г. Вологда |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А05-1082/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июня 2015 года по делу N А05-1082/2015 (судья Быстров И.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165; ИНН 2901179251; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Попова, дом 17, офис 301; далее - Общество, ОАО "АрхоблЭнерго") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; ИНН 2901127253; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Министерство) от 16.01.2015 N 203/06-04.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены религиозная организация "Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (ОГРН 1032902532046; ИНН 2901056813; место нахождения: 164070, Архангельская область, поселок Соловецкий; далее - Религиозная организация), федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник" (ОГРН 1022901494725; ИНН 2901062729; место нахождения: 164070, Архангельская область, поселок Соловецкий; далее - Учреждение культуры), федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Западной Арктики", являющееся правопреемником федерального государственного учреждения "Администрация морского порта Архангельск" (ОГРН 1025100841435; ИНН 5190800121; место нахождения: 183038, Мурманская область, город Мурманск, Портовый проезд, дом 1; далее - Администрация порта), открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767; ИНН 7707049388; место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, улица Достоевского, дом 15; далее - ОАО "Ростелеком").
Решением суда требования удовлетворены частично: требование Министерства от 16.01.2015 N 203/06-04 признано недействительным в части предложения Обществу возместить в областной бюджет 5708 руб. 51 коп. в качестве необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год, на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований отменить и требование Министерства от 16.01.2015 N 203/06-04 признать недействительным в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что доказательства использования спорных жилых помещений в производственной деятельности в материалах дела отсутствуют. Ссылается на рекомендации Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Северо-Западного округа по итогам заседания 12.12.2014.
Администрация порта в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы Общества, просит решение суда в оспариваемой части отменить.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, то суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда в обжалованной части - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, 29.12.2012 между министерством энергетики и связи Архангельской области (Сторона 1; в дальнейшем переименовано в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области) и Обществом (Сторона 2) во исполнение Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон о бюджете на 2013 год) заключен договор N 271-19/12 на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (том 1, листы дела 46 - 57).
Предметом заключенного договора является взаимодействие сторон, направленное на предоставление Стороной 1 Стороне 2 субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением N 17 к Закону о бюджете на 2013 год.
Согласно пункту 1.2 этого договора субсидия предоставляется для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории ряда муниципальных образований и городских округов, в том числе на территории муниципального образования "Соловецкое" муниципального образования "Приморский муниципальный район".
По условиям пункта 1.3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2013 N 1) объём субсидии теплоснабжающей организации рассчитывается по формуле:
С = (Пнас x (Т - Тнас)) - Sz, где:
С - объём субсидии теплоснабжающей организации, рублей;
Пнас - объём тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению в точках учёта тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определённый по показаниям приборов учёта тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определённый в установленном порядке расчётным путём по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без НДС), рублей/Гкал;
Тнас - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС), рублей/Гкал;
Sz - стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 году остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (далее - неиспользованный остаток каменного угля), рублей.
Сумма возврата денежных средств за неиспользованный остаток каменного угля определяется на основании актов сверки между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 1 января 2013 года.
Расходование и учёт неиспользованного остатка каменного угля теплоснабжающими организациями в 2013 году осуществляются на основании договоров с органами местного самоуправления поселений.
Сторона 1 осуществляет предоставление субсидий теплоснабжающим организациям с учётом стоимости неиспользованного остатка каменного угля на основании актов сверки расчётов между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 1 января 2013 года равными долями в течение трёх лет.
Стороны договора в пункте 1.6 согласовали, что фактический отпуск Стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения в точках учёта тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) должен подтверждаться данными бухгалтерского учёта.
Министерство на основании распоряжения от 02.12.2014 N 530-р провело в Соловецком филиале ОАО "АрхоблЭнерго" плановую выездную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год.
По итогам проверки составлен акт от 31.12.2014 N 203/01-20/95 (том 1, листы дела 37 - 43), где содержится вывод о том, что в расчётах потребности в средствах субсидии за 2013 год ОАО "АрхоблЭнерго" завысило на 140,714 Гкал объём тепловой энергии, отпущенной населению муниципального образования "Соловецкое", и в связи с этим завысило на 592 972 руб. 23 коп. потребность в средствах субсидии.
Указанный вывод основан на том, что в нарушение пунктов 1.2 и 1.3 договора от 29.12.2012 N 271-19/12 на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, статьи 4 Закона Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" (далее - Закон N 512-32-ОЗ) Обществом в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению и расчёта объёма субсидии необоснованно применялись льготные тарифы на тепловую энергию в отношении следующих потребителей:
1) в отношении Администрации порта, имеющей на праве оперативного управления помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, п. Соловецкий, ул. Приморская, д. 16, кв. 1 (период необоснованного применения льготного тарифа с 01.01.2013 по 31.12.2013);
2) в отношении ОАО "Ростелеком", имеющего на праве собственности помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, п. Соловецкий, ул. Приморская, д. 18, кв. 6 (период необоснованного применения льготного тарифа с 01.01.2013 по 31.12.2013);
3) в отношении Религиозной организации, имеющей на праве собственности помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, п. Соловецкий, ул. Приморская, д. 20, кв. 10, и помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, п. Соловецкий, ул. Приморская, д. 16, кв. 4 (период необоснованного применения льготного тарифа с 01.01.2013 по 31.12.2013);
4) в отношении Учреждения культуры, имеющего на праве оперативного управления помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, п. Соловецкий, ул. Заозерная, д. 25, корп. 2, кв. 3 (период необоснованного применения льготного тарифа с 01.01.2013 по 31.01.2013) и помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, п. Соловецкий, ул. Приморская, д. 16, кв. 3 (период необоснованного применения льготного тарифа с 01.01.2013 по 31.12.2013).
Министерство пришло к выводу, что основания для отнесения перечисленных юридических лиц к категориям "население" и "потребители, приравненные к населению" (исполнители коммунальных услуг по отоплению), с целью применения льготных тарифов на тепловую энергию в указанные периоды отсутствуют.
В соответствии с Законом N 512-12-ОЗ потребители, приравненные к населению, - это организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, специализированные потребительские кооперативы, иные организации, приобретающие тепловую энергию для предоставления населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Как указано в акте проверки, документы (копии договоров найма, поквартирных карточек, иных документов, свидетельствующих о регистрации граждан по месту пребывания (жительства), квитанций по оплате коммунальных услуг населением), указывающие, что названные организации являлись исполнителями коммунальных услуг по отоплению и приобретали тепловую энергию в указанный выше период для предоставления населению коммунальных услуг, ОАО "АрхоблЭнерго" не представлены. В связи с этим применение льготных тарифов на тепловую энергию и включение Обществом в расчёт субсидии объёма тепловой энергии, отпущенной указанным потребителям, необоснованно и свидетельствует о нарушении ОАО "АрхоблЭнерго" условий, целей, порядка предоставления субсидий, а также условий договора от 29.12.2012 N 271-19/12 на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
По итогам проверки Министерство направило Обществу требование от 16.01.2015 N 203/06-04, в котором предложило в течение 15 дней со дня предъявления требования возместить в областной бюджет 592 972 руб. 23 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год (том 1, листы дела 44 - 45).
Не согласившись с указанным требованием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции частично удовлетворил требования - в отношении жилых помещений, расположенных по адресу: Архангельская область, поселок Соловецкий, улица Заозерная, дом 25, корпус 2, квартира 3, установив, что указанные помещения были переданы гражданке Лыковой А.Н. по договору найма жилого помещения; в отношении остальных помещений в удовлетворении требований отказано. Суд признал правомерным применение ОАО "АрхоблЭнерго" в отношении спорных помещений льготного тарифа, однако пришёл к выводу, что заявитель не имеет право на получение субсидии в отношении этих помещений в связи с недоказанностью факта проживания в них населения. Суд указал, что юридические лица - владельцы жилых помещений выступали в качестве конечных потребителей, а не в качестве лиц, приобретающих коммунальный ресурс для предоставления коммунальной услуги гражданам, поэтому они не соответствуют понятию потребителей, приравненных к населению.
Апелляционная коллегия считает данный вывод суда ошибочным на основании следующего.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год утверждён Порядок предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок). Этот Порядок изложен в приложении N 17 к Закону о бюджете на 2013 год.
В разделе 3 Порядка предусмотрено, что субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, над одноставочным тарифом на тепловую энергию, отпускаемую населению, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области.
Субсидии предоставляются в соответствии с Законом N 190-ФЗ с целью обеспечения полного покрытия теплоснабжающим организациям расходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии для населения (пункт 3.1 Порядка).
В качестве базовых величин для расчёта размера субсидий принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям (без НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС);
в) объём тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению теплоснабжающей организацией в точках учёта тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определённый по показаниям приборов учёта тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определённый расчётным путём по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
г) стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счёт субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (пункт 3.2 Порядка).
Согласно пунктам 3.3, 3.4 Порядка предоставление субсидий осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью, доведёнными лимитами бюджетных обязательств и предельными объёмами финансирования. Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения. Договоры на возмещение убытков должны предусматривать порядок определения количества отпущенной тепловой энергии, подтверждение объёмов тепловой энергии, используемых для расчёта субсидий, данными бухгалтерского учета и иные существенные условия, установленные Законом N 190-ФЗ и согласованные сторонами.
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным периодом, представляют в Министерство по формам, установленным распоряжением Министерства, расчёт фактической потребности в средствах субсидии с учётом произведенного авансирования, подтверждённый данными бухгалтерского учёта.
Теплоснабжающие организации несут ответственность за нецелевое использование субсидии и недостоверность представляемых в соответствии с названным Порядком сведений, подтверждающих потребность в средствах субсидии (пункт 3.10 Порядка).
В силу пункта 3.12 Порядка контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области.
Согласно пункту 3.11 Порядка в случае выявления Министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области нарушения данного Порядка и условий договоров на возмещение убытков соответствующий объём субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления Министерством письменного требования о возврате. При неисполнении получателем субсидий данного требования в установленный срок Министерство вправе обратиться с требованием о возврате субсидий в суд.
Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утверждённым постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, установлены правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьёй 78, пунктами 2 - 4 статьи 78.1, статьёй 78.2 БК РФ.
Данным нормативным правовым актом установлено, что проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляются главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств областного бюджета - в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших субсидии из областного бюджета. Финансовый контроль осуществляется в части соблюдения указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета.
Согласно подпункту 3 пункта 49 указанного нормативного правового акта по результатам рассмотрения акта ревизии, акта проверки должностное лицо главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшее акт ревизии, акт проверки, направляет требование о возврате субсидии объекту финансового контроля - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, если выявлено нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Такое требование должно соответствовать по форме и содержанию положениям пункта 58 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, а именно: в нём указываются: наименование ("требование"), дата и место составления требования; сведения об объекте контрольного мероприятия (его наименование (фамилия, имя, отчество), место нахождения (место жительства), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица); реквизиты акта проверки, на основании которого направлено требование; фамилия, имя, отчество и должность должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, подписавшего требование; сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; реквизиты счёта, на который подлежит перечислению сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; срок исполнения требования о возврате субсидии; подпись должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшего акт проверки.
В оспариваемом заявителем требовании Министерство предложило ОАО "АрхоблЭнерго" возместить в областной бюджет 592 972 руб. 23 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год, посчитав, что Общество необоснованно применило льготный тариф в отношении объёма тепловой энергии 140,714 Гкал, поставленной в жилые помещения, находящиеся в собственности или оперативном управлении названных выше юридических лиц, поскольку не представлены документы (копии договоров найма, поквартирных карточек, иных документов, свидетельствующих о регистрации граждан по месту пребывания (жительства), квитанций по оплате коммунальных услуг населением), указывающие, что названные организации являлись исполнителями коммунальных услуг по отоплению и приобретали тепловую энергию в указанный выше период для предоставления населению коммунальных услуг.
Как верно отметил заявитель, Министерство не учло, что объектом теплоснабжения в рассматриваемом случае являлись жилые помещения.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В данном случае ОАО "АрхоблЭнерго" поставило в спорные жилые помещения тепловую энергию. Объектами теплоснабжения являлись пустующие жилые помещения.
Согласно статье 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан; коммунальные ресурсы используются в нём на коммунально-бытовые нужды.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
При этом согласно части 11 статьи 155 названного Кодекса неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Следовательно, при осуществлении расчётов по оплате за коммунальные услуги, оказываемые собственникам (законным владельцам) жилых помещений - юридическим лицам, подлежит применению тариф "для населения", в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселённым).
Этот подход соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.02.2015 по делу N А44-1491/2014; постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по делу N А05-8600/2014; постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.10.2015 по делу N А05-14645/2014).
В то же время поставка теплоснабжающей организацией тепловой энергии в пустующее жилое помещение по льготному тарифу для населения не препятствует ей получить субсидию на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
В соответствии с разделом 3 Порядка субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
В Законе N 512-32-ОЗ, на который ссылается Министерство в обоснование своей позиции, отсутствуют положения, запрещающие теплоснабжающей организации получать субсидии в отношении объема тепловой энергии, отпущенной в пустующие жилые помещения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 512-32-ОЗ компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета (далее - субсидии).
Как установлено пунктом 3 статьи 6 Закона N 512-32-ОЗ, субсидии предоставляются в соответствии с заключенными договорами на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, заключенными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и теплоснабжающими организациями.
В соответствии с пунктом 1.2 договора от 29.12.2012 N 271-19/12 о возмещении ОАО "АрхоблЭнерго" убытков субсидия предоставляется для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории ряда муниципальных образований и городских округов.
Из положений Порядка и Закона N 512-32-ОЗ следует, что субсидия предоставляется для теплоснабжающих организаций на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, а для населения предусмотрены льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Из договора не следует, что предоставление теплоснабжающей организации субсидии поставлено в зависимость от того, заселено жилое помещение или нет.
Кроме того, в противном случае на теплоснабжающую организацию возлагались бы несвойственные ей функции по контролю за использованием жилых помещений.
В данном случае ОАО "АрхоблЭнерго" поставило тепловую энергию в пустующие жилые помещения. При расчете стоимости потребленной тепловой энергии, поступившей в данные помещения, применяется тариф "для населения".
Таким образом, ОАО "АрхоблЭнерго" вправе получить субсидию на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за поставку тепловой энергии в спорные жилые помещения.
В связи с этим решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным требования Министерства от 16.01.2015 N 203/06-04 в части предложения Обществу возместить в областной бюджет 587 263 руб. 72 коп. в качестве необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год подлежит отмене. Требования Общества в данной части следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июня 2015 года по делу N А05-1082/2015 в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным требования министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 16.01.2015 N 203/06-04 в части предложения возместить в областной бюджет 587 263 руб. 72 коп. в качестве необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год отменить.
Признать недействительным требование министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 16.01.2015 N 203/06-04 в части предложения открытому акционерному обществу "Архангельская областная энергетическая компания" возместить в областной бюджет 587 263 руб. 72 коп. в качестве необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год.
Обязать министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания".
Взыскать с министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; ИНН 2901127253; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49) в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165; ИНН 2901179251; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Попова, дом 17, офис 301) 1500 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1082/2015
Истец: ОАО "Архангельская областная энергетическая компания"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", Религиозная организация "Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", ФГБУ культуры "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник", ФГУ "Администрация морских портов Западной Арктики "