г. Вологда |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А44-5708/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06 октября 2015 года по делу N А44-5708/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Куропова Л.А.),
установил:
администрация Окуловского муниципального района (место нахождения: 174350, Новгородская область, город Окуловка, улица Кирова, дом 6; ИНН 5311000549, ОГРН 1025301588070; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному учреждению - Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации Федерации (место нахождения: 173009, город Великий Новгород, улица Псковская, дом 15; ИНН 5321033864, ОГРН 1025300783848; далее - Фонд) о признании недействительным решения от 07.04.2015 N 63.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление Администрации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда требования удовлетворены.
Фонд в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Полагает, что поскольку объектом обложения страховыми взносами признаются и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений, а также в связи с тем что единовременные выплаты на лечение (оздоровление) не поименованы в установленном статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы, то они должны быть включены в базу для начисления страховых взносов.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена документальная выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств плательщиком страховых взносов - Администрацией, за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 16.03.2015 N 127 нс (том 1, листы дела 69 - 71).
Проверкой установлены факты осуществления Администрацией выплат единовременного характера на лечение (оздоровление) муниципальным служащим администрации Окуловского муниципального района в 2014 году на сумму 1 200 000 руб.
Фонд пришел к выводу о том, что на указанные выплаты не распространяется действие пункта 2 части 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и они подлежат обложению страховыми взносами.
По результатам проверки принято решение от 07.04.2015 N 63, которым Администрации начислены к уплате страховые взносы в сумме 2400 руб., пени в сумме 124 руб.10 коп. руб. и штрафные санкции, предусмотренные абзацем пятым пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ в сумме 480 руб.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона.
Согласно абзацу 10 подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Статья 15 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Исходя из статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) регулируются отношения, связанные с прохождением муниципальной службы.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 25-ФЗ муниципальной службой признается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Оплата труда и другие выплаты производятся в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 25-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 22 Закона N 25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 23 Закона N 25-ФЗ установлены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. При этом законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (часть 3 статьи 25 Закона N 25-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 9 Областного закона Новгородской области от 25.12.2007 N 240-ОЗ "О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Новгородской области" (принят постановлением Новгородской областной Думы от 19.12.2007 N 479-ОД) установлено, что Уставом муниципального образования муниципальным служащим может быть предоставлена дополнительная гарантия в виде ежегодной единовременной выплаты на лечение (оздоровление).
Статьей 41 Устава Окуловского муниципального района установлена дополнительная социальная гарантия муниципальных служащих в виде единовременной выплаты на лечение (оздоровление), размер которой и порядок выплаты устанавливается Думой Окуловского муниципального района.
Решением Думы Окуловского муниципального района от 28.01.2013 N 192 утверждено Положение о порядке осуществления единовременной выплаты на лечение (оздоровление) муниципальным служащим Администрации Окуловского муниципального района и ее отраслевых органов, которым установлена единовременная выплата на лечение (оздоровление) лицу, занимающему должность муниципальной службы не менее шести месяцев, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, которая выплачивается один раз в год (листы дела 20 - 22).
Решением Думы Окуловского муниципального района от 28.04.2008 N 274 утверждено Положение о порядке определения денежного содержания и материального стимулирования муниципальных служащих и служащих Администрации муниципального района и ее отраслевых органов, в соответствии с пунктом 9 статьи 9 которого муниципальным служащим ежегодно производится единовременная выплата на лечение (оздоровление) в размере, устанавливаемом Новгородской областной Думой (листы дела 23 - 34).
Постановлением Новгородской областной Думы от 27.11.2013 N 813-5 ОД "Об установлении размера единовременной выплаты на лечение (оздоровление) на 2014 год" установлен размер единовременной выплаты на лечение (оздоровление) на 2014 год лицам, замещающим государственные должности Новгородской области и должности государственной гражданской службы Новгородской области, в сумме 40 050 рублей.
Таким образом, единовременные выплаты муниципальным служащим на лечение (оздоровление), основанные на решениях представительных органов местного самоуправления и законодательных актах субъекта Российской Федерации, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и стажа, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и по существу, являются компенсационными, следовательно, правомерно не включены Администрацией в базу для исчисления страховых взносов.
Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2015 N 303-КГ15-9721.
Ссылка подателя жалобы на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.06.2014 N 17-3/В-258 безосновательна, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом, который в соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ может быть применен судом при разрешении настоящего спора.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная коллегия считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 06 октября 2015 года по делу N А44-5708/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5708/2015
Истец: Администрация Окуловского муниципального района
Ответчик: ГУ-Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации