г. Санкт-Петербург |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А26-6919/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2015 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Барканова Я.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомлен,
от ответчика: представитель не явился, уведомлен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27261/2015) ООО "Питкяранта-лес" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.10.2015 по делу N А26-6919/2015 (судья Колесова Н.С.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к ООО "Питкяранта-лес" о взыскании,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828; ИНН: 1001016090) (далее - Истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Питкяранта-лес" (ОГРН: 1116324002541; ИНН: 1005010935) (далее - Общество, Ответчик) о взыскании 10 000 руб. штрафа за нарушение условий договора аренды.
В соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением арбитражного суда от 02.10.2015 исковые требования удовлетворены частично, суд взыскал с Ответчика в пользу Истца 2 000 руб. штрафа, в удовлетворении остальной части иска отказано в связи с применением судом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, с принятием нового решения об отказе в иске в полном объеме, в связи с несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на то, что допущенная Обществом неточность заключалась в отсутствии данных по отчету за май 2015 года с нарастающим итогом (неточность в содержании отчета), в то время как пунктами 3.4.8., 4.3 договора аренды предусмотрена ответственность арендатора за непредставление отчетности. При этом податель жалобы считает, что искажения информации в целом по отчетности не допущено, поскольку Ответчиком представлена действительная информация о фактических объемах лесопользования. Учитывая изложенное, Ответчик полагает, что правовых оснований для взыскания предусмотренного п. 4.3 штрафа у суда первой инстанции не имелось.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке упрощенного производства, предусмотренном гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений сторон апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
Предметом настоящего спора являются обязательства сторон, возникшие из договора аренды от 18.12.2007, заключенного между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (арендодатель, правопредшественник Истца) и ООО "Карелфинлес" (арендатор, правопредшественник Ответчика) в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности на территории Питкярантского района Республики Карелия в Ляскельском и Импилахтинском лесничествах (далее - договор аренды).
В соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды от 02.09.2011 стороны заменены на правопреемников: арендодатель - Министерство, арендатор - ООО "Питкяранта-лес".
Пунктом 3.4.8 договора аренды установлено, что арендатор в порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации, обязан предоставлять арендодателю отчеты об использовании лесов (информацию об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, иную информацию), отчеты об охране и защите лесов, отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении (формы государственной статистической отчетности N 2-лх, N 3-лх, N 4-лх).
В соответствии с пунктом 4.3. договора аренды за невыполнение п. 3.4.8 данного договора арендатор выплачивает арендодателю штраф в размере 100 МРОТ.
Как было установлено судом первой инстанции, ООО "Питкяранта-лес" представило отчет об использовании лесов за период с января по май 2015 года, в котором отсутствовала информация о фактических объемах использования лесов с нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода.
Ссылаясь на то, что Обществом допущено нарушение п. 3.4.8. договора аренды, Министерство начислило Обществу штраф в сумме 10 000 руб., отказ в добровольной оплате которого явился основанием для обращения Истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Как было указано выше, в соответствии с п. 3.4.8 договора аренды арендатор обязан в порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации, представлять арендодателю отчеты, в том числе и об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсах, их товарной структуре, и другая информация).
Согласно части 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсах, их товарной структуре, другая информация) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего кодекса.
Частью 2 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что форма отчета об использовании лесов и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.12.2014 N 573 "Об утверждении порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме" утверждены требования к формату и содержанию отчета об использовании лесов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 приложения N 1 к Порядку в отчете должна приводиться информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода.
Таким образом, отчет об использовании лесов должен соответствовать установленным законом требованиям и как составляющая часть государственного лесного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В этой связи следует согласиться с доводами Министерства о том, что представление отчетности, не отражающей всех необходимых данных, следует рассматривать как непредставление в государственный орган документа, содержащего необходимые сведения.
При таких обстоятельствах, предоставление в Министерство отчета об использовании лесов по договору аренды за период с января по май 2015 года в отсутствии сведений, предусмотренных п. 3 Приложения N 1 к Порядку, следует признать нарушением предусмотренного п. 3.4.8 договора аренды обязательства по представлению отчета в порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации, за нарушение которого п. 4.3 договора аренды предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 100 МРОТ.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (часть 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как определено в пункте 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка (штраф, пеня) может устанавливаться как законом, так и договором.
Наличие предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности за непредставление отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов не исключает возможности наложения на виновное лицо гражданско-правовой ответственности в форме договорной неустойки, имеющей функцию компенсации.
Учитывая изложенное, требование о взыскании договорного штрафа соответствует положениям статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4.3. договора аренды и правомерно удовлетворено судом в размере 2 000 руб. с учетом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.10.2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6919/2015
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Питкяранта-лес"