г. Ессентуки |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А63-3197/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Отаровым Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ассорти" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2015 по делу N А63-3197/2015 (судья Алиева А.К.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ассорти" (г. Георгиевск, ОГРН 1062625011514, ИНН 2625032151)
к Комитету Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (ОГРН 1082635013163, ИНН 2636055263),
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за правонарушение предусмотренное статьей 15.13 КоАП и прекращении производства по делу,
третье лицо: общество с ограниченной ответственности "Формат" (г. Георгиевск)
в судебном заседании участвует представитель Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Попова Г.П. по доверенности N 14 от 30.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ассорти" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Комитету Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (далее - заинтересованное лицо, комитет, административный орган) об отмене постановления N 06/08-2015 от 04.03.2015 о привлечении к административной ответственности за правонарушение предусмотренное статьей 15.13 КоАП РФ и прекращении производства по делу.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственности "Формат" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2015 в удовлетворении требований заявителя отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вина заявителя в совершении вмененного правонарушения, подтверждается материалами дела, правонарушение не может быть признано малозначительным.
Не согласившись с решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на отсутствие события правонарушения. Кроме того апеллянт считает, что судом первой инстанции нарушены правила извещения лиц, участвующих в деле, так как общество не было извещено об отложении судебного заседания и последующем объявлении перерыва в судебном заседании, в связи с чем не мог обеспечить явку в судебное заседание.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что сотрудниками административного органа в соответствие с информацией ГКУ СК "Консультативно-методический центр лицензирования", указывающей на наличие события правонарушения, установлено, что общество, имея лицензию С N 011486, регистрационный номер 02032820, выданную на срок с 21.06.2014 по 21.06.2015 на розничную продажу алкогольной продукции, в установленный срок (до 20.01.2015) не представило в комитет декларацию об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2014 года Приложение N 11 к Правилам представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила).
02.02.2015 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования N 06/8-2015.
20.02.2015 по результатам административного расследования ведущим специалистом лицензионного отдела комитета Булановой Е.А. в отношении общества составлен протокол N 24 об административном правонарушении, действия общества квалифицированы по статье 15.13 КоАП РФ.
04.03.2014 заместителем председателя комитета Руденко В.В. рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление N 06/08-2015, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Считая данное постановление недействительным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что заявителем не приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Частью 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ определено, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Нарушение сроков подачи деклараций организацией препятствует осуществлению своевременного контроля со стороны административного органа за оборотом алкогольной продукции.
Из статьи 2 Закона N 171-ФЗ следует, что спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции; оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок представления деклараций и формы деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Закона N 171-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила N 815).
Пунктом 6 Правил N 815 установлено, что организации, осуществляющие закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и (или) использование ее для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно Приложению N 4.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 815 организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно Приложению N 7.
Организации, в зависимости от вида осуществляемой деятельности, представляют несколько форм деклараций. Каждая из таких деклараций является самостоятельным документом.
Согласно пункту 15 Правил N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 N 198.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно материалам дела, декларация по форме Приложения N 11 к Правилам N 815 за 4 квартал 2014 представлена обществом только 22.01.2015, то есть с нарушением установленного законодательством срока, что обществом не оспаривается.
В данном случае вина общества заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Обществом не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своей публично-правовой обязанности по соблюдению срока при декларировании объемов производственных мощностей по форме Приложения N 11 к Правилам N 815.
При этом у юридического лица имелась реальная возможность обеспечить выполнение вышеуказанных требований закона, доказательств наличия объективных причин, препятствующих фактической реализации препятствовавших обществу прав и выполнению возложенных на него обязанностей, материалы дела не содержат.
Таким образом, обществом нарушены ст. 14, 26 Федерального закона N 171-ФЗ, п. 15,16,17 Правил.
В соответствии со статьей 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, при этом не исключается возможность представления деклараций заблаговременно, то есть с 01 по 20 число, что исключило бы факт нарушения сроков размещения декларации.
Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии им всех возможных и зависящих от него мер в целях исполнения своей публично-правовой обязанности.
Однако ООО "Ассорти" передало декларацию для размещения через ООО "Формат", оказывающему такие услуги, только 20.01.2015 в 21-15 час., что свидетельствует из письма третьего лица.
В 00 часов 05 минут 21.01.2015 обществом была предпринята попытка сдачи декларации, однако она не была принята, так как не прошла контроль по причине не заполнения обязательного реквизита - ИНН.
Декларация была сдана только 22.01.2015, затем данную декларацию ООО "Ассорти" заменило корректирующей декларацией от 31.03.2015 поставщика (о чем свидетельствуют протоколы обработки).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление о привлечении к административной ответственности является обоснованным.
Как следует из статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, в материалы дела не представлено.
Кроме того, обществу назначен минимальный штраф предусмотренный санкцией ст. 15.13 КоАП РФ.
Нарушений процесса привлечения к административной ответственности не выявлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не было извещено в суде первой инстанции об отложении судебного заседания и об объявленном перерыве в судебном заседании подлежит отклонению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в судебном заседании 19.08.2015 принимали участие директор общества Колесникова С.Н. и адвокат, представляющий интересы общества, Никитина Л.А., в указанном судебном заседании было удовлетворено ходатайство общества о привлечении к участию в деле третьего лица и судебное заседание было отложено на 16.09.2015, то есть об отложении судебного заседания общество не могло не знать, что так же подтверждается и почтовыми уведомлениями о вручении копии определения об отложении и расписка об уведомлении о дате судебного заседания подписанная представителями общества.
16.09.2015 до начала судебного заседания от общества поступило ходатайство об отложении заседания на более поздний срок в связи с болезнью директора общества, в судебном заседании был объявлен перерыв до 23.09.2015, информация о перерыве размещена в информационно телекоммуникационной сети интернет.
Кроме того, общество являясь апеллянтом и заявителем по делу и будучи извещенным надлежащим образом о начале судебного разбирательства, должно было принимать все меры к получению соответствующей информации о рассматриваемом деле всеми доступными способами, в том числе путем обращения в суд за соответствующей информацией по средствам телефонной связи.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 228, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2015 по делу N А63-3197/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3197/2015
Истец: ООО "АССОРТИ"
Ответчик: Комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию
Третье лицо: ООО "Формат", Комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию