Требование: о взыскании долга, о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
7 декабря 2015 г. |
А38-2905/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.09.2015
по делу N А38-2905/2015,
принятое судьей Вопиловским Ю.А.
по заявлению автономной некоммерческой организации "Бизнес-Инкубатор Республики Марий Эл" (ОГРН 1061200015469, ИНН 1215114916, г.Йошкар-Ола, ул. Прохорова, д. 37 б) о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 27.04.2015
N 14,
без участия лиц,
и установил:
автономная некоммерческая организация "Бизнес-Инкубатор Республики Марий Эл" (далее - АНО "Бизнес-Инкубатор РМЭ", Организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее - ТУ Росфиннадзора, Управление, надзорный орган) от 27.04.2015 N 14 о возмещении в федеральный бюджет за счет собственных средств суммы 25 737 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования и науки Республики Марий Эл (далее - Минобрнауки РМЭ), Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее - Минэкономразвития РМЭ).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.09.2015 заявленные требования удовлетворены; признано недействительным предписание ТУ Росфиннадзора от 27.04.2015 N 14 о возмещении в доход федерального бюджета за счет собственных средств суммы 25 737 рублей. Одновременно суд взыскал с надзорного органа в пользу организации судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росфиннадзора обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Надзорный орган настаивает на том, что материалами дела полностью подтверждено установленное проверкой нарушение бюджетного законодательства.
ТУ Росфиннадзора ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В отзыве на апелляционную жалобу АНО "Бизнес-Инкубатор РМЭ" выражает несогласие с позицией надзорного органа, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
АНО "Бизнес-Инкубатор РМЭ", Минобрнауки РМЭ, Минэкономразвития РМЭ, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Установлено по делу, что в период с 13.03.2015 (срок проведения контрольных действий 17 рабочих дней), на основании приказа руководителя от 12.03.2015 N 28 уполномоченные должностные лица ТУ Росфиннадзора осуществили выездную проверку финансово-хозяйственной деятельности АНО "Бизнес-Инкубатор РМЭ" за 2014 год.
В ходе проверки выявлены нарушения пунктов 2.2 и 2.4 договора от 10.10.2014 N 72-14, заключенного с Минэкономразвития РМЭ; пункта 2 сметы расходов к указанному договору, выразившиеся в возмещении АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ" за счет средств субсидий, выделенных из федерального бюджета на поддержку деятельности бизнес-инкубаторов расходов в сумме 25 737 руб., не предусмотренных сметой расходов к договору, что является нарушением статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 07.04.2015.
27.04.2015 по результатам проверки руководитель ТУ Росфиннадзора вынес предписание N 14 об устранении нарушения бюджетного законодательства, которым обязал Организацию в течение 20 рабочих дней со дня получения настоящего предписания возместить за счет собственных средств неправомерно израсходованные средства субсидий, выделенных из федерального бюджета на поддержку бизнес-инкубаторов, путем направления средств в сумме 25 737 руб. в доход федерального бюджета через Минэкономразвития РМЭ.
Не согласившись с предписанием надзорного органа от 27.04.2015 N 14, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступил в силу с 01.09.2013), постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178, от 28.10.2013 N 966; постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2012 N 326, от 15.05.2014 N 237, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 N 1320, письмами Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.10.2013 N 06-735, от 20.05.2014 N АК-1427/06 и исходил из того, что надзорный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
-несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Согласно статье 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Правила N 178).
Согласно пункту 2 Правил N 178 субсидии предоставляются в целях софи-нансирования расходов обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в данном субъекте Российской Федерации, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения, увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и предусматривающих, в том числе, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
Предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения, предусматривающего, в том числе, размер предоставляемой субсидии, условия предоставления и расходования субсидии; целевое назначение субсидии (пункт 16 Правил N 178).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2012 N 326 утверждена Государственная программа Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2020 годы)" подпрограмма 3 "Развитие малого и среднего предпринимательства", согласно которой в 2014 году по мероприятию "Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" предусмотрено направление средств федерального бюджета в сумме 2 000 000 руб. на поддержку деятельности бизнес - инкубаторов.
Согласно пункту 25 "Положения о порядке и условиях оказания государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2020 годы)", утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15.05.2014 N 237, по мероприятию подпрограммы, указанному в позиции 2.2 раздела 2 подпрограммы, субсидия предоставляется на развитие процессов бизнес-инкубирования, в том числе на предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, оплату труда специалистов за проведение маркетинговых исследований, возмещение затрат на участие в выставках и иных мероприятиях, направленных на совершенствование бизнес-инкубирования, и стимулирование привлечения обучающейся молодежи. Субсидия предоставляется на возмещение затрат, понесенных в текущем году.
Суд первой инстанции установил, что в соответствии с пунктом 1.1 соглашения N 032-МБ-14 от 09.09.2014, заключенного между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Марий Эл, из федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл предоставляется субсидия на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с государственной программой Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2020 годы)" в 2014 году в размере 20 400 000 руб., в том числе, на поддержку деятельности бизнес-инкубаторов в размере 2 000 000 руб.
Приказом Минэкономразвития РМЭ от 17.09.2014 N 172 определено провести в сентябре - октябре 2014 года отбор исполнителей мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013-2020 годы)", в том числе, мероприятия "Поддержка деятельности бизнес-инкубаторов"; образована комиссия по отбору исполнителя данного мероприятия; утвержден Порядок отбора исполнителей мероприятий подпрограммы.
Извещение о проведении отбора исполнителей мероприятий подпрограммы размещено на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл: http://portal.mari.ru/ - в разделе Минэкономразвития РМЭ, опубликовано в газете "Марийская правда" от 19.09.2014.
Согласно протоколу N 2 от 09.10.2014 рассмотрения заявок на участие в отборе и подведения итогов отбора исполнителей мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программой Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2020 годы)" в 2014 году Комиссией рассмотрена заявка на участие в отборе в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком отбора, и принято решение о признании победителем отбора единственного участника отбора - АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ".
Уведомлением от 09.10.2014 N 09-6370 Минэкономразвития РМЭ известило АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ" о предоставлении ему субсидии в размере 2 000 000 руб. на реализацию мероприятия подпрограммы "Поддержка деятельности бизнес-инкубаторов" в 2014 году.
10.10.2014 Минэкономразвития РМЭ и АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ" заключили договор N 72-14 о предоставлении субсидии на реализацию мероприятия подпрограммы "Поддержка деятельности бизнес-инкубаторов" в 2014 году, согласно пунктам 2.2 - 2.5 которого субсидия предоставляется получателю согласно смете расходов на реализацию мероприятия подпрограммы. Перечисление субсидии производится на расчетный счет получателя после подписания уполномоченными на то лицами акта приемки выполнения мероприятия подпрограммы по форме согласно Приложению N 1 к договору. Акт приемки выполненного программного мероприятия подписывается по результатам рассмотрения отчета исполнителя о выполненном программном мероприятии по форме согласно Приложению N 2 к договору на основании сметы расходов на его реализацию, а также документов, подтверждающих факт понесенных затрат, связанных с выполнением мероприятия подпрограммы (копии платежных поручений о фактической оплате статей затрат и (или) расходных кассовых ордеров, копии договоров об оказании услуг и актов приемки оказанных услуг - в случае привлечения к реализации мероприятия других юридических или физических лиц). Предоставляемая субсидия имеет строго целевое назначение и не может быть использована получателем в иных целях, чем предусмотрено разделом 1 договора. Проверка целевого использования получателем полученных в качестве субсидии денежных средств осуществляется Минэкономразвития РМЭ в течение всего срока действия договора и (или) по итогам реализации мероприятия подпрограммы.
В смете расходов к договору N 72-14 от 10.10.2014 предусмотрены расходы на обеспечение предоставления образовательных услуг для начинающих и действующих предпринимателей и их сотрудников на курсах повышения квалификации по лицензированным специальностям (в том числе "Основы предпринимательской деятельности", "Бухучет и налогообложение", "Логистика") в сумме 120 000 рублей.
В рамках выполнения мероприятий подпрограммы "Поддержка деятельности бизнес-инкубаторов" АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ" заключила договоры от 27.10.2014 N С-10-27 с ООО "МАРМАКС Консаль", ИП Андреевым Д.А., ООО "Главэнерго", ООО "Энергоцентр" на оказание образовательных услуг по темам: "Кадровое делопроизводство", "Основы налогообложения и бухгалтерского учета".
Суд первой инстанции установил, что для обеспечения оказания образовательных услуг по вышеуказанным договорам Организация заключила:
* договор возмездного оказания услуг от 27.10.2014 с ИП Семеновой Л.А. (исполнитель), по условиям которого исполнитель обязался оказать услугу по проведению индивидуальных занятий по теме "Основы налогообложения и бухгалтерского учета" для ООО "Главэнерго", ООО "Энергоцентр". Стоимость услуг составляет 14 000 рублей;
* договор возмездного оказания услуг от 27.10.2014 с Софроновой Н.М. (исполнитель), по условиям которого исполнитель обязался оказать услугу по проведению индивидуальных занятий по теме "Кадровое делопроизводство" для ООО "МАРМАКС Консалт", ИП Андреева Д.А. Стоимость услуг составляет 9 000 рублей.
Факт оказания услуг по проведению индивидуальных занятий "Основы налогообложения и бухгалтерского учета для ООО и ИП", "Кадровое делопроизводство для ООО и ИП" подтверждается представленными в материалы дела актами N 000125 от 02.12.2014, от 27.10.2014. Прохождение образовательных курсов по названным темам в количестве 40 часов удостоверено АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ" выдачей сертификатов.
Оплата труда специалистов, привлеченных для оказания образовательных услуг, произведена организацией по платежным поручениям N 585 от 04.12.2014 в пользу ИП Семеновой Л.А. в сумме 14 000 руб. (т.2, л.д. 42), по расходному кассовому ордеру N 486 от 04.12.2014 в пользу Софроновой Н.М. в сумме 7830 руб. (т.2, л.д. 45). В отношении сумм оплаты труда штатного работника АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ" юриста Софроновой Н.М. организацией начислен, удержан, перечислен НДФЛ, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в сумме 3907 руб. по платежным поручениям N 586-590 от 04.12.2014 (т.2, л.д. 48-52).
По выполнении мероприятия подпрограммы "Поддержка деятельности бизнес-инкубаторов" Организация представила в Минэкономразвития РМЭ отчет N 183 от 05.12.2014 по договору N 72-14 от 10.10.2014, в пункте 2 которого "Обеспечение предоставления образовательных услуг для начинающих и действующих предпринимателей и их сотрудников на курсах повышения квалификации по лицензированным специальностям (в т.ч. "Основы предпринимательской деятельности", "Бухучет и налогообложение", "Логистика" в подпунктах 14-16 отразила первичные документы по договорам от 27.10.2014 с ИП Семеновой Л.А., Софроновой Н.М. на общую сумму 25 737 руб. Отчет принят Минэкономразвития РМЭ, о чем составлен акт N 72-14/3 приемки выполнения мероприятия подпрограммы от 05.12.2014. По платежному поручению N 346016 от 08.12.2014 в пользу АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ" перечислена субсидия на реализацию мероприятия подпрограммы "Поддержка деятельности бизнес-инкубаторов" в сумме 900 000 рублей.
Минэкономразвития РМЭ совместно с Минфином РМЭ проводили проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ" субсидий, по результатам которой нарушения не выявили; факты использования бюджетных средств не по целевому назначению не установили.
Данные обстоятельства подтверждаются актом от 02.02.2015 N 1/2.2.
Следовательно, денежные средства из федерального бюджета использованы Организацией по назначению и эффективно, и отсутствует нарушение по использованию средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета на реализацию мероприятия "Поддержка деятельности бизнес-инкубаторов".
Из вышеизложенного следует, что расходование Организацией бюджетных средств на предоставление образовательных услуг для начинающих и действующих предпринимателей и их сотрудников на курсах повышения квалификации по специальностям "Основы налогообложения и бухгалтерского учета", "Кадровое делопроизводство" соответствует условиям, предусмотренным пунктом 25 Положения, утвержденного постановлением Правительства РМЭ от 15.05.2014 N 237, соглашением N 032-МБ-14 от 09.09.2014, договором N 72-14 от 10.10.2014. Образовательные услуги АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ" оказаны; проверены и приняты государственным органом, уполномоченным на выделение субсидии.
Доказательств, подтверждающих завышение стоимости услуг или неправильность исчисления обязательных платежей с оплаты труда Софроновой Н.М., обучавшей кадровому делопроизводству, надзорный орган не представил.
Рассмотрев позицию ТУ Росфиннадзора о том, что приложением N 1 к лицензии, выданной АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ" на осуществление образовательной деятельности от 13.02.2013 N 15, не предусмотрено проведение занятий по темам "Основы налогообложения и бухгалтерского учета для организаций и ИП", "Кадровое делопроизводство для организаций и ИП", в связи с чем деятельность Организации, оплаченная за счет средств субсидии, не является деятельностью, предусмотренной лицензией, суд первой инстанции обоснованно счел ее неверной.
Согласно частям 1 и 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в законную силу с 01.09.2013 (далее - Закон об образовании), образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере образования.
Во исполнение вышеприведенных правоположений приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 N 1320 утверждены формы лицензии на осуществление образовательной деятельности и приложения к лицензии, технические требования к данным документам.
Таким образом, в приложении к лицензии в настоящее время отражаются сведения о видах образования, об уровнях образования, о подвидах дополнительного образования; наименования образовательных программ в лицензиях нового образца не указываются.
В силу пункта 6 части 3 статьи 28 Закона об образовании разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции самой образовательной организации.
Пунктом 3 "Положения о лицензировании образовательной деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение), установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению. Образовательные программы "Основы налогообложения и бухгалтерского учета", "Кадровое делопроизводство" в данном перечне отсутствуют. Под порядковым номером 18 в перечне указана реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
На основании частей 7, 9 статьи 108 Закона об образовании организации осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности, выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности подлежат переоформлению до 01.01.2017.
В ответе на вопрос 18 "Разъяснений о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования", утвержденных письмом Министерства образования и науки РФ от 09.10.2013 N 06-735 указано, что в связи с введением в действие Закона об образовании все образовательные организации будут менять лицензию, при этом должны быть внесены соответствующие изменения и в приложения к лицензии. Содержание Закона (часть 1 статьи 91, подпункт 5 части 5 статьи 108, часть 7 статьи 108) говорит, что после его принятия образовательные организации работают на основании лицензий, выданных ранее с учетом норм нового Закона. Частью 4 статьи 91 Закона об образовании предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам будет указываться только подвид дополнительного образования (в данном случае - дополнительное профессиональное образование) без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ. Также для дополнительного профессионального образования исключено требование об указании в приложении к лицензии сведений об адресах мест осуществления образовательной деятельности.
Согласно ответу на вопрос 29 "Разъяснений об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования", утвержденных письмом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2014 N АК-1427/06, образовательные организации могут осуществлять образовательную деятельность на основании действующей лицензии и приложения к ней, в том числе реализовывать программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки), если в приложении к лицензии, указана хотя бы одна дополнительная профессиональная программа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ", осуществляющая образовательную деятельность на основании выданной до вступления в силу Закона об образовании лицензии от 13.02.2013 N 15, в приложении к которой отражена 21 программа дополнительного профессионального образования, с учетом положений Закона об образовании, разъяснений Минобрнауки Российской Федерации, вправе реализовывать программы "Основы налогообложения и бухгалтерского учета", "Кадровое делопроизводство", включение которых в приложение к лицензии по новым правилам не требуется.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Положения лицензирование образовательной деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, - в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в подпункте "а" названного пункта.
В ходе рассмотрения настоящих правоотношений, суд первой инстанции выяснил, что на основании части 4 статьи 91 Закона об образовании Организация вправе реализовывать и другие дополнительные профессиональные образовательные программы, помимо включенных в приложение к лицензии, выданной по старым правилам, при соблюдении требований пунктов 6 и 7 Положения. При переоформлении лицензии по новым правилам в приложении будет указан только подвид дополнительного образования - дополнительное профессиональное образование (наименование программ не указывается).
Следовательно, деятельность АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ" по проведению индивидуальных занятий по темам "Основы налогообложения и бухгалтерского учета для организаций и ИП", "Кадровое делопроизводство для организаций и ИП", не отраженных в приложении к лицензии N 15 от 13.02.2013, относится к деятельности, соответствующей условиям лицензирования.
Ссылка надзорного органа на ненадлежащий характер образовательных услуг, поскольку прослушавшим курсы лицам выдавались не удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке, а сертификат о прохождении курсов повышения квалификации по соответствующим программам, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание.
Как указано в ответе на вопрос 18 "Разъяснений об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования", утвержденных письмом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2014 N АК-1427/06, в соответствии с частью 15 статьи 60 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.
При таких обстоятельствах суд правомерно посчитал недоказанным органом бюджетного надзора нарушение Организацией бюджетного законодательства в виде неправомерного расходования бюджетных средств в размере 25 737 руб., влекущего обязанность АНО "Бизнес-инкубатор РМЭ" возвратить данные средства в доход федерального бюджета.
Следовательно, у ТУ Росфиннадзора отсутствовали правовые основания для выдачи оспариваемого предписания.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному заключению о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, однако не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы Организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение требований.
Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно удовлетворил заявление Организации.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Территориальное управление финансово-бюджетного надзора не доказало законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Апелляционная жалоба Территориального управления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.09.2015 по делу N А38-2905/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.09.2015 по делу N А38-2905/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-2905/2015
Истец: АНО Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл
Ответчик: ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в РМЭ
Третье лицо: Министерство образования и науки РМЭ