г. Красноярск |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А74-2392/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" декабря 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (открытого акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)") Чубарова А.А., представителя по доверенности от 20.11.2014 N 55, Хусаиновой О.А., представителя по доверенности от 14.03.2014 N 29,
от ответчика (государственной жилищной инспекции Республики Хакасия) Петрук О.И., представителя по доверенности от 15.07.2015; Вальковой Н.С., представителя по доверенности от 23.06.2015; Шестаковой Л.А., представителя по доверенности от 10.03.2015;
от прокуратуры Республики Хакасия - заместитель прокурора города Абакана Гончаренко С.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "02" октября 2015 года по делу N А74-2392/2015, принятое судьёй Бова Л.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская теплосетевая компания" (ИНН 1901116531, ОГРН 1131901005862, далее - ООО "ЮСТК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (ИНН 1901061466, ОГРН 1041901000338, далее - жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 19 марта 2015 года N 125-э.
Определением арбитражного суда от 19 мая 2015 года по делу N А74-3137/2015 указанное заявление принято к производству.
Открытое акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020, далее - ОАО "Енисейская ТГК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к жилищной инспекции о признании недействительным предписания от 19 марта 2015 года N 120-э.
Определением арбитражного суда от 4 июня 2015 года по делу N А74-4577/2015 указанное заявление принято к производству.
Определением арбитражного суда от 10 июня 2015 года дела N А74-3137/2015 и N А74-4577/2015 объединены в одно производство с присвоением объединённому делу номера А74-3137/2015.
Определением арбитражного суда от 7 апреля 2015 года по делу N А74-2392/2015 принято к производству заявление ОАО "Енисейская ТГК" к жилищной инспекции о признании недействительными акта проверки от 18 марта 2015 года N 177-э и предписания от 18 марта 2015 года N 99-э. Определением арбитражного суда от 29 апреля 2015 года принят отказ заявителя от требования в части оспаривания акта проверки жилищной инспекции от 18 марта 2015 года N 177-э, прекращено производство по делу в указанной части.
Определением арбитражного суда от 19 мая 2015 года по делу N А74-3132/2015 принято к производству заявление ООО "ЮСТК" о признании недействительным предписания жилищной инспекции от 18 марта 2015 года N 98-э.
Определением арбитражного суда от 28 мая 2015 года дела N А74-2392/2015 и N А74- 3132/2015 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А74-2392/2015.
Определением арбитражного суда от 28 апреля 2015 года по делу N А74-3427/2015 принято к производству заявление ООО "ЮСТК" к жилищной инспекции о признании недействительным предписания от 6 апреля 2015 года N 163-э.
Определением арбитражного суда от 5 мая 2015 года по делу N А74-3425/2015 принято к производству заявление ОАО "Енисейская ТГК" о признании недействительным предписания жилищной инспекции от 6 апреля 2015 года N 162-э в части пункта 1.
Определением арбитражного суда от 22 июня 2015 года дела N А74-3427/2015 и N А74- 3425/2015 объединены в одно производство с присвоением объединённому делу номера А74- 3427/2015, от ООО "ЮСТК" принято уточнение заявленных требований об оспаривании предписания жилищной инспекции от 6 апреля 2015 года N 163-э в части пункта 1.
Определением арбитражного суда от 8 мая 2015 года по делу N А74-2902/2015 принято к производству заявление ОАО "Енисейская ТГК" о признании недействительным предписания жилищной инспекции от 19 марта 2015 года N 119-э.
Определением арбитражного суда от 19 мая 2015 года по делу N А74-3138/2015 принято к производству заявление ООО "ЮСТК" к жилищной инспекции о признании недействительным предписания от 19 марта 2015 года N 126-э.
Определением арбитражного суда от 1 июня 2015 года дела N А74-2902/2015 и N А74-3138/2015 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера N А74-2902/2015.
Определением арбитражного суда от 8 мая 2015 года по делу N А74-2906/2015 принято к производству заявление ОАО "Енисейская ТГК" о признании недействительным предписания жилищной инспекции от 19 марта 2015 года N 115-э.
Определением арбитражного суда от 19 мая 2015 года по делу N А74-3136/2015 принято к производству заявление ООО "ЮСТК" о признании недействительным предписания жилищной инспекции от 19 марта 2015 года N 124-э.
Определением арбитражного суда от 19 июня 2015 года по делу N А74-5150/2015 принято к производству заявление ОАО "Енисейская ТГК" о признании недействительным предписания жилищной инспекции от 19 марта 2015 года N 121-э.
Определением суда от 22 июня 2015 года дела N А74-3136/2015 и N А74-5150/2015 объединены в одно производство с присвоением объединённому делу N А74-3136/2015.
Определением арбитражного суда от 19 мая 2015 года по делу N А74-3139/2015 принято к производству заявление ООО "ЮСТК" о признании недействительным предписания жилищной инспекции от 31 марта 2015 года N 151-э.
Определением арбитражного суда от 3 июня 2015 года по делу N А74-4578/2015 принято к производству заявление ОАО "Енисейская ТГК" о признании недействительным предписания жилищной инспекции от 31 марта 2015 года N 150-э.
Определением арбитражного суда от 11 июня 2015 года дела N А74-3139/2015 и N А74-4578/2015 объединены в одно производство с присвоением объединённому делу номера А74-3139/2015.
Определением арбитражного суда от 25 мая 2015 года по делу N А74-2909/2015 принято к производству заявление ОАО "Енисейская ТГК" о признании недействительным предписания жилищной инспекции от 18 марта 2015 года N 111-э.
Определением арбитражного суда от 25 мая 2015 года по делу N А74-3131/2015 принято к производству заявление ООО "ЮСТК" о признании недействительным предписания жилищной инспекции от 18 марта 2015 года N 105-э.
Определением арбитражного суда от 22 июня 2015 года дела N А74-2909/2015 и N А74-3131/2015 объединены в одно производство с присвоением объединённому делу номера А74-2909/2015.
Поскольку в указанных делах принимают участие одни и те же лица, оспариваются предписания жилищной инспекции, принятые по результатам проверок на основании одних и тех же обстоятельств, с применением одних и тех же нормативных-правовых актов определением арбитражного суда от 14 июля 2015 года дела N А74-3137/2015, N А74-2392/2015, N А74-3427/2015, N А74-2902/2015, N А74-2906/2015, N А74-3136/2015, N А74-3139/2015, N А74-2909/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединённому делу присвоен номер А74-2392/2015.
Дело рассмотрено с участием прокуратуры Республики Хакасия.
Решением арбитражного суда Республики Хакасия от 02 октября 2015 года заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская теплосетевая компания" удовлетворены. Признаны недействительными предписания государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от 18 марта 2015 года N 98-э, N 105-э, от 19 марта 2015 года N 124-э, N 125-э, N 126-э, от 31 марта 2015 года N 151-э, от 6 апреля 2015 года N 163-э в части пункта 1 в связи с их несоответствием Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" о признании недействительными предписаний государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от 18 марта 2015 года N 99-э, N 111-э, от 19 марта 2015 года N 115-э, N 119-э, N 120-э, N 121-э, от 31 марта 2015 года N 150-э, от 6 апреля 2015 года N 162-э в части пункта 1 отказано.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований ОАО "Енисейская ТГК" обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в этой части, в указанной части принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе и в дополнении к апелляционной жалобе ОАО "Енисейская ТГК" ссылается на следующие обстоятельства:
- ОАО "Енисейская ТГК" правомерно применило норматив, установленный из расчета 9 месяцев, поскольку положения части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства от 27.08.2012 N 587 "Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 N 306, постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" не содержат прямого указания об определении объема ресурса исходя из норматива, рассчитанного на 12 месяцев;
- ОАО "Енисейская ТГК" не допущено нарушение прав потребителей, поскольку постановление Мэра г.Абакана от 21 декабря 2009 года N 2502 "Об установлении нормативов отопления", устанавливает для коммунальной услуги отопление как норматив при расчете на 12 месяцев, так и норматив при расчете на месяцы отопительного периода, которое является действующим. При применении любого норматива плата для потребителей по итогам года будет одинаковой;
- является не правомерный вывод суда о том, что вследствие применения норматива равного отопительному сезону ОАО "Енисейская ТГК" превышен предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, что противоречит положениям статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту "з" пункта 5 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 30.04.2014 N 400 "Об формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";
- государственной жилищной инспекцией нарушены нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) при направлении копии распоряжения, что свидетельствует о грубом нарушении прав общества и влечет признание результатов проверки незаконными и отмену оспариваемых предписаний. Кроме того, ОАО "Енисейская ТГК" указало, что контролирующий орган вышел за пределы проверяемых обращений граждан;
- на момент составления обжалуемых предписаний расчет предельного индекса осуществлен не был, следовательно, его превышение не установлено. Расчет был осуществлен жилищной инспекцией в рамках судебного разбирательства.
Государственная жилищная инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой и с дополнениями к апелляционной жалобе не согласилась, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокуратура г.Абакана представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласилась, считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены все имеющие значение для дела обстоятельства с учетом представленных сторонами доказательств, в связи с чем, просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу ОАО "Енисейская ТГК" - без удовлетворения.
ОАО "Енисейская ТГК" представила возражения на отзывы Государственной жилищной инспекции и прокуратуры Республики Хакасия, в которых с доводами отзывов на апелляционную жалобу не согласилось.
Председательствующим в судебном заседании объявлено, что к апелляционной жалобе приложены копии квитанций граждан за 2014 год; к дополнениям к апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства, а именно: копия письма "о рассмотрении обращения" от 20.11.2015 N 13к/65386/15, копия письма от 06.11.2015.
Посовещавшись, суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении ходатайства о приобщении дополнительных доказательств - копии квитанций граждан за 2014 год в связи с тем, что не представлено обоснование невозможности представления данных доказательств в суд первой инстанции; об отказе в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела копий писем "О рассмотрении обращения" от 20.11.2015 N 13к/65386/15, от 06.11.2015, поскольку указанные документы датированы после принятия оспариваемого решения.
Представители ОАО "Енисейская ТГК" в судебном заседании апелляционную жалобу поддержали, сослались на изложенные в ней доводы, просили решение суда первой инстанции удовлетворить в части отказа в удовлетворении требований ОАО "Енисейская ТГК".
Представитель государственной жилищной инспекции Республики Хакасия в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заместитель прокурора города Абакана в судебном заседании изложил возражения по доводам апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская теплосетевая компания" о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем направления копии определения о назначении судебного заседания, определения об удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи и размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в сети Интернет на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации по адресу: http://kad.arbitr.ru, своих представителей на судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская теплосетевая компания" и его представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с применением системы видеоконференцсвязи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, положения части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривающей в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Принимая во внимание, что заявитель жалобы обжалует решение суда первой инстанции в части, от иных лиц, участвующих в деле, не поступили возражения относительно проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции рассматривает решение в части отказа в удовлетворении требований ОАО "Енисейская ТГК".
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "ЮСТК" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия 2 декабря 2013 года.
В соответствии с распоряжениями от 25 февраля 2015 года N 146-э, от 26 февраля 2015 года N 183-э и N 185-э, от 2 марта 2015 года N 199-э, от 6 марта 2015 года N 220-э жилищной инспекцией проведены внеплановые документарные проверки ООО "ЮСТК" с целью проверки соответствия обязательным требованиям жилищного законодательства в связи с обращениями жителей г. Абакана, о чем составлены акты проверок от 18 марта 2015 года N 146-э и N 185-э, от 19 марта 2015 года N 199-э, от 31 марта 2015 года N 220-э, от 6 апреля 2015 года N 183-э и выданы предписания от 18 марта 2015 года N 98-э и N 105-э, от 19 марта 2015 года N 124-э, N 125-э и N 126-э, от 31 марта 2015 года N 151-э, от 6 апреля 2015 года N 163-э.
Как следует из содержания указанных предписаний, в качестве мероприятий (работы), подлежащих исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений, предписано пересчитать и вернуть размер платы за январь 2015 года за отопление по соответствующим адресам (г. Абакан, ул. Совхозная, д. 55 (по всем жилым помещениям), ул. Кедровая, 18-2, ул. Кирова, 112-14, ул. Совхозная, д. 57-5, ул. Чкалова, 34-4, ул. Совхозная, д. 53 (по всем жилым помещениям), ул. Аскизская, 163-2, ул. Герцена, 1-1) с учетом установленных предельных индексов. Для чего применить порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно на все расчетные месяцы календарного года, вместо применяемого порядка расчета размера платы, равного продолжительности отопительного периода.
В качестве нормативного документа, нарушения которого допущены обществом, жилищной инспекцией указан пункт 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Соблюдение жилищной инспекцией процедуры проведения проверок в отношении ООО "ЮСТК" указанным заявителем не оспаривается.
Распоряжение о проведении проверок направлены в адрес ООО "ЮСТК" заказными письмами с уведомлением, либо копии распоряжений вручены проверяемому лицу нарочным.
ООО "ЮСТК", оспаривая предписания, выданные жилищной инспекцией, указало на их незаконность, поскольку, исходя из существующей договорной схемы между сторонами и предмета агентского договора, в соответствии с которыми агент в лице ООО "ЮСТК" действует от имени и за счет принципала - ОАО "Енисейская ТГК", общество не является субъектом нарушения положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, предписания, вынесенные по каждому из адресов в отношении ООО "ЮСТК" и ОАО "Енисейская ТГК", являются идентичными. Общество имеет самостоятельный расчетный счет, тогда как плата за отопление перечислена на счет принципала. Изложенное, по мнению заявителя, свидетельствует о неисполнимости оспариваемых предписаний для ООО "ЮСТК" в части обязания произвести перерасчёт и вернуть размер платы за январь 2015 года.
ОАО "Енисейская ТГК" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска 1 июля 2005 года.
В соответствии с распоряжениями от 16 февраля 2015 года N 119-э, от 24 февраля 2015 года N 154-э, от 26 февраля 2015 года N 177-э, N 188-э и N 190-э, от 6 марта 2015 года N 219-э жилищной инспекцией проведены внеплановые документарные проверки ОАО "Енисейская ТГК" с целью проверки соответствия обязательным требованиям жилищного законодательства в связи с обращениями жителей г. Абакана, о чем составлены акты проверок от 18 марта 2015 года N 177-э и N 188-э, от 19 марта 2015 года N 119-э и N 154-э, от 31 марта 2015 года N 219-э, от 6 апреля 2015 года N 190-э и выданы предписания от 18 марта 2015 года N 99-э, N 111-э, от 19 марта 2015 года N 115-э, N 119-э, N 120-э, N 121-э, от 31 марта 2015 года N 150-э, от 6 апреля 2015 года N 162-э.
Кроме того, жилищная инспекция направила в адрес жителей г. Абакана, обратившихся с заявлениями в инспекцию, информацию о результатах проверки ОАО "Енисейская ТГК".
Предписания, выданные жилищной инспекцией ОАО "Енисейская ТГК" по содержанию идентичны предписаниям, выданным ООО "ЮСТК", применительно к соответствующим адресам.
Предписания жилищной инспекции от 6 апреля 2015 года N 163-э и N 162-э, выданные ООО "ЮСТК" и ОАО "Енисейская ТГК" соответственно, оспариваются заявителями только в части пункта 1, который содержит аналогичную формулировку, что и все иные оспариваемые предписания. В остальной части названные предписания заявители не оспаривают.
Жилищной инспекцией представлены копии почтовых уведомлений N 67890, N 88306, N 80881, списков внутренних почтовых отправлений от 17.02.2015 N 27, от 25.02.2015 N 32, от 27.02.2015 N 34, от 02.03.2015 N 35, от 11.03.2015 N 41, писем инспекции в адрес УФПС Республики Хакасия - филиала ФГУП "Почта России" и ответов на них, из которых следует, что запросы в адрес проверяемого лица и соответствующие распоряжения направлены и вручены представителю ОАО "Енисейская ТГК".
ОАО "Енисейская ТГК" полагает, что оспариваемые предписания жилищной инспекции являются незаконными, необоснованным и неисполнимыми, в связи с чем обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 2.1.5, 2.2.4, 2.2.5 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 17 сентября 2013 года N 514, пунктов 1.2, 1.3, 1.4 и 1.10 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 15 ноября 2013 года N 626, положений должностных регламентов специалистов жилищной инспекции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что деятельность заявителей в части выявления и пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (нарушения в области применения предельных индексов) проверена жилищной инспекцией с соблюдением установленного порядка, каких-либо нарушений процедуры проведения проверки, которые являлись бы существенными и влекли признание результатов проверки недействительными, судом апелляционной инстанции не установлено.
ОАО "Енисейская ТГК" в апелляционной жалобе ссылается на то, что государственной жилищной инспекцией нарушены нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) при направлении копии распоряжения, что свидетельствует о грубом нарушении и влечет признание результатов проверки незаконными и отмену оспариваемых предписаний. Кроме того, ОАО "Енисейская ТГК" указало, что контролирующий орган вышел за пределы проверяемых обращений граждан.
Суд апелляционной инстанции отклоняет заявленный довод на основании следующего.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), который в статьях 9 - 14, 16 определяет виды проверок (плановая и внеплановая), порядок организации и проведения проверок (предмет проверки, основания для ее проведения, формы проверок - документарная и (или) выездная, срок проведения), порядок оформления результатов проверок.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), при проведении проверки обязаны, в том числе: своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований; соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого лица; проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением; проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора); не препятствовать представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, предоставлять информацию и документы, относящиеся к предмету проверки; знакомить представителя проверяемого лица с результатами проверки; учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и юридических лиц; не требовать от проверяемого лица документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ определены меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, в том числе выдача предписания юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами, направленных на предотвращение выявленных нарушений, а также полномочия органа государственного контроля (надзора) по контролю за устранением выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение, в том числе нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, которая осуществляется посредством организации и проведения проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 указанной статьи (части 2, 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основанием для проведения внеплановой проверки, наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, является поступление обращений и заявлений граждан, в том числе о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки (часть 4.2. статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 11 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 названного Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в первую очередь рассматриваются документы проверяемого юридического лица, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 данного Закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этого проверяемого лица государственного контроля (надзора).
Судом первой инстанции правомерно установлено, что документарные проверки ОАО "Енисейская ТГК" проведены на основании представленных обществом в ответ на запросы инспекции документов, а также иных документов, имеющихся в распоряжении жилищной инспекции.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора) направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки (часть 4 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.
Из материалов дела следует, что ОАО "Енисейская ТГК" представило в жилищную инспекцию документы, согласно полученным запросам (т.1 л.д.23, т.2 л.д.76, т.3 л.д.79, т.4 л.д.31, т.5 л.д.33, т.6 л.д.35, т.7 л.д.25, т.8 л.д.87, т.9 л.д.47). Законом установлено, что к запросу прилагается копия распоряжения о проведении документарной проверки. Доказательства того, что вместе с запросами копии распоряжений о проведении проверок отсутствовали, ОАО "Енисейская ТГК" не представлено. Вместе с тем, в материалы дела представлены списки почтовых отправлений о направлении жилищной инспекцией в адрес ОАО "Енисейская ТГК" корреспонденции (т.1 л.д.80-81, т.2 л.д.98-100, т.4 л.д.83-84, т.8 л.д.88-89, т.9 л.д.48-50), почтовые уведомления о вручении (т.1 л.д.22, т.2 л.д.77, т.3 л.д.80, т.6 л.д.36, т.7 л.д.24), ответ УФПС Республики Хакасия - филиала ФГУП "Почта России" (т.10 л.д.66-67), а также копии распоряжений о проведении проверок (т.2 л.д.74-75, т.4 л.д.77-78, т.5 л.д.32-32, т.6 л.д.33-34, т.7 л.д.97-98, т.8 л.д.83-85, т.9 л.д.45-46, запросы с отметками ООО "ЮСТК" о получении.
Учитывая, что статья 20 Федерального закона N 294-ФЗ не содержит в числе грубых нарушений, являющихся основанием для признания результатов проверки недействительными, невручение копии распоряжения уполномоченному представителю проверяемого лица при проведении внеплановой документарной проверки; нормы статей 11 и 14 Федерального закона N 294-ФЗ не устанавливают обязательных требований относительно того, каким способом следует направить распоряжение на проверку, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о получении ОАО "Енисейская ТГК" копий распоряжений о проведении проверок.
Поскольку факт вручения копий распоряжений о проведении проверок подтвержден документально, обязанность представления документов по запросам жилищной инспекции, составленным в рамках проведения проверок в соответствии с распоряжениями о проведении проверок, была исполнена обществом, таким образом, доводы ОАО "Енисейская ТГК" подлежат отклонению как необоснованные.
Ссылка ОАО "Енисейская ТГК" в апелляционной жалобе о том, что контролирующий орган вышел за пределы проверяемых обращений граждан, не подтверждается материалами дела, поскольку арбитражным судом установлено, что проверка проведена на предмет соблюдения ресурсоснабжающей организацией действующих ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в связи с соответствующими обращениями граждан и представленными ими платежными документами.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не установил нарушений жилищной инспекцией при проведений проверки требований Федерального закона N 292 -ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требований ОАО "Енисейская ТГК" суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые предписания жилищной инспекции вынесены в соответствии с действующим законодательством и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Постановление N 354) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, вступившими в силу с 1 сентября 2012, которыми установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги для собственников помещений.
В силу пункта 6 Постановления N 354 со дня вступления данного постановления в законную силу признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 16 июля 2016 года.
Из разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенных в письме от 28 августа 2012 года N 22567-ВК/14, суть произошедших в связи с введением в действие Постановления N 354 изменений в части порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению в переходный период - разделение платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды, а также осуществление оплаты за отопление только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации в целях недопущения роста социальной напряженности в регионах, вызванной введением новой системы оплаты за коммунальные услуги по отоплению, которая может привести к росту платы граждан за отопление в зимний период принято постановление от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857) которыми утверждены Правила определения расчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению и установлен переходный период в 2012 - 2014 годах.
В пункте 1 Постановления N 857 в переходный период предусмотрена возможность выбора органами государственной власти субъектов Российской Федерации вариантов для определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 1 правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могли принять решения о выборе одного из двух указанных способов расчетов, в срок до 15 сентября 2012 года.
В случае если до 15 сентября 2012 года такое решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пункте 1 Постановления N 857, субъектом Российской Федерации не принято, им применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил N 354.
Пункт 19 Правил N 307 предусматривает, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в следующем порядке: Pi = Si x N x Т, где:
St - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление;
Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307).
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2012 N 230, введенной в действие с 1 июля 2012 года, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях определяются по формуле (пункт 3 формула 5)
Правилами N 306 в редакции, действовавшей по состоянию на 30 июня 2012 года, предусмотрена формула расчета норматива отопления (Гкал в месяц на 1 кв. м) (пункт 13 формула 6)
Таким образом, по состоянию на 30 июня 2012 года применение Правил N 307 предполагает осуществление расчета платы за отопление в домах, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, с использованием норматива, установленного из расчета на 12 месяцев.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшим решения, указанные в подпунктах "а" или "б" пункта 1 данного постановления, предоставлено право в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами N 354.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 сентября 2012 года N 621 "Об особенностях оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Хакасия в 2012 - 2013 годах" избран порядок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и установлено, что на территории Республики Хакасия при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
По состоянию на 30 июня 2012 года на территории г.Абакана действовали нормативы, установленные постановлением Мэра г.Абакана от 21.12.2009 N 2502 "Об установлении нормативов отопления". Указанным актом предусмотрено два вида нормативов: при расчёте на 12 месяцев и при расчёте на месяцы отопительного периода.
Приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 08.08.2012 N 86-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг", устанавливающий нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, фактически не был введен в действие (приказами N 01.03.2013 N 16-п и от 13.01.2014 N 1-п срок его введения в действие откладывался соответственно на 01.01.2014 и на 01.01.2015; приказом от 30 марта 2015 года N 1-п исключен пункт 2 приказа N 86-п, которым утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (подпункт "б" пункта 2) установлено, что решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка осуществления такого расчета, установленного Правилами N 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 года, принятые в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 857, действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу пункты 15 - 28 Правил N 307 и пункты 1-4 приложения N 2 к указанным Правилам, то есть не позднее 1 июля 2016 года.
Таким образом, постановлением Правительства Республики Хакасия N 621, с учетом действующей по настоящее время редакции, определено, что в течение 2015 года на всей территории Республики Хакасия плата за отопление должна рассчитываться исходя из норматива такой оплаты из расчета 12 календарных месяцев.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о правомерности применения нормативов, исходя из расчета отопительного периода.
Кроме того, доводы апелляционной жалобы о неподлежащих применению нормах федерального и регионального законодательства, поскольку необходимо руководствоваться только муниципальным нормативно-правовым актом, не соответствуют законодательным актам, имеющим большую юридическую силу. В рассматриваемой ситуации постановление Мэра г.Абакана подлежит применению с учетом требований федерального и регионального законодательства, действующих в рассматриваемом периоде.
Материалами дела установлено, что жилищной инспекцией проведены внеплановые документарные проверки ОАО "Енисейская ТГК" с целью проверки соответствия обязательным требованиям жилищного законодательства в связи с обращением жителей г.Абакана на основании которых выданы предписания от 18.03.2015 N 99-э (т.2 л.д.24), N 111-э (т.9 л.д.15), от 19.03.2015 N 115-э (т.6 л.д.18), N 119-э (т.5 л.д.17), N 120-э (т.1 л.д.52), N 121-э (т.7 л.д.52), от 31.03.2015 N 150-э (т.8 л.д.63), от 06.04.2015 N 162-э (т.4 л.д.67) об устранений нарушений требований подпункта 1 части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов).
В соответствии с частью 3 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 (далее - Постановление N 400) утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - Основы формирования индексов).
Пункт 4 Основ формирования индексов предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 года, обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода.
В пункте 10 Основ формирования предельных индексов определено, что применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса. В первом долгосрочном периоде размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце с 1 июля 2014 года до 31 декабря 2014 года сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в июне 2014 года.
В силу Жилищного кодекса Российской Федерации и Основ формирования предельных индексов, распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 N 2222-р, постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 28.11.2014 N 76-ПП утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2015 год и обоснование величины установленных предельных индексов. Согласно указанному постановлению величина предельного индекса по муниципальному образованию город Абакан на период с 1 января по 30 июня 2015 года составила 0 процентов, что, по сути, означает сохранение в первой половине 2015 года размера платы за коммунальные услуги на уровне 2014 года.
Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 19 января 2015 года N 2-к в связи с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги, в соответствии с указанными предельными индексами, установлены на 2015 год льготные тарифы для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании г. Абакан.
Из материалов дела следует, что ОАО "Енисейская ТГК", являясь исполнителем коммунальной услуги по отоплению, рассчитывало и предъявляло в 2014 году населению г.Абакана, проживающему в жилых домах, не оборудованных приборами учета, плату, применяя тариф для населения, установленный Госкомтарифэнерго Хакасии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, утвержденного постановлением Мэра г.Абакана N 2502 при расчете на 12 месяцев. Расчет платы производился ежемесячно по формуле, установленной Правилами N 307. В январе 2015 года при расчете платы за отопление ОАО "Енисейская ТГК" применило норматив, установленный тем же постановлением Мэра г.Абакана при расчете на месяцы отопительного периода.
В ходе проверки жилищная инспекция установила, что ОАО "Енисейская ТГК" применило порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на период, равный продолжительности отопительного периода, вместо установленного порядка расчета равномерно на все расчетные месяцы календарного года. В результате в январе 2015 года произошло увеличение размера платы населения за коммунальные услуги по сравнению с размером платы за декабрь 2014 года, что свидетельствует о превышении предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги.
Индексы по субъектам Российской Федерации и предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации утверждаются с учетом расчетов и предложений уполномоченного органа исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов (пункты 12, 36, 41 Основ формирования предельных индексов).
В силу пунктов 1.1, 7.5 положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 N 372, Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия является государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Госкомитет вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам сферы его деятельности.
Из письма Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 19.05.2015 N ГКТЭ-1322/к, следует, что при определении предельного индекса изменения роста платы граждан за коммунальные услуги в МО г.Абакан на 2015 год комитет рассматривал расчеты МО г.Абакан, произведенные, в том числе, на основании нормативов на отопление, установленных постановлением Мэра г. Абакана от 21 декабря 2009 года N 2502, а также учитывал достигнутый размер платежей граждан в 2014 году (т.5 л.д.108-109).
Судом апелляционной инстанции правомерно установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что в 2014 году в г.Абакане применялся порядок расчета размера платы населения за коммунальную услугу по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
Таким образом, для целей определения предельных индексов на 2015 год в Республике Хакасия фактически учтен примененный в 2014 году норматив при расчете на месяцы календарного года.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается выводом суда первой инстанции, что при расчете платы за отопление в 2015 году в целях соблюдения предельного индекса роста платы населения за коммунальные услуги ОАО "Енисейская ТГК" необходимо было применять норматив из расчета на 12 месяцев.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что вследствие применения норматива равного отопительному сезону предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги ОАО "Енисейская ТГК" не превышен не принимается судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Как указано ранее, в пункте 4 Основ формирования индексов в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2014 N 953 "О внесении изменений в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" определено, что предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 года, обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода.
В силу пункта 5 Основ формирования индексов, при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие перехода после 1 января 2015 года от применения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года к применению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на период, равный продолжительности отопительного периода (подпункт з) в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2014 N 953).
Как установлено судом первой инстанции, в Республике Хакасия не произошел переход от применения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года к применению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на период, равный продолжительности отопительного периода. До настоящего времени действует Постановление N 621 о порядке расчета размера платы за отопление равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Постановление N 354 в части определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Республики Хакасия не применяется, соответствующий нормативный правовой акт, как это предусмотрено в пункте 2 Постановления N 857, в республике не принят.
Таким образом, нормы Основ формирования индексов, на которые ссылается заявитель, для целей проверки правильности применения обществом предельных индексов изменения размера платы граждан при расчете платы граждан за коммунальную услугу по отоплению за январь 2015 года применению не подлежат.
Довод ОАО "Енисейская ТГК" о том, что на момент составления обжалуемых предписаний расчет предельного индекса осуществлен не был, следовательно, его превышение не установлено, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Жилищной инспекцией в материалы дела представлены подробные сравнительные расчеты платы обратившихся в жилищную инспекцию граждан за все полученные коммунальные услуги: отопление, электроэнергия, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (т.3 л.д.17). Расчеты произведены на основании представленных гражданами счетов на коммунальные услуги (квитанций) (т.1 л.д.27-28, 67, 95-99, т.2 л.д.20-21, т.3 л.д.74-76, т.4 л.д.36-37, т.5 л.д.37-39, 93-94, т.6 л.д.59-64, т.7 л.д.26-27, 65-69, т.8 л.д.106-109, т.9 л.д.94-96). Указанные расчеты демонстрируют превышение предельного индекса роста платы граждан по каждому лицу, обратившему в жилищную инспекцию. В материалах дела отсутствуют доказательства снижения размера платы граждан по иным коммунальным услугам в январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что превышение совокупного размера платы за коммунальные услуги в январе 2015 году было обусловлено исключительно ростом платы за коммунальную услугу по отоплению. Причиной такого роста явилось неправомерное применение ОАО "Енисейская ТГК" в расчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на месяцы отопительного периода.
С учетом изложенного довод ОАО "Енисейская ТГК" о том, что у него отсутствовала возможность и обязанность контролировать превышение предельного роста платы населения за коммунальные услуги, не может быть принят во внимание.
ОАО "Енисейская ТГК" в апелляционной жалобе ссылается на то, что заявителем не допущено нарушение прав потребителей, поскольку постановление Мэра г.Абакана от 21 декабря 2009 года N 2502 "Об установлении нормативов отопления", устанавливает для услуги отопление как норматив при расчете на 12 месяцев, так и норматив при расчете на месяцы отопительного периода, который является действующим и не отмененным. При применении любого норматива плата для потребителей по итогам года будет одинаковой.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с заявленным доводом ОАО "Енисейская ТГК", поскольку жилищной инспекцией установлены допущенные ОАО "Енисейская ТГК" нарушения ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в связи с обращениями граждан о значительном изменении уровня платежей за отопление в январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года.
Так, по ул.Совхозная, д.55-5 за декабрь 2014 года предъявлено к оплате за отопление 893 рублей 89 копеек, за январь 2015 года - 2333 рублей 66 копеек; по ул.Кедровая, 18-2 за декабрь 2014 года - 2073 рублей 59 копеек, за январь 2015 года -5241 рублей 48 копеек; по ул.Кирова, 112-14 за декабрь 2014 года - 963 рубля 26 копеек, за январь 2015 года - 2388 рублей 25 копеек; по ул.Совхозная, д.57-5 за декабрь 2014 года - 905 рублей 26 копеек, за январь 2015 года - 2364 рублей 36 копеек; по ул.Чкалова, 34-4 за декабрь 2014 года - 689 рублей 18 копеек, за январь 2015 года - 1800 рублей 28 копеек; по ул.Совхозная, д.53-6 за декабрь 2014 года - 922 рубля 32 копейки, за январь 2015 года - 2406 рублей 44 копейки; по ул.Аскизская, 163-2 за декабрь 2014 года - 1223 рубля 69 копеек, за январь 2015 года - 3194 рубля 56 копеек; по ул.Герцена, 1-1 за декабрь 2014 года - 1082 рубля 67 копеек, за январь 2015 года - 2824 рубля 95 копеек.
Поскольку в рассматриваемой ситуации имеет значение предусмотренное действующим законодательством ограничение темпов роста платы граждан за коммунальные услуги, вопросы возможной убыточности в деятельности ресурсоснабжающей организации относятся к рискам предпринимательской деятельности такой организации и урегулируются в ином порядке, нежели избранный ОАО "Енисейская ТГК".
Из материалов дела следует, что согласно представленным протоколам совещаний от 26 февраля 2015 года и 4 марта 2015 года (т.4 л.д.126-128, 129-132) с участием представителей заявителя, Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, прокуратуры г.Абакана, из которых усматривается осведомленность ОАО "Енисейская ТГК" о превышении предельных индексов в январе 2015 года, которое произошло в связи с увеличением размера платы за отопление в результате применения норматива при расчете на месяцы отопительного периода, установленного постановлением мэра г.Абакана от 21 декабря 2009 года N 2502.
Таким образом, доводы ОАО "Енисейская ТГК" о том, что общество не знало, не могло знать и не имело возможности рассчитать и выявить превышение установленного в субъекте предельного индекса при расчете платы граждан за отопление в январе 2015 года не принимаются судом апелляционной.
Кроме того, из письма от 18 февраля 2015 года N ГКТЭ-386/1 Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, в полномочия которого входит правовое регулирование в сфере государственных регулирований тарифов, следует, что в целях предотвращения резкого роста платы граждан за коммунальные услуги для расчета платы за отопление в 2015 году в г.Абакане следует применять нормативы, утвержденные постановлением мэра г.Абакана от 21 декабря 2009 года N 2502 при расчете на 12 месяцев (т.10 л.д.61).
ОАО "Енисейская ТГК" ссылается на то, что не получало указанное выше письмо с разъяснениями Госкомитета.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что указанное письмо Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия направлено в адрес ООО "ЮСТК" по электронной почте и получено последним. В связи с тем, что ООО "ЮСТК" взаимодействует с ОАО "Енисейская ТГК" в рамках агентского договора и осуществляет все действия, в том числе расчеты с потребителями (начисление платы за отопление, выставление счетов, ведение лицевых счетов, сверка расчетов) от имени принципала - ОАО "Енисейская ТГК", ООО "ЮСТК" обязано было сообщить принципалу о разъяснениях уполномоченного органа, касающихся применяемого обществом порядка расчетов.
На основании изложенного, апелляционный суд, пришел к выводу о их законности и обоснованности оспариваемых предписаний, выданных в отношении ОАО "Енисейская ТГК", в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции в этой части не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "02" октября 2015 года по делу N А74-2392/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2392/2015
Истец: ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", ООО "ЮЖНО-СИБИРСКАЯ ТЕПЛОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", Филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Хакасия
Третье лицо: Прокурор города Абакана, Филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)"
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-704/16
23.03.2016 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-2392/15
10.12.2015 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6473/15
30.11.2015 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-2392/15
02.10.2015 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-2392/15