город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2015 г. |
дело N А53-10652/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Н.Н. Смотровой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.
при участии:
от ФГБУ "Администрация морских портов Азовского моря": Фурмануа Е.В., паспорт, по доверенности от 26.05.2015 N 333/02,
от капитана морского порта Ростов-на-Дону: Фурмануа Е.В., паспорт, по доверенности от 28.05.2015,
от ООО "ЮгБункерСервис-Ростов": не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮгБункерСервис-Ростов"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2015 по делу N А53-10652/2015,
принятое судьей Паутовой Л.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮгБункерСервис-Ростов"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Администрация морских портов азовского моря", капитану морского порта Ростова-на-Дону
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Югбункерсервис-Ростов" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Капитану морского порта Ростова-на-Дону, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Администрация морских портов азовского моря" о признании незаконным бездействия капитана морского порта Ростова-на-Дону, выразившегося в уклонении от согласования Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на акватории морских портов Ростов-на-Дону и Азов ООО "ЮгБункерСервис-Ростов", направленного в его адрес 20.03.2015, и об обязании согласовать План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на акватории морских портов Ростов-на-Дону и Азов.
Решением суда от 31.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действия капитана являются законными и не нарушают прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Югбункерсервис-Ростов" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что капитан морского порта не наделен полномочиями по осуществлению контрольных мероприятий в сфере охраны природы и не вправе отказывать в согласовании плана ЛРН по мотиву отсутствия заключения экологической экспертизы, поскольку общество осуществляет только погрузочно-разгрузочную деятельность в морских портах исключительно с использованием судов, такая деятельность не подпадает под требование ст. 16.1 Закона N 155-ФЗ; акватория морского порта Ростов-на-Дону является частью акватории реки Дон и относится к акватории внутренних не морских вод Российской Федерации.
В судебное заседание не явился представитель ООО "Югбункерсервис-Ростов", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие заявителя.
Представитель Капитана морского порта Ростова-на-Дону, ФГБУ "Администрация морских портов азовского моря" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснений представителя заинтересованных лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "ЮгБункерСервис-Ростов" осуществляет деятельность по бункеровке топливом судов своих клиентов в акватории морского порта Ростов-на-Дону, в процессе которой обществом производится транспортировка, хранение и перевалка нефтепродуктов.
Для осуществления деятельности обществом получена бессрочная лицензия Южного УГМРН Ространснадзора серия МР-4 N 000451 от 30.08.2012 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" и Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных Приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621, организация, осуществляющая транспортировку, хранение и перевалку нефтепродуктов, обязана иметь план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - План ЛРН), согласованный с территориальным органом МЧС России по субъекту РФ и с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
20.03.2015 в связи с истечением срока действия предыдущего плана ЛРН, общество направило в адрес капитана морского порта Ростов-на-Дону для согласования вновь разработанный План ЛРН.
17.04.2015 в адрес общества поступило официальное письмо, подписанное капитаном морского порта Ростов-на-Дону, адресованное руководителям всех компаний, осуществляющих операции с нефтепродуктами в морском порту Ростов-на-Дону, о прекращении согласовании поступающих в его адрес Планов ЛРН, поскольку нормами права не предусмотрено согласование плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов, в котором капитан также сообщил, что названный план согласовывается самой организацией при наличии положительного заключения экологической экспертизы
Считая незаконным бездействие капитана морского порта Ростов-на-Дону по согласованию Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на акватории морских портов Ростов-на-Дону и Азов, общество обратилось в арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу в сфере предпринимательской деятельности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) основными принципами охраны окружающей среды являются обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу статьи 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ) внутренние морские воды Российской Федерации это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удалённые в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведённой от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
Согласно статье 2 Федерального закона N 155-ФЗ к внутренним морским водам относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.
В соответствии с Перечнем внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 N 1800-р, часть реки Дон (от верхней границы - устье 132 канала до нижней границы - г. Азов, протяженность 293 км), включая Азово-Донской морской канал и порт Азов, входила во внутренние водные пути Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2008 N 623-р "О внесении изменений в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р" из указанного перечня внутренних водных путей исключены Азово-Донской морской канал, г. Азов, р. Дон, приемный буй; и подход к пос. Аксай, р. Дон, 3121 км.
Указанный участок водных путей приобрел статус внутренних морских вод Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 155-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 16.1 Федерального закона N 155-ФЗ, план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - эксплуатирующая организация), при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлено, что организация направляет уведомление об утверждении плана в течение 14 календарных дней со дня его утверждения с приложением копии плана на электронном носителе: в Министерство энергетики Российской Федерации; в главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации; в Федеральное агентство морского и речного транспорта; в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования; в Федеральное агентство по рыболовству.
Таким образом, действующее законодательство не содержит нормы, обязывающей капитана осуществлять согласование плана общества по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Общество, получив положительное заключение государственной экологической экспертизы, самостоятельно утверждает план в порядке части 2 статьи 16.1 Федерального закона N 155-ФЗ, уведомляя органы государственной власти, перечисленные в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 N 1189.
Границы морского порта Ростов-на-Дону определены распоряжением Правительства РФ от 14.07.2010 N 1160-р; границы морского порта Азов определены распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2122-р.
Таким образом, акватории морского порта Азов и Ростов-на-Дону относятся к внутренним морским водам.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя жалобы не соответствуют приведенным нормативным положениям, определяющим статус порта Ростов-на-Дону и порта Азов, их нахождение во внутренних морских водах, а также порядку согласования и утверждения плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренному частью 2 статьи 16.1 Федерального закона N 155-ФЗ.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ООО "ЮгБункерСервис-Ростов", поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания незаконным бездействия капитана отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 31.08.2015 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2015 по делу N А53-10652/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10652/2015
Истец: ООО "ЮГБУНКЕРСЕРВИС-РОСТОВ"
Ответчик: Капитан морского порта Ростова-на-Дону Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов азовского моря", ФГБУ "Администрация морских портов Азовского моря"