г. Челябинск |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А47-4933/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Случаева Алексея Алексеевича и Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.09.2015 по делу N А47-4933/2015 (судья Третьяков Н.А.).
Индивидуальный предприниматель Случаев Алексей Алексеевич (далее - ИП Случаев А.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выраженного в письме от 06.04.2015 N 044/15, и обязании Департамента выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Оренбург, ул. Конституции СССР 22 а, торгово-остановочный комплекс "Сакмара", четная сторона, по заявлению от 13.02.2015, регистрационный номер ОК.1-24-6.000044/15.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.09.2015 требования заявителя удовлетворены частично, признан незаконным отказ в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Оренбург, ул.Конституции СССР 22 а, торгово-остановочный комплекс "Сакмара", четная сторона, по заявлению от 13.02.2015, регистрационный номер ОК.1-24-6.000044/15, выраженный в письме N 044/15 от 06.04.2015, на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя путём повторного рассмотрения заявления от 13.02.2015, регистрационный номер ОК.1-24-6.000044/15 с приложенными к нему документами, в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденным Постановлением администрации г.Оренбурга от 17.10.2012 N 2676-п (далее - Административный регламент N 2676-п), и Федеральным законом от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", в течение двух месяцев со дня предоставления индивидуальным предпринимателем Случаевым Алексеем Алексеевичем заявления от 13.02.2015, регистрационный номер ОК.1-24-6.000044/15 с приложенными к нему документами, и принятия решения о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо об отказе в выдаче разрешения.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Заинтересованное лицо полагает, что заявителю правомерно возвращено заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в виду непредставления полного пакета документов, предусмотренных законодательством о рекламе.
При этом, по мнению Департамента, предприниматель, намереваясь разместить рекламную конструкцию на остановочном пункте, который не является недвижимым имуществом, обязан заключить и представить с заявлением договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный с собственником земельного участка, на котором расположен остановочный пункт.
Также Департамент не согласен с выводом суда о квалификации спорного письма от 06.04.2015 N 044/15 в качестве отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, поскольку фактически заявление предпринимателя не рассматривалось и было возвращено по причине непредставления необходимых документов, что предусмотрено Административным регламентом N 2676-п.
В свою очередь, предприниматель также обратился с апелляционной жалобой, в которой выразил несогласие с решением суда первой инстанции в части избранного способа восстановления нарушенного права.
По мнению предпринимателя, суд верно квалифицировал письмо N 044/15 от 06.04.2015 в качестве отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, однако, в противоречие указанного вывода обязал Департамент не выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а лишь повторно рассмотреть вопрос о его выдаче.
В обоснование указанного довода заявитель ссылается на то, что действующим законодательством о рекламе не предусмотрена возможность принятия решения о возврате заявления о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а кроме того суть отказа сводилась к тому, что у заявителя отсутствует право на земельный участок на котором расположен остановочный пункт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.02.2015 заявитель обратился в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории г. Оренбурга.
Из данного заявления и приложенных к нему документов следует, что ИП Случаев А.А намерен разместить рекламную конструкцию на принадлежащем ему на праве собственности (на основании договора купли-продажи от 10.08.2015) торгово-остановочном павильоне "Сакмара", расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. Конституции СССР, четная сторона, прикрепив рекламную конструкцию к крыше данного павильона.
06.04.2015 заинтересованное лицо письмом от 06.04.2015 N 044/15 возвратило Случаеву А.А. заявление и прилагаемые к нему документы для устранения нарушений, указав, что Случаевым А.А. не представлены следующие документы:
- копии документов, подтверждающих право собственности или иные законные права на земельный участок, здание или иное недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция;
- подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем соответствующего недвижимого имущества;
- договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. В случае размещения рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности на территории МО "город Оренбург", предоставляется договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный по результату торгов.
Кроме того, заинтересованным лицом в письме указано, что торгово-остановочный павильон расположен на муниципальной земле, срок аренды которой по договору установлен до 2009 г.
Заявитель, полагая, что ему отказано в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также, считая такой отказ незаконным, обратился в суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что возврат заявления о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции законодательством не предусмотрен, в связи с чем пришел к выводу, что Департаментом фактически в отсутствие законных оснований отказано в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции возложил на Департамент обязанность повторно рассмотреть заявление предпринимателя от 13.02.2015, регистрационный номер ОК.1-24-6.000044/15 с приложенными к нему документами, в виду того, что указанное заявление в установленном порядке по существу не рассмотрено.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются не совсем верными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной выше нормы с учетом требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконным решения (действия) органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), а также принятыми в соответствии с данным Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу пункта 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Следовательно, в силу статей 1 и 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" компетентные органы местного самоуправления по указанному вопросу местного значения вправе издавать муниципальные правовые акты.
К числу таких актов относятся, в том числе, административные регламенты оказания муниципальных услуг.
Из пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", определяющего понятие муниципальной услуги, следует, что выдача органом местного самоуправления разрешений на установку рекламных конструкций является муниципальной услугой. В этой связи компетентный орган местного самоуправления городского округа вправе утвердить Административный регламент оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории соответствующего городского округа.
Из приведенных правовых норм следует, что при рассмотрении заявлений заинтересованных лиц о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и при принятии решений по таким заявлениям компетентный орган местного самоуправления соответствующего городского округа обязан руководствоваться не только положениями Закона о рекламе, но и действующим на территории городского округа административным регламентом оказания муниципальной услуги по выдаче указанных разрешений.
По смыслу статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в административном регламенте оказания муниципальной услуги должны быть предусмотрены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.
При этом в силу п. 7 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает, в том числе исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Постановлением администрации г.Оренбурга от 17.10.2012 N 2676-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург".
Пунктами 2.6.1., 2.6.2, 2.6.3., 2.6.5 Административного регламента N 2676-п определен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению заинтересованного лица о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, и требования к оформлению указанных документов.
Пунктом 2.7 Административного регламента N 2676-п установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. Так, заявителю отказывается в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, по следующим основаниям:
1) заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург";
2) представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, предусмотренного п. 2.6.1 настоящего Административного регламента;
3) нарушение требований к оформлению документов, указанных в п. 2.6 настоящего Административного регламента.
Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур установлены разделом 3 Административного регламента N 2676-п, в соответствии с п. 3.3.2 которого при поступлении заявления на предоставление муниципальной услуги и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, ответственный исполнитель осуществляет их рассмотрение на соответствие требованиям настоящего Административного регламента и действующего законодательства, устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа предоставления муниципальной услуги, либо возврата заявления и прилагаемых документов для устранения выявленных нарушений и последующего представления заявления на получение муниципальной услуги и прилагаемых документов в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентом (в случае выявление сведений, содержащихся в заявлении и (или) прилагаемых документах, представленных не в полном объеме, выявление противоречий, неточностей либо представление недостоверных сведений).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность при рассмотрении заявлений заинтересованных лиц о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций возврата заявления и прилагаемых документов уполномоченным органом для устранения выявленных нарушений и последующего представления заявления на получение муниципальной услуги и прилагаемых документов в установленном порядке, в том числе в случае выявление сведений, содержащихся в заявлении и (или) прилагаемых документах, представленных не в полном объеме.
Соответственно выводы суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не предусматривает принятие решения в виде возврата заявления и приложенных документов, не соответствует действующему законодательству.
Как следует из письма от 06.04.2015 N 044/15, Департамент, установив, что Случаевым А.А. не представлены документы, предусмотренные пунктом 2.6.2 Административного регламента N 2676-п, в том числе договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником земельного участка, поскольку торгово-остановочный павильон, к которому присоединяется рекламная конструкция, расположен на муниципальной земле, срок аренды которой по договору установлен до 2009 г., возвратил заявление предпринимателя и приложенные к нему документы для устранения выявленных нарушений.
Таким образом, вопрос о предоставлении (не предоставлении) разрешения на установку рекламной конструкции не рассматривался Департаментом по существу в связи с непредставлением, по мнению уполномоченного органа, заявителем полного комплекта документов.
Соответственно, суд первой инстанции неверно квалифицировал возврат заявления и прилагаемых документов уполномоченным органом для устранения выявленных нарушений, выраженный в письме от 06.04.2015 N 044/15, в качестве отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В то же время неверные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неверного решения, поскольку оценив правомерность действий Департамента по возврату заявления и прилагаемых документов уполномоченным органом для устранения выявленных нарушений выраженный в письме от 06.04.2015 N 044/15, апелляционный суд приходит к выводу о его незаконности в силу следующего.
Пунктом 2.6.1 Административного регламента N 2676-п установлен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель должен представить для получения муниципальной услуги
Так для получения муниципальной услуги заявитель представляет следующие документы:
1) заявление на выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург" по установленной форме согласно приложению N 2 к настоящему Административному регламенту (далее - заявление);
2) копию документа, удостоверяющего личность заявителя, либо личность представителя заявителя;
3) копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;
4) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
5) договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае размещения рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности на территории МО "город Оренбург", предоставляется договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный по результатам торгов;
6) документ, подтверждающий оплату госпошлины;
7) проект установки рекламной конструкции (карта-схема предполагаемого места установки рекламной конструкции, фотоизображение среды предполагаемого места установки рекламной конструкции, фотоизображение среды места установки с фотомонтажом рекламной конструкции на предполагаемом месте установки; эскиз рекламной конструкции с указанием размеров рекламной конструкции и информационного поля). Требование о предоставлении проекта, в случае размещения рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, может быть условием участия в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург". В таком случае проект установки рекламной конструкции заявитель вправе дополнительно не представлять, т.к. рассмотрению подлежит проект представленный заявителем для участия в торгах.
Кроме того пунктом 2.6.2 Административного регламента N 2676-п установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в процессе предоставления муниципальной услуги, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:
1) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2) копия свидетельства о постановке на учет юридического лица, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе;
3) копия выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на лицо, являющееся заявителем;
4) копии документов, подтверждающих права собственности или иные законные права на земельный участок, здание или иное недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция (для заявителей, являющихся правообладателями соответствующего недвижимого имущества).
Как следует из материалов дела, предпринимателем одновременно с заявлением были представлены:
- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя,
- копия свидетельства о постановке на учет физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе,
- копии документов, подтверждающих право собственности на торгово-остановочный павильон (договор купли-продажи торгового павильона от 10.08.2005),
- копия договора от 12.09.2005 N 5/д-67пр аренды земельного участка, на котором расположен на торгово-остановочный павильон,
- документ, подтверждающий оплату госпошлины,
- проект установки рекламной конструкции (карта-схема предполагаемого места установки рекламной конструкции, фотоизображение среды предполагаемого места установки рекламной конструкции, фотоизображение среды места установки с фотомонтажом рекламной конструкции на предполагаемом месте установки; эскиз рекламной конструкции с указанием размеров рекламной конструкции и информационного поля) (т.1, л.д. 20-31).
В оспариваемом письме Департамент указал на непредставление следующих документов:
- копии документов, подтверждающих право собственности или иные законные права на земельный участок, здание или иное недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция;
- подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем соответствующего недвижимого имущества;
- договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. В случае размещения рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности на территории МО "город Оренбург", предоставляется договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный по результату торгов.
В силу ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Таким образом, ИП Случаев А.А., являясь одновременно собственником торгово-остановочного павильона, на котором предполагается разместить рекламную конструкцию, а также правообладателем земельного участка, на котором расположен указанный торгово-остановочный павильон, не должен представлять согласие собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, а также договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
При этом ссылка Департамента в письме от 06.04.2015 N 044/15 на то, что торгово-остановочный павильон расположен на муниципальной земле, срок аренды которой по договору установлен до 2009 г. не может подтверждать правомерность отказа в принятии документов, поскольку как доказано предпринимателем, им с Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга было заключено дополнительное соглашение от 13.08.2014 к договору от 12.09.2005 N 5/д-67пр аренды земельного участка, согласно которого договор аренды земельного участка продлен до 21.02.2015, то есть на момент обращения предпринимателя в уполномоченный орган за получением муниципальной услуги являлся действующим.
Тот факт, что дополнительное соглашение от 13.08.2014 к договору от 12.09.2005 N 5/д-67пр аренды земельного участка не было приложено к заявлению не имеет правового значения, поскольку указанный документ пунктом 2.6.2 Административного регламента N 2676-п отнесен к перечню документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в процессе предоставления муниципальной услуги, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Более того, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Тот факт, что торгово-остановочный павильон не является недвижимым имуществом не означает, что предполагаемая рекламная конструкция размещается непосредственно на земельном участке, поскольку ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе прямо допускает размещение рекламных конструкций также на остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Соответственно, апелляционный суд приходит к выводу, что при размещении рекламной конструкции на остановочных пунктах движения общественного транспорта, согласие собственника (правообладателя) земельного участка, на котором располагается остановочный пункт, а также договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с правообладателем земельного участка не требуется, поскольку Закон о рекламе, а также Административный регламент N 2676-п предполагает получение согласия и заключение договора с правообладателями земельного участка, здания или иного имущества, в зависимости от того, к какому из указанных объектов присоединяется рекламная конструкция, а не от всех перечисленных лиц.
При этом копии документов, подтверждающих право собственности предпринимателя на объект (имущество), к которому присоединяется рекламная конструкция были представлены предпринимателем в виде договора купли-продажи торгового павильона от 10.08.2005.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что предпринимателем представлен полный пакет документов, предусмотренный Законом о рекламе, а также пунктом 2.6.1 Административного регламента N 2676-п, для получения муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку рекламной конструкции на территории города Оренбурга", соответственно, основания, указанные в 2.7 Административного регламента N 2676-п, для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, у Департамента отсутствовали.
При таких обстоятельствах возврат Департаментом заявления предпринимателя и приложенных к нему документы для устранения выявленных нарушений, выраженный в письме от 06.04.2015 N 044/15 не соответствует требованиям законодательства, нарушает права предпринимателя и правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Также судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные и противоречащие нормам материального права доводы апелляционной жалобы предпринимателя о неверном определении судом способа восстановления нарушенного права в силу следующего.
Как уже указано, апелляционный суд приходит к выводу, что Департамент письмом от 06.04.2015 N 044/15 в соответствии с правом предоставленным пунктами 2.7, 3.3.2 Административного регламента N 2676-п возвратил заявление предпринимателя и приложенные к нему документы для устранения выявленных нарушений.
Таким образом, вопрос о предоставлении (не предоставлении) разрешения на установку рекламной конструкции не рассматривался Департаментом по существу в связи с непредставлением, по мнению уполномоченного органа, заявителем полного комплекта документов.
Между тем, пунктом 2.8 Административного регламента N 2676-п в перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги включены следующим основания:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламной конструкции);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки МО "город Оренбург";
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3.1. Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация заявления и прилагаемых документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
2) рассмотрение поступившего заявления на предоставление муниципальной услуги и прилагаемых документов;
3) запрос документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, межведомственное взаимодействие в процессе предоставления муниципальной услуги;
4) подготовка разрешения на установку рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург";
5) выдача заявителю документа.
При этом Административным регламентом предусмотрено направление полного пакета документов в Уполномоченные органы для получения заключений о возможности (невозможности) установки и эксплуатации рекламной конструкции согласно представленному заявлению.
В целях, связанных с предоставлением муниципальной услуги, используются документы и информация, обрабатываемые, в том числе посредством запроса, а также осуществляется взаимодействие с:
1) управлением градостроительства и архитектуры департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга - при учете архитектурного облика и схем территориального планирования для всех рекламных конструкций;
2) управлением по организации дорожного движения администрации города Оренбурга - при размещении рекламной конструкции в полосе отвода автомобильной дороги;
3) Министерством культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области - при размещении рекламных конструкций на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, на их территориях и в зонах охраны объектов культурного наследия
Таким образом, оценка возможности или невозможности размещения конкретной рекламной конструкции осуществляется специальными уполномоченными органами в области градостроительства и архитектуры, организации дорожного движения, а также культуры.
В такой ситуации, как верно указано судом первой инстанции, суд не может подменять собой специально уполномоченные административные органы в части установления соответствия представленных с заявлением о выдаче рекламной конструкции материалов требованиям законодательства в области градостроительства и архитектуры, организации дорожного движения, а также культуры.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с требованиями ч.ч. 4, 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, избрал в качестве способа устранения допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя возложение на Департамент обязанности повторного рассмотрения заявления от 13.02.2015, регистрационный номер ОК.1-24-6.000044/15 с приложенными к нему документами, в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденным Постановлением администрации г.Оренбурга от 17.10.2012 N 2676-п (далее - Административный регламент N 2676-п), и Федеральным законом от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", в течение двух месяцев со дня предоставления индивидуальным предпринимателем Случаевым Алексеем Алексеевичем заявления от 13.02.2015, регистрационный номер ОК.1-24-6.000044/15 с приложенными к нему документами, и принятия решения о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо об отказе в выдаче разрешения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.09.2015 по делу N А47-4933/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Случаева Алексея Алексеевича и Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4933/2015
Истец: ИП Случаев Алексей Алексеевич, ИП Случаев Алексей Алексеевич (Представитель: Тумембаев Орнбай Исинбаевич)
Ответчик: Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга