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании отказа незаконным принятое в составе судьи Савина Р.Ю.
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского хозяйства Каледин Александр Александрович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению имущественных земельных отношений администрации муниципального образования Динской район, в котором просил:
- признать недействительным отказ Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район, выраженный в письме от "04"февраля 2014 г., об отказе в предоставлении заявителю в аренду за плату сроком на 10 лет для расширения деятельности крестьянского фермерского хозяйства следующих земельных участков сельскохозяйственного назначения:
- кадастровый номер 23:07:0000000:209 площадью 102506 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос. Южный, ул. Северная, 89;
- кадастровый номер 23:07:0000000:210 площадью 67276 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос. Южный, ул. Северная, 95;
- кадастровый номер 23:07:0000000:211 площадью 64653 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос. Южный, ул. Северная, 97;
- обязать администрацию муниципального образования Динской район в лице Управления имущественных и земельных отношений МО Динской район в течение 14 дней с даты вступления в законную силу судебного акта принять решение о предоставлении заявителю в аренду за плату сроком на 10 лет для расширения деятельности крестьянского фермерского хозяйства следующие земельные участки:
- земельный участок кадастровый номер 23:07:0000000:209 площадью 102506 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос. Южный, ул. Северная, 89, категория земель - земли населенных пунктов и предназначенного для сельскохозяйственного использования, в целях использования для сельскохозяйственного производства, размещения объектов хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, с разрешением строительства вспомогательных объектов инфраструктуры (сетей и коммуникаций);
- земельный участок кадастровый номер 23:07:0000000:210 площадью 67276 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос. Южный, ул. Северная, 95, категория земель - земли населенных пунктов и предназначенного для сельскохозяйственного использования в целях использования для ведения растениеводства, выращивания зерновых, технических и прочих культур, в том числе и многолетних насаждений, садовых и декоративных культур, производство кормов, с разрешением строительства вспомогательных объектов инфраструктуры (сетей и коммуникаций);
- земельный участок кадастровый номер 23:07:0000000:211 площадью 64653 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос. Южный, ул. Северная, 97, категория земель - земли населенных пунктов и предназначенного для сельскохозяйственного использования в целях организации садоводства, с разрешением строительства вспомогательных объектов инфраструктуры (сетей и коммуникаций);
- возложить на администрацию муниципального образования Динской район в лице Управления имущественных и земельных отношений МО Динской район обязанность в 21-дневный срок с даты вступления в законную силу судебного акта направить заявителю проекты договоров аренды сроком на 10 лет для расширения деятельности крестьянского фермерского хозяйства указанных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением суда от 08.09.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель не привел ни в одном из обращений в администрацию обоснования размера испрашиваемых земельных участков, представленные предпринимателем документы не подтверждают наличие достаточных денежных средств, трудовых ресурсов и техники для обработки площади земельного участка площадью более 23 га.
Не согласившись с принятым решением, глава крестьянского хозяйства Каледин Александр Александрович обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что заинтересованное лицо не представило доказательств, свидетельствующих о том, что размер спорного участка не соответствует экономическим возможностям хозяйства, обязанность приложения к заявлению документов, подтверждающих необходимый размер испрашиваемого участка, законом не предусмотрена, глава КФЗ не лишен права заключить гражданско-правовые договоры с неограниченным количеством лиц для обработки участков.
Заинтересованное лицо и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, от администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Ходатайство удовлетворено, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, глава КФХ Каледин А.А. 12.10.2011 обратился в администрацию МО Динской район о предоставлении собственность за плату или в аренду на 10 лет земельного участка площадью 30 га, расположенного в границах земельных участков с кадастровым номером 23:07:0301029:22, 23:07:0000000:38 в границах Южно-Кубанского сельского поселения для осуществления деятельности КФХ "Каледин" (Южное) в целях использования для сельскохозяйственного производства и размещения объектов хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В заявлении указано число членов КФХ в количестве двух.
Глава КФХ Каледин АА. организовал работы по формированию испрашиваемых земельных участков. После чего были сформированы и поставлены 28.11.2012 на государственный кадастровый учет:
- земельный участок кадастровый номер 23:07:0000000:209 площадью 102506 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос. Южный, ул. Северная, 89, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения и предназначенного для сельскохозяйственного использования;
- земельный участок кадастровый номер 23:07:0000000:210 площадью 67276 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос. Южный, ул. Северная, 95, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения и предназначенного для сельскохозяйственного использования;
- земельный участок кадастровый номер 23:07:0000000:211 площадью 64653 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос. Южный, ул. Северная, 97, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения и предназначенного для сельскохозяйственного использования.
29.01.2014 глава КФХ Каледин А.А. обратился в администрацию муниципального образования Динской район с заявлением о предоставлении указанных земельных участков в аренду сроком на 10 лет для расширения деятельности крестьянского фермерского хозяйства.
Письмом от 04.02.2014 Управление имущественных и земельных отношений администрации МО Динской район по результатам рассмотрения этого заявления сообщило заявителю, что испрашиваемые участок могут быть предоставлены в аренду только с торгов.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исходя из содержания ст. 198-201 АПК РФ основанием для признания незаконным ненормативного правового акта государственного органа является одновременное наличие следующих условий - несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличия данных условий применительно к обстоятельствам настоящего дела материалами дела не подтверждено.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Глава КФХ Каледин ссылается на необходимость предоставления ему земельных участков в порядке, определенном ст. 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", без проведения торгов.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован в статье 12 Закона о крестьянском хозяйстве.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Как правильно указал суд первой инстанции, заявителем размеры испрашиваемых земельных участков не обоснованы, доказательства возможности их обработки не представлены.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки испрашиваются заявителем для расширения деятельности крестьянского фермерского хозяйства - увеличения объемов выращиваемой с/х продукции. Между тем, указание заявителем на цели использования участка само по себе не является надлежащим обоснованием размера участка, необходимого КФХ.
Из системного толкования положений ст. 81 ЗК РФ, ст. 12 Закона N 74-ФЗ следует, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе закона N 74-ФЗ. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
По смыслу указанного закона преимущества в порядке предоставления земельных участков в собственность и аренду (без проведения торгов) предоставляются фермерским хозяйствам именно в связи с тем, что они обрабатываю землю своим трудом. Данный вывод согласуется и с содержанием норм указанного закона об обосновании площади земельного участка, норма указывает на необходимость указать количество членов КФХ. В противном случае, если бы закон допускал обоснование площади земельного участка посредством указания на возможность заключения гражданско-правовых договоров, терялся бы смысл предоставления данной льготы, граждане, ведущие крестьянское хозяйство, основанное на их личном участии, не имели бы преимуществ в получении земельных участков перед теми гражданами-членами КФХ, которые ведут хозяйство посредством заключения гражданско-правовых договоров, т.е. фактически не являются фермерскими хозяйствами, так как их деятельность не основана на их личном участии.
Таким образом, приведенная выше норма закона связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства, с наличием у хозяйства необходимой для осуществления деятельности техники.
Материалами дела подтверждается, что в КФХ Каледин осуществляют деятельность два члена хозяйства, сведений о расширении КФХ главой хозяйства не представляется. Доводы о возможности расширения хозяйства, приведенные в суде первой инстанции, не имеют под собою документального обоснования. Ссылка заявителя на возможность заключения гражданско-правовых и трудовых договоров не является обоснованием площади используемых земельных участков, поскольку по изложенным выше основаниям во внимание при предоставлении земельных участков на льготной основе должно приниматься количество членов КФХ.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Ссылка заявителя жалобы на то, что администрацией должны быть представлены доказательства завышения размера испрашиваемых земельных участков не соответствует положениям ст. 65 АПК РФ и ст. 12 Закона N 74-ФЗ, в связи с чем подлежит отклонению.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции об отсутствии установленных статьями 198 - 200 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований. Оснований для соответствующей переоценки апелляционная инстанция не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2015 по делу N А32-5456/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5456/2014
Истец: Глава крестьянского хозяйства Каледин Александр Александрович, Глава Кфк Каледин А А
Ответчик: Администрации муниципального образования Динской район, Управление имущественных земельных отношений администрации муниципального образование Динской район, Управление имущественных отношений администрации МО Динской район
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, ДИО КК, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН