Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2016 г. N Ф07-1170/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А66-14910/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
при участии от общества Шведко Н.Н. по доверенности от 20.10.2015, от налоговой инспекции Орловой С.А. по доверенности от 11.02.2015, от Управления Харитоновой К.Д. по доверенности от 01.10.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь-Контакт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 10 сентября 2015 года по делу N А66-14910/2014 (судья Белов О.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тверь-Контакт" (ОГРН 1086952017272, ИНН 6952018098; 170100, город Тверь, проспект Тверской, дом 6; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области (ОГРН 1066901031823, ИНН 6950000024; место нахождения: 170043, город Тверь, проспект Октябрьский, дом 26; далее - налоговая инспекция) от 30.06.2014 N 12-10/777 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области (ОГРН 1046900100653, ИНН 6905006017; место нахождения: 170100, город Тверь, улица Вагжанова, дом 23; далее - Управление) от 08.09.2014 N 08-11/194.
Решением суда от 10 сентября 2015 года суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Налоговая инспекция и Управление в отзывах на апелляционную жалобу, их представители в судебном заседании, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт проверки от 08.05.2014 N 12-10/2330дсп и вынесено решение от 30.06.2014 N 12-10/777 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением налоговая инспекция начислила обществу земельный налог за 2011 год в сумме 848 221 руб., пени - 203 678 руб. 93 коп. и привлекла заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 168 244 руб.
Решением Управления от 08.09.2014 N 08-11/194, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение налоговой инспекции отменено в части доначисления земельного налога, соответствующих пеней и штрафа в отношении применения коэффициента Кв в размере 2/12 по земельному участку с кадастровым номером 69:10:0000025:666 с указанием необходимости применения коэффициента Кв в размере 1/12, кроме того, размер штрафных санкций снижен до 10 000 руб. В остальной части решение налоговой инспекции оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решениями налоговой инспекции и Управления, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемые решения законными и обоснованными.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
При проверке налоговой инспекцией установлено, что у общества в 2011 году на праве собственности находились земельные участки с кадастровыми с кадастровыми номерами: 69:10:0000025:469, 69:10:0000025:471, 69:10:0000025:566, 69:10:0000025:676, 69:10:0000025:679, 69:10:0000025:684, 69:10:0000025:686, 69:10:0000025:688, 69:10:0000025:690, 69:10:0000025:665, 69:10:00000:0361, 69:10:0000025:667, 69:10:0000025:666, расположенные на территории муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области.
Все спорные земельные участки имели вид разрешенного использования - для жилищного строительства.
Как следует из уточненной налоговой декларации по налогу, общество исчислило его в отношении вышеуказанных участков только за 4 месяца 2011 года, применив при исчислении налога налоговую ставку в размере 0,15 процента.
Налоговая инспекция посчитала, что налог должен быть исчислен за весь 2011 год с применением налоговой ставки в размере 0,3 процента.
В связи с этим обществу доначислен налог в сумме 848 221 руб.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
Статьей 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 394 указанного Кодекса установлены ограничения ставок земельного налога, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в зависимости от категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
На территории муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области земельный налог установлен и введен в действие в соответствии с НК РФ и решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения второго созыва от 25.11.2010 N 69, которым также установлены налоговые ставки по земельному налогу, в том числе:
- 0,15 процента - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, личного подсобного хозяйства и огородничества;
- 1,50 процента - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки.
Решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения от 14.09.2011 N 49 в вышеуказанное решение Совета депутатов Бурашевского сельского поселения второго созыва внесены изменения, а именно: налоговая ставка в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки, изменена с 1,50 процента на 0,3 процента.
В данном случае земельные участки имели вид разрешенного использования - для жилищного строительства.
Следовательно, общество неправомерно применяло при исчислении налога налоговую ставку в размере 0,15 процента.
Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области в письмах от 23.04.2014 N 1225 и от 13.03.2015 N 740 также разъяснила, что в отношении всех принадлежащих обществу спорных земельных участков с видом разрешенного использования для жилищного строительства при расчете земельного налога за 2011 год в соответствии с Положением о земельном налоге на территории муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области на 2011 год, утвержденным решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения второго созыва от 25.11.2010 N 69 с учетом изменений, внесенных решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения от 14.09.2011 N 49, подлежит применению ставка в размере 0,3 процента.
Аналогичный вывод содержится и в письме Совета депутатов муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района от 07.04.2015 N 1041.
Кроме того, вышеназванными решениями Совета депутатов Бурашевского поселения для земельных участков с разрешенным видом использования непосредственно для жилищного строительства ставка земельного налога не определена.
Пунктом 3 статьи 394 НК РФ установлено, что в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно подпункту 1 пункта 1 указанной статьи НК РФ налоговые ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, не могут превышать 0,3 процента.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно согласился с выводом налоговой инспекции о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год в отношении всех земельных участков общества необходимо применять ставку в размере 0,3 процента.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание ссылку заявителя на то, что правомерность использования ставки земельного налога в размере 0,15 процента подтверждается решением налоговой инспекции по результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, поскольку налоговая инспекция при принятии решения по результатам камеральной проверки не располагала всеми необходимыми сведениями и содержащийся в решении вывод о размере примененной налогоплательщиком ставки налога не имеет преюдициального значения при принятии последующих решений налоговым органом.
Решением Калининского районного суда Тверской области от 14.03.2011 по гражданскому делу N 2013/2011 удовлетворены исковые требования Моничева С.А. к обществу, Иванову М.М., Чудиной Т.Е. и Калинкиной Г.Б., а именно: признано недействительным выделение Калинкиной Г.Б., Иванову М.М., Чудиной Т.Е. в натуре в счет земельной доли в праве долевой собственности на земельный участок (кадастровый номер 69:10:00 0025:596) земельных участков (кадастровые номера 69:10:0000025:688, 69:10:0000025:684 и 69:10:0000025:690 соответственно); а также применены последствия недействительности ничтожной сделки - договоры внесения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:10:0000025:688 общей площадью 120 003 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское сельское поселение, в районе д. Володино, в уставный капитал юридического лица, заключенного 13 октября 2008 года между Калинкиной Галиной Борисовной и обществом; и последствия недействительности ничтожной сделки - договора внесения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:10:0000025:684 общей площадью 39 997 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область. Калининский район, Бурашевское сельское поселение, в районе д. Митяево, в уставный капитал юридического лица, заключенного 13 октября 2008 года между Ивановым Михаилом Михайловичем и обществом; применены последствия недействительности ничтожной сделки - договоры внесения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:10:0000025:690 общей площадью 40 003 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское сельское поселение, в районе д. Митяево, в уставный капитал юридического лица, заключенного 13 октября 2008 года между Чудиной Татьяной Евгеньевной и обществом.
В резолютивной части данного решения указано, что решение суда по данному спору является основанием для снятия с кадастрового учета вышеупомянутых земельных участков и для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права собственности общества на данные земельные участки.
При исчислении земельного налога за 2011 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 69:10:0000025:684, 69:10:0000025:688 и 69:10:0000025:690 общество исходило из четырех месяцев владения указанными земельными участками, посчитав прекращенным право собственности на указанные земельные участки с момента вступления в законную силу решения Калининского районного суда Тверской области от 14.03.2011, то есть с 28.04.2011.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данными доводами общества.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с частью 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
В данном случае запись в ЕГРП о прекращении права собственности Общества на спорные земельные участки внесена только 24.10.2013, что не оспаривается обществом.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54, плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть с момента внесения записи в ЕГРП, и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В связи с этим налоговая инспекция правомерно начислила обществу налог по спорным участкам за весь 2012 год.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10 сентября 2015 года по делу N А66-14910/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь-Контакт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-14910/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2016 г. N Ф07-1170/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Тверь-Контакт"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Тверской области, Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области