г. Санкт-Петербург |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А56-24686/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: представителя Ерофеевой А.В. (доверенность от 20.03.2014)
от ответчика: представителя Вишневской М.В. (доверенность от 23.09.2015)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23431/2015) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2015 по делу N А56-24686/2015 (судья Егорова Д.А.), принятое
по иску ООО "Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
об обязании внести в перечень,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург" (далее - ООО "Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (КЗРиЗ, ответчик) с требованием об обязании внести в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год нежилое здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Тульская ул., дом 3а, литер А, кадастровый номер 78:31:0111701:1003, площадью 3 087,2 кв.м, функциональное назначение - торговый центр, кадастровая стоимость 105 353 632 руб. 84 коп.
Определением от 30.06.2015 суд в порядке процессуального правопреемства заменил ответчика по настоящему делу на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет, ответчик).
В ходе судебного разбирательства истец ходатайствовал об уточнении требований, просил суд признать приказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 463 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год" недействительным в части отсутствия указания в перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год нежилого здания расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Тульская ул., дом За, литер А, кадастровый номер 78:31:0111701:1003, площадью 3087,20 кв.м, функциональное назначение - торговый комплекс, кадастровой стоимостью 105 353 632 руб. 84 коп.; устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, то есть обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга внести в приказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 463 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год нежилое здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Тульская ул., дом 3а, литер А, кадастровый номер 78:31:0111701:1003, площадью 3 087,2 кв.м, функциональное назначение - торговый центр, кадастровая стоимость 105 353 632 руб. 84 коп. Суд первой инстанции отказал в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении ходатайства об уточнении требований.
Решением от 31.07.2015 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области обязал Комитет внести в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год нежилое здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Тульская ул., дом 3а, литер А, кадастровый номер 78:31:0111701:1003, площадью 3 087,2 кв.м, функциональное назначение - торговый центр, кадастровая стоимость 105 353 632 руб. 84 коп. Взыскал с Комитета в пользу ООО "Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Комитет подал апелляционную жалобу, в которой, сославшись на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просил решение отменить, в иске отказать. В обоснование доводов жалобы Комитет указал на ненадлежащее его уведомление о месте и времени судебного разбирательства; пропуск обществом срока, установленного Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737; отсутствие обязанности уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации выявить и включить в перечень в год его формирования все объекты недвижимого имущества, соответствующие критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на жалобу общество просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в иске отказать, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Обратившись в арбитражный суд, истец мотивировал требования следующими обстоятельствами. ООО "Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург" является собственником нежилого здания, общей площадью 3087,2 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Тульская ул., дом За, литер А (свидетельство о государственной регистрации права от 19.04.2014 78-АЗ 342112).
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N645-110 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" в статью 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон) внесены дополнения, касающиеся исчисления налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости независимо от применяемого организацией режима налогообложения, которые действуют с 01.01.2015.
Так, в частности, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания (пункт 1 статьи 1-1 Закона).
Согласно статье 1-2 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N684-96 до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга осуществляется в порядке, установленном правительством Санкт-Петербурга.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок); на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга возложена обязанность до 01.09.2014 провести обследование зданий (строений, сооружений) и помещений площадью свыше 3000 кв. м в целях определения вида их фактического использования в 2014 году.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга ежегодно до 1 декабря года, предшествующего налоговому периоду (пункт 2 Порядка).
В целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3 Порядка готовит на основе данных государственного кадастра недвижимости и(или) технического учета (инвентаризации) перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования (далее - Перечень), и размещает Перечень на официальном сайте КЗРиЗ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в Перечне; проводит обследования объектов, указанных в Перечне, готовит проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и в течение пяти рабочих дней с даты завершения проведения обследования, но не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду, размещает проекты указанных решений на официальном сайте Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в сети "Интернет"; рассматривает в течение 20 рабочих дней заявления собственников (правообладателей) о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, поданные в течение пяти рабочих дней с даты размещения решений на официальном сайте Комитета в сети "Интернет"; принимает решения об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и размещает указанные решения на официальном сайте Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в сети "Интернет".
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Положением о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 640 "О Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга" данным Комитетом издан приказ от 30.12.2014 N 463 об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год согласно приложению (л.д. 97 - 142). Однако спорное нежилое здание в этот перечень не вошло, несмотря на то, что вышеуказанное здание содержалось в приложении N 1 приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 17.11.2014 N 390 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости помещений площадью более 3000 кв.м и зданий на территории Санкт-Петербурга", которым кадастровая стоимость объекта утверждена в размере 105353632 руб. 84 коп.
Общество обратилось в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с просьбой включить вышеуказанный объект в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год.
Письмом от 11.02.2015 N 4469 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга сообщил, что утвержденный постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737 порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений не предусматривает внесудебную возможность внесения изменений (дополнений) в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции счел заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В пункте 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации оговорено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 данного Кодекса. Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к числу которых относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Суд первой инстанции, установив, что спорное здание содержится в приложении N 1 приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 17.11.2014 N 390 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости помещений площадью более 3000 кв.м и зданий на территории Санкт-Петербурга", согласно которому кадастровая стоимость объекта утверждена в размере 105 353 632 руб. 84 коп.; не включение объекта в приказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 463 приводит к нарушению прав и законных интересов общества, в том числе к увеличению налога на имущество и нарушению прав истца на уплату соответствующего налога в установленном законом порядке, счел требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод жалобы Комитета, мотивированный ссылкой на пропуск обществом предусмотренного пунктом 3.3 Порядка срока на обращение, подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга обследование спорного объекта с учетом внесенных дополнений, касающихся исчисления налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости независимо от применяемого организацией режима налогообложения (действующих с 01.01.2015) не проводил, решение по этому объекту не принимал.
Следовательно, положения пункта 3.3 Порядка, ограничивающего право собственников (правообладателей) на обращение с заявлениями о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений пятью рабочими днями с даты размещения решений на официальном сайте Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в сети "Интернет", при изложенных обстоятельствах не применимы.
Поскольку стороны надлежащим образом извещены судом первой инстанции о времени и месте судебного разбирательства, доводы Комитета со ссылкой на нарушение порядка уведомления являются несостоятельными.
Изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом правильно, нормы процессуального права не нарушены. При таких обстоятельствах предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемого решения отсутствуют, соответственно, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 июля 2015 года по делу N А56-24686/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-24686/2015
Истец: ООО "Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург"
Ответчик: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга