г. Томск |
|
11 декабря 2015 г. |
Дело N А03-15804/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Марченко Н.В., Сбитнева А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В.
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции Алтайского края Государственный жилищный надзор (N 07АП-11420/15)
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 октября 2015 года по делу N А03-15804/2015 (судья Мищенко А.А.) |
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" (ИНН 2208002579, ОГРН 1022200768039, г. Новоалтайск Алтайского края)
к Государственной инспекции Алтайского края (ИНН 2225079483, ОГРН 1062225020956, г. Барнаул Алтайского края)
о признании недействительным предписания N 11-08/356 от 14.05.2015,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" (далее по тексту - Предприятие, заявитель, МУП "Новоалтайские тепловые сети") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственному жилищному надзору Государственной инспекции Алтайского края (далее по тексту - Инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания N 11-08/356 от 14.05.2015 года.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 13 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция в поданной апелляционной жалобе, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что в связи с неисправностью прибора учета расчеты за отопление и горячее водоснабжение должны производиться расчетным способом; в материалах дела отсутствуют доказательства того, что прибор учета находится в исправном состоянии.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае арбитражный суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого ненормативного акта Инспекции.
Письменный отзыв МУП "Новоалтайские тепловые сети" приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
04 декабря 2015 года от заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Инспекции.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 октября 2015 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.04.2015 года в адрес Инспекции поступило письменное обращение от собственников жилых и нежилых помещений дома N 18 по ул. Ударника в г. Новоалтайске по вопросу нарушений при начислении платы за коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению со стороны Предприятия.
В период с 06.05.2015 года по 14.05.2015 года Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка расчета платы за указанные коммунальные услуги за период с января по март 2015 года, в ходе которой установлено, что многоквартирный дом N 18 по улице Ударника в городе Новоалтайске оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.
При проведении проверки технического состояния коммерческих узлов учета тепловой энергии (протокол от 05.12.2014 года N 1) установлено, что прибор учета системы отопления показывает утечку теплоносителя (при закрытии кранов на подающем и обратном трубопроводах, при открытии крана на подающем трубопроводе). Узел учета ГВС не считает потребленную тепловую энергию.
По итогам проверки, результаты которой зафиксированы в акте от 14.05.2015 года N 11-09/ку/1356, Инспекция пришла к выводу, что расчеты за отопление и горячее водоснабжение дома должны производиться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
14.05.2015 года вынесено Предписание N 11-08/356 по установленным фактам нарушений действующего законодательства при начислении жилищно-коммунальных услуг, с предложением заявителю произвести перерасчет по тепловой энергии и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, за период с января по март 2015 года, исходя из среднемесячного потребления коммунальной услуги в жилом доме.
Полагая указанное предписание незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, что заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что приборы учета вышли из строя, Инспекцией сделан неправомерный вывод о необходимости произвести перерасчет потребленной тепловой энергии в соответствии с пунктом 59(1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Выводы суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 мая 2011 года N 354, принятым в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Абзац второй пункта 42(1) названных Правил определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Согласно пункту 59 (1) Правил N 354, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию общедомовой (коллективный) прибор учета коммунального ресурса либо истек срок его эксплуатации плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета за период не менее 6 месяцев.
Как следует из части 2 пункта 60 указанных Правил, при выходе из строя или утрате ранее введенного в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета коммунального ресурса либо истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета за период не менее 1 года, а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию общедомовой (коллективный) прибор учета коммунального ресурса либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового (коллективного) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По результатам проверки установлено, что расчет за отопление и горячее водоснабжение за период с января по март 2015 года произведен по показаниям общедомового прибора учета, что, по мнению Инспекции, в связи с неисправностью прибора учета, является нарушением пунктов 59(1), 60 Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2 статьи 19 ФЗ "О теплоснабжении").
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года N 1034 (далее - Правила N 1034) смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию, при этом ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в составе представителя теплоснабжающей организации, представитель потребителя, а также представителя организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Пунктами 61, 62 Правил N 1034 предусмотрено, что смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию; ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: представитель теплоснабжающей организации; представитель потребителя; представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя (пункт 67 Правил N 1034).
Согласно пункту 68 Правил N 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
За техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узлов учета, установленных на источнике тепловой энергии, несет ответственность владелец источника тепловой энергии (пункт 74 Правил N 1034).
