г. Саратов |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А12-26770/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу комитета по рекламе администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 сентября 2015 года по делу N А12-26770/2015 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду (400120, г. Волгоград, ул. Ардатовская, д. 36)
к комитету по рекламе администрации Волгограда (400074, г. Волгоград, ул. им. Циолковского, д. 15А, ОГРН 1033400316707, ИНН 3444068327),
заинтересованные лица: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Волгограду (400074, г. Волгоград, ул. Иркутская, д. 20, ОГРН 1023403853791, ИНН 3434000680), общество с ограниченной ответственностью "Сити-Экспресс" (400127, г. Волгоград, ул. им. Менделеева, д. 218, ОГРН 1133443015221, ИНН 3459003428)
о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции от 31.12.2013 N 21803р-3112-13-27,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратился отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду (далее - отдел ГИБДД УМВД России по городу Волгограду, административный орган, заявитель) с заявлением о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции от 31.12.2013 N 21803р-3112-13-27, выданного департаментом по рекламе администрации Волгограда (далее - департамент) обществу с ограниченной ответственностью "Сити-Экспресс" (далее - ООО "Сити-Экспресс", общество).
В соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 24.06.2015 N 31/972 департамент по рекламе администрации Волгограда переименован в комитет по рекламе администрации Волгограда (далее - комитет).
Решением суда первой инстанции от 09 сентября 2015 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным разрешение департамента по рекламе администрации Волгограда от 31.12.2013 N 21803р-3112-13-27 на установку рекламной конструкции - отдельно стоящей щитовой установки размером 3,00 м х 6,00 м х 2 стороны, маркировочная табличка "Сити-Экспресс", владелец ООО "Сити-Экспресс", расположенной на пр. Ленина в Краснооктябрьском районе г. Волгограда при движении из центра города, слева, на разделительном островке, в 30 м до пересечения с ул. Штеменко в г. Волгограде.
Комитет не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.12.2013 департаментом ООО "Сити-Экспресс" выдано разрешение N 21803р-3112-13-27 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - отдельно стоящей двухсторонней щитовой установки размером 3,00 х 6,00 м, площадь информационного поля рекламной конструкции 36 кв.м, место установки: Краснооктябрьский район г. Волгограда, пр. Ленина, при движении из центра, слева, на разделительном острове, в 25,9 м до пересечения с ул. Штеменко.
Срок действия разрешения установлен с 31.12.2013 по 20.12.2018.
23.03.2015 государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Волгограду страшим лейтенантом полиции Улимовым А.М. установлено, что рекламная конструкция размером 3 х 6 м, расположенная в Краснооктябрьском районе г. Волгограда на пр. Ленина в районе пересечения с ул. Штеменко, размещена с нарушением требований пунктов ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 N 124-ст (далее - ГОСТ Р 52044-2003), о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
Полагая, что разрешение на установку рекламной конструкции от 31.12.2013 N 21803р-3112-13-27 выдано с нарушением требований законодательства, размещение рекламной конструкции создает угрозу жизни и здоровью граждан, административный орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что рекламная конструкция размещена с нарушением требований пунктов 6.1, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003, создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно подпункту 5 пункта 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта, разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.
Статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N196-ФЗ) определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" (далее - Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
Должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор, являются, в том числе сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание; старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения; старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора (пункт 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения).
Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение о ГИБДД), предусмотрено, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД) обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (пункт 2).
На ГИБДД возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе по обращению в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта (подпункт "щ" пункта 12 Положения о ГИБДД).
Таким образом, оценка влияния наружной рекламы на безопасность дорожного движения относится к компетенции органов ГИБДД, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
Согласно части 4 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Пунктом 5 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) установлено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения установлены ГОСТ Р 52044-2003.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что ГОСТ Р 52044-2003 не является техническим регламентом, однако, поскольку соответствующий технический регламент, предусмотренный Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", не принят, установленные ГОСТ Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций являются обязательными для исполнения, поскольку направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, применение указанного стандарта в силу статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" является обязательным.
Пунктом 6.1. ГОСТ Р 52044-2003 установлено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м в населенных пунктах; в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах.
Согласно пункту 6.6. ГОСТ Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 100 метров.
В ходе проверки административным органом установлено, что расстояние от края рекламной конструкции до края разделительной полосы составляет 3 м, расстояние от края разделительной полосы до края рекламной конструкции, расположенного над проезжей частью пр. Ленина, составляет 3 м, рекламная конструкция размещена на расстоянии 145 от пересечения с ул. Штеменко.
Факт несоответствия размещенной на основании разрешения от 31.12.2013 N 21803р-3112-13-27 рекламной конструкции указанным требованиям подтвержден актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 23.03.2015, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что размещение рекламной конструкции с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003 создает угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения, сохранности их имущества.
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о выдаче департаментом разрешения на установку рекламной конструкции от 31.12.2013 N 21803р-3112-13-27 без учета требований в области безопасности дорожного движения, в связи с чем требования отдела ГИБДД УМВД России по городу Волгограду являются обоснованными.
Вывод суда первой инстанции о необходимости признания разрешения на установку рекламной конструкции недействительным является верным.
В апелляционной жалобе комитет обращает внимание на отсутствие технического регламента, определяющего правила установки рекламных конструкций, рекомендательный характер требований ГОСТ Р 52044-2003, не являющегося нормативным актом, подлежащим обязательному применению.
По мнению комитета, выводы суда первой инстанции об обязательном применении требований пунктов 6.1, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 противоречат правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 N АКПИ14-1259.
Суд апелляционной инстанции признает данные доводы департамента несостоятельными.
Установленные ГОСТ Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, в связи с чем применение указанного стандарта в силу статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" является обязательным.
В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2009 N 5-Г08-105 указано, что до принятия соответствующего технического регламента применение ГОСТ Р 52044-2003 является обязательным (в том числе по вопросу размещения средств наружной рекламы).
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 N АКПИ14-1259, на которое ссылается комитет в обоснование своей позиции, ГОСТ Р 52044-2003 как нормативный (технический) документ подлежит обязательному применению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 сентября 2015 года по делу N А12-26770/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-26770/2015
Истец: ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду, ОГИБДД Управления МВД РФ по Волгограду
Ответчик: Департамент по рекламе Администрации Волгограда, Комитет по рекламе администрации Волгограда
Третье лицо: ООО "Сити-Экспресс", УМВД России по г. Волгограду