г. Самара |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А65-19551/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.12.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.10.2015 о прекращении производства по делу N А65-19551/2015 (судья Иванов О.И.), возбужденному по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г.Казань, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г.Казань, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности" (ИНН 1660022161, ОГРН 1021603615670), г.Казань, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, г.Москва, муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань, Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, с.Высокая Гора Республики Татарстан, об оспаривании отказа в принятии в муниципальную собственность объектов жилищного фонда,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (ТУ Росимущества в Республике Татарстан) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Исполком) в принятии в муниципальную собственность следующих объектов жилищного фонда по ул. Научный городок: кв. 2, 8, 24, 30, 56 в доме N 1; кв. 54, 55, 60, 62, 65 в доме N2; кв. 6, 48, 49, 52, 58 в доме N3; кв. 19, 33, 62 в доме N4 и об обязании Исполкома принять в муниципальную собственность указанные объекты жилищного фонда.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ФГУ "Федеральный центр токсикологической и радиационной безопасности животных", Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.10.2015 производство по делу N А65-19551/2015, возбужденному на основании указанного заявления, прекращено в связи с его неподведомственностью арбитражному суду.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Республике Татарстан просило отменить указанное определение, считая, что данное дело подведомственно арбитражному суду.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, привлеченных к участию в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, в ответ на письмо ТУ Росимущества в Республике Татарстан о предоставлении информации о готовности принять государственное имущество в состав муниципальной собственности Исполком письмом от 08.05.2015 N 02/1801 сообщил о том, что принятие вышеуказанного имущества в состав муниципальной собственности нецелесообразно и не планируется. Исполкомом также указано, что на основании Закона Республики Татарстан от 28.12.2007 N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан", а также в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 15.09.2004 N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани", картографическим описанием (приложение N 2 к Закону Республики Татарстан от 31.01.2005 N 20-ЗРТ "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Высокогорский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе") вся территория Научного городка относится к Высокогорскому муниципальному району и в границы муниципального образования г.Казани не входит.
В обоснование заявленных требований ТУ Росимущества в Республике Татарстан сослалось на пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в котором указаны случаи, когда находящееся в федеральной собственности имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, на пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", согласно которому объекты государственной собственности, в том числе жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), а также на иные нормативные правовые акты и правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся передачи государственного имущества в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Подведомственность дел арбитражным судам установлена статьей 27 АПК РФ, в части 1 которой указано, что арбитражным делам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 той же статьи арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из системного толкования приведенных норм следует, что арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов Российской Федерации по заявлениям уполномоченных государственных органов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц.
Спор по настоящему делу затрагивает, прежде всего, экономические интересы Российской Федерации и муниципального образования, связанные с содержанием объектов жилищного фонда, и поэтому подведомственен арбитражному суду. Данный спор также подлежит рассмотрению в арбитражном суде исходя из субъектного состава его участников.
Таким образом, в силу установленных процессуальным законодательством правил распределения юрисдикционных полномочий судов данное дело подведомственно арбитражному суду.
В настоящее время судебная практика также исходит из того, что подобные дела рассматриваются арбитражными судами.
Таким образом, данное дело подлежит рассмотрению судом первой инстанции в порядке главы 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное определение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм процессуального права (часть 3 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, направляет в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение вопрос по существу спора.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2015 года о прекращении производства по делу N А65-19551/2015 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19551/2015
Истец: Территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в РТ, г. Казань
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, г. Москва, МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Испонительного комитета муниципального образования г. Казани", ФГБУ "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности", ФГБУ "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности",г. Казань, ФГУ "Федеральный центр токсикологической и радиационной безопасности животных"
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-19551/15
24.03.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7235/16
15.02.2016 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6650/16
10.12.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16709/15
20.10.2015 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-19551/15