Пунктом 83 Правил N 1034 предусмотрено, что в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета.
В соответствии с пунктом 94 Правил N 1034 коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
Согласно пункта 95 Правил N 1034 в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение: а) времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах; б) давления в подающем и обратном трубопроводах; в) температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком); г) расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах; д) расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода; е) расхода теплоносителя, израсходованного на подпитку системы теплоснабжения, при наличии подпиточного трубопровода.
В соответствии с пунктом 75 Правил N 1034 узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Судом первой инстанции установлено, что установленный в жилом доме прибор узла учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию узла учета в эксплуатацию (л.д. 15, 16).
Инспекция по результатам проверки сделала выводы о выходе из строя прибора учета, на основании одного лишь протокола проверки, датированного декабрем 2014 года.
Ссылаясь на пункты 5 и 5.1 протокола проведения проверки состояния коммерческих узлов учета тепловой энергии N 1 от 05.12.2014 года (л.д. 19-21), Инспекция указала на то, что узел учета ГВС не считает потребленную тепловую энергию, ввиду чего расчеты за отопление и горячее водоснабжение должны производиться согласно законодательству.
Вместе с тем, Инспекцией не составлялся акт проверки и снятия контрольных показаний узла учета тепловой энергии потребителя. Доказательств выхода из строя приборов учета тепловой энергии не представлено.
Из Протокола проведения проверки состояния коммерческих узлов учета тепловой энергии N 1 от 05.12.2014 года не возможно сделать однозначный вывод, что узел учета Г.В.С. не считает потребленную тепловую энергию из-за неисправности прибора учета, а исключительно из-за того, что в сети (балансовая принадлежность дома N 18 по ул. Ударника) имеется утечка теплоносителя.
Согласно пункту 5.1 указанного Протокола, при закрытии кранов на подающем и обратном трубопроводах М1=0т/ч, М2=0т/ч; при открытии крана на подающем трубопроводе М1=1,9 т/ч, М2=0 т/ч, следовательно, данные выводы, содержащиеся в пунктах 5 и 5.1 Протокола, могут свидетельствовать только лишь о наличии утечки теплоносителя, но никак не о неисправности прибора учета.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, обращение собственников дома поступило в адрес Инспекции 24.04.2015 года, а предписание основано только на Протоколе проверки от 01.12.2014 года (за 5 месяцев до обращения жильцов), иных доказательств в ходе проверки Инспекцией не исследовалось.
Более того, у МУП "Новоалтайские тепловые сети" не обязано оплачивать производителю потери тепловой энергии, допущенные по вине потребителя, по причине неисправностей в сетях потребителя, так как Предприятие неоднократно указывало управляющей компании ООО "ДОУК" и собственникам помещений дома N 18 по ул. Ударника на необходимость устранить неисправности в системе теплоснабжения, во избежание возложения на них дополнительной платы потребленной тепловой энергии, что подтверждается письмами в адрес управляющей компании от 10.12.2014 года, от 04.03.2015 года, от 21.07.2014 года, от 24.02.2015 года, а так же актами обследования систем теплопотребления абонента от 30.09.2015 года, от 01.10.2015 года. Однако данные обращения МУП "НТС" оставлены управляющей компанией и жильцами дома без внимания.
На основании изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что приборы учета вышли из строя, следовательно, сделан неправомерный вывод о необходимости произвести перерасчет потребленной тепловой энергии в соответствии с пунктом 59(1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства исправности приборов учета, за необоснованностью.
Как указано ранее, согласно пункту 68 Правил N 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Судом первой инстанции установлено, что установленный в жилом доме прибор узла учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию, что подтверждается актом допуска узла учета от 11.09.2014 года и акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя (л.д. 15, 16), следовательно, имеются основания для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по прибору учета.
Вместе с тем в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обратное инспекцией не доказано.
Таким образом, оспариваемое предписание заинтересованного лица N 11-08/356 от 14.05.2015 года не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценивая иные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого решения, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней причинам.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, доводы сторон были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им была дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки апелляционная инстанция не имеет; нарушений норм материального и процессуального права не установлено; оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены решения, а также для принятия доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 октября 2015 года по делу N А03-15804/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Марченко Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15804/2015
Истец: МУП "Новоалтайские тепловые сети"
Ответчик: Государственная инспекция Алтайского края Государственный жилищный надзор