г. Вологда |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А13-6567/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.
при участии от учреждения Субботиной Е.С. по доверенности от 24.06.2015, Рыжовой И.П. по доверенности от 24.06.2015, от Фонда Власовой О.Ю. по доверенности от 04.06.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская поликлиника N 2" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 сентября 2015 года по делу N А13-6567/20155 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская поликлиника N 2" (ОГРН 1053500000267, ИНН 3525145322; место нахождения: 160014, город Вологда, улица Самойло, дом 15; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области (ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916; место нахождения: 160017, город Вологда, микрорайон Тепличный, дом 8а; далее - Фонд) о признании недействительным акта о результатах плановой комплексной проверки от 15.04.2015 в части восстановления использованных не по целевому назначению средств в сумме 978 414,36 руб. и оплате в бюджет территориального фонда штрафа в размере 97 841,44 руб.
Решением суда от 14 сентября 2015 года признан не соответствующим Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и недействительным акт о результатах плановой комплексной проверки от 15 апреля 2015 года в части восстановления использованных не по назначению средств в сумме 978 414,36 руб. и оплате штрафа в бюджет территориального фонда в размере 77 841,44 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд обязал государственное Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения, а также взыскал с него в пользу учреждения расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Учреждение не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании представители учреждения поддержали доводы апелляционной жалобы.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу учреждения - без удовлетворения. Считают решение суда законным и обоснованным.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть судебного акта и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом на основании приказов от 25.03.2015 N 238 и от 10.04.2015 N 298 проведена плановая комплексная проверка использования учреждением средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), по результатам которой составлен акт от 15.04.2015, содержащий, в частности, требование о восстановлении в течение 10 рабочих дней средств, использованных не по целевому назначению в сумме 978 414,36 руб. и оплате в бюджет Фонда штрафа в размере 97 841,44 руб.
Основанием для принятия данного акта в части указанных требований послужил вывод Фонда о нецелевом использовании учреждением в период с апреля 2013 по ноябрь 2014 средств, а именно: перечисление с лицевого счета по учету средств ОМС N 008.22.069.1 на пластиковые карты работников заработной платы по платным услугам, не входящим в территориальную программу обязательного медицинского страхования, на общую сумму 978 414,36 руб.
Частично не согласившись с актом Фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в данном пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 БК РФ).
Таким образом, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В данном случае Фондом установлено, что учреждение в период с апреля 2013 по ноябрь 2014 допустило восемь случаев нецелевого использования средств ОМС, а именно: перечисление с лицевого счета по учету средств ОМС N 008.22.069.1 на пластиковые карты работников заработной платы по платным услугам, не входящим в территориальную программу обязательного медицинского страхования, на общую сумму 978 414,36 руб.
Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы учреждения о возможности заимствования средств между разными источниками финансирования, поскольку они противоречат нормам Закона N 326-ФЗ, которым установлено, что медицинская организация вправе получать средства обязательного медицинского страхования исключительно за оказание медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования и не вправе самостоятельно изменять направления расходования средств ОМС, обязана использовать поступающие денежные средства в точном соответствии с их целевым назначением.
Факт перечисления средств со счета ОМС за платные услуги документально подтвержден.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Учитывая все обстоятельства совершенного нарушения в совокупности и степень вины учреждения, суд первой инстанции уменьшил размер штрафа до 20 000 руб.
Оснований для уменьшения размера штрафа до 10 000 руб. суд апелляционной инстанции не находит.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы учреждения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 сентября 2015 года по делу N А13-6567/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская поликлиника N 2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-6567/2015
Истец: Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская поликлиника N 2"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области