г. Томск |
|
11 декабря 2015 г. |
Дело N А45-12439/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.Х. Музыкантовой
судей: Л.А. Колупаевой, С.Н. Хайкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя: Жеребцова М.А. по доверенности N 82 от 27.08.2014 г., паспорт,
от заинтересованного лица: - без участия (извещено),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 05 октября 2015 г. по делу N А45-12439/2015 (судья Е.И. Булахова)
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Управление энергетики и водоснабжения", г. Новосибирск (ОГРН 1025403649677, ИНН 5408183046)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630004, г. Новосибирск, Революции, 38)
третье лицо- Сибирское отделение Российской академии наук, г. Новосибирск
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предварительного согласования образования нового земельного участка с кадастровым номером 54:35:091277:8 путем раздела из земельного участка 54:35:000000:309,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление энергетики и водоснабжения" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Территориальное управление) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предварительного согласования образования нового земельного участка с кадастровым номером 54:35:091277:8 путем раздела из земельного участка 54:35:000000:309.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Сибирское отделение Российской академии наук.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05 октября 2015 г. признаны незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, выразившиеся в отказе предварительного согласования образования нового земельного участка с кадастровым номером 54:35:091277:8 путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:309, для предоставления его на праве аренды Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление энергетики и водоснабжения".
Арбитражный суд Новосибирской области обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия "Управление энергетики и водоснабжения" путем согласования образования нового земельного участка с кадастровым номером 54:35:091277:8 путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:309, для предоставления его на праве аренды Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление энергетики и водоснабжения" в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ФГУП "УЭВ" к Территориальному управлению в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы Территориального управления изложены в апелляционной жалобе.
Предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно доводы Предприятия изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Сибирское отделение Российской академии наук отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представило.
В судебном заседании представитель Предприятия возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просила решение суда оставить без изменения.
Заинтересованное лицо и третье лицо, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представителей не направили.
На основании частей 1, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей перечисленных выше лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в полном объеме, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление энергетики и водоснабжения" является единой теплоснабжающей организацией на территории Новосибирского Академгородка, обеспечивая население и предприятия, в том числе научные институты, объекты Технопарка, иные организации, находящиеся в зоне ее обслуживания, тепловой энергией и горячей водой.
Объекты теплоэнергетики (источники теплоты) построены более 50 лет назад, в связи с чем образовался дефицит тепловой нагрузки для покрытия потребности вновь строящихся объектов.
ФГУП "УЭВ" разработаны мероприятия для покрытия дефицита, которые включают в себя реконструкцию и ввод в эксплуатацию водогрейного котла на тепловой станции N 2 (ТС-2).
Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области N 103-ТЭ от 19.06.2014 для ФГУП "УЭВ" установлена плата за подключения к системе тепло-снабжения в индивидуальном порядке, для тех заявителей, кому необходима нагрузка. В их число вошли крупные застройщики жилых домов, зданий производственного и общественного назначения, ФГБУН "Институт лазерной физики", ОАО "Технопарк Новосибирского Академгородка".
Пакет документов Проект реконструкции водогрейного котла тепловой станции N 2 готов для передачи на государственную экспертизу. Однако, для получения заключения государственной экспертизы ФГУП "УЭВ" необходимо предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен реконструируемый объект.
ФГУП "УЭВ" произведен кадастровый учет вновь образуемого земельного участка до введения в действия изменений в Земельный кодекс РФ, что Территориальным управлением не оспаривается.
На территории вновь образуемого земельного участка находятся здания и сооружения, находящиеся на праве хозяйственного ведения во ФГУП "УЭВ". Указанные объекты предназначены для тепло- и водоснабжения. Данные объекты являются комплексом необходимым для производства тепловой энергии и горячей воды.
30.04.2015 ФГУП "УЭВ" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением N 1809 о предварительном согласовании земельного участка.
Письмом N НК-4541/05 от 14.05.2015 ТУ Росимущества отказало в выделении земельного участка с кадастровым номером 54:35:091277:8 из земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:309 в связи с установлением нового порядка в части образования земельных участков Приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 N 762, зарегистрированным правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком за Сибирским отделением Российской академии наук на земельный участок с кадастровым номером 54:35:000000:309, из которого предполагается образование нового земельного участка. Кроме того, отказ мотивирован невозможностью самостоятельного принятия решения об образовании земельных участков при разделе земельных участков площадью более 10 га. Такое образование земельного участка, по мнению Территориального управления, возможно лишь по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Не согласившись с отказом ТУ Росимущества ФГУП "УЭВ" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявленные Предприятием требования, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
По основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, допускается предоставление земельных участков для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, в том числе не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения.
Определение юридических лиц, уполномоченных на размещение таких объектов, осуществляется без ограничений, за исключением случаев размещения таких объектов в соответствии с государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, адресными инвестиционными программами, а также при размещении объектов, которые подпадают под положения Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Согласно материалам дела, основными целями деятельности ФГУП "УЭВ" являются обеспечение населения и организаций, в том числе, научных институтов, объектов Технопарка, иных организаций, находящихся в зоне обслуживания, тепловой энергией и горячей водой.
В соответствии с Приказом Минпромэнерго от 01.08.2007 N 295 утверждены прилагаемые Перечни видов имущества, которое входит в состав единых производственно-технологических комплексов организаций, являющихся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса, используется для осуществления основной производственной деятельности организации-должника и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами.
К Перечню видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, относятся вспомогательные здания и сооружения (п. 1.1.), главное распредустройство (п. 1.3.) и т.д.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что здание котельной, здание ГРП с газопроводом, здание склада хранения соли, здание станции городского водоснабжения, здание канализационной станции, здание проходной, мазутное хозяйство с двумя баками, мазутное хозяйство незавершённое строительством, дымовая труба незавершенная строительством, дымовая труба Н=100-м, железнодорожный путь L=1979,6 км следует рассматривать как единый производственно-технологический комплекс по преобразованию и распределению электрической и тепловой энергии, прочно связанный с землей.
Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ к федеральной собственности относятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
В соответствии с п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами и другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объекты электроэнергетики - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства. Объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Техническая энергетическая система - совокупность оборудования и предприятий, взаимодействующих друг с другом для производства, потребления или преобразования, хранения, транспортирования или обработки энергопродукта, к которому относится и теплоснабжение (ГОСТ Р ИСО 13600-2011 "Системы технические энергетические. Основные положения").
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок относится к землям специального назначения, занятым федеральными энергетическими системами, и в силу закона относятся к федеральной собственности.
Указанное свидетельствует о наличии у ФГУП "УЭВ" исключительного права на приобретение в аренду спорного земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Обратного Территориальным управлением не доказано.
Соответствующих доводов апелляционная жалоба не содержит.
Отклоняя довод Территориального управления о невозможности предоставления земельного участка размером более 10 га без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, с учетом изменений, внесенных приказом Минэкономразвития России от 18.09.2013 N 538, Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Из пункта 4.2.20 Положения следует, что Территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков. По поручению Агентства территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков (пункт 4.2.27 Положения).
Полномочия Территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63.
В соответствии с пунктом 4.1 данного Положения, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Учитывая пункты 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пункт 4.8 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 и пункт 4.1.20 Положения, апелляционный суд поддерживает вывод суда о том, что именно Территориальное управление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано в установленный законом срок рассмотреть обращение заявителя и принять соответствующее решение по нему.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление не наделено полномочиями по распоряжению рассматриваемым земельным участком, противоречат нормам материального права, поскольку анализ полномочий Территориального управления, закрепленных в указанных актах, показал, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статей 28, 29 Земельного кодекса РФ принимать соответствующие решения по заявлениям граждан, заинтересованных лиц в предоставлении им земельных участков.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, законодательство РФ не предусматривает обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду непосредственно в Росимущество.
Следовательно, доводы Территориального управления об отсутствии у него соответствующих полномочий обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о признании незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, выразившиеся в отказе предварительного согласования образования нового земельного участка с кадастровым номером 54:35:091277:8 путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:309, для предоставления его на праве аренды Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление энергетики и водоснабжения".
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ при признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
Суд первой инстанции, в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов Предприятия возложил на Территориальное управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия "Управление энергетики и водоснабжения" путем согласования образования нового земельного участка с кадастровым номером 54:35:091277:8 путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:309, для предоставления его на праве аренды Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление энергетики и водоснабжения" в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Таким образом, установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статьей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Территориальным управлением не представлены в материалы дела надлежащие доказательства в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 октября 2015 г. по делу
N А45-12439/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12439/2015
Истец: ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
Третье лицо: Сибирское отделение Российской академии наук