город Ростов-на-Дону |
|
10 декабря 2015 г. |
дело N А01-1050/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Майкопе Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.09.2015 по делу N А01-1050/2015, принятое судьей Парасюк Е.А.,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Майкопе Республики Адыгея
к заинтересованному лицу Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о взыскании с Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (далее - учреждение) 16 940 рублей 19 копеек задолженности по уплате страховых взносов, пени на обязательное пенсионное страхование, а также ФФОМС за 4 квартал 2013 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что требование от 12.02.2014 N 00100140007179 об уплате 204431 руб. 79 коп. исполнено учреждением частично, а именно - в размере 187 491 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.09.2015 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что в требовании отсутствуют сведения о сумме фактической недоимки, на которую были начислены спорные пени, о периодах ее образования, о датах, с которых начисляются пени, о суммах пеней, начисленных по каждому конкретному сроку уплаты страховых взносов и о ставке рефинансирования, действовавшей на момент начисления пеней. Кроме того, шестимесячный срок для обращения в Арбитражный суд истек 04.09.2014.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить полностью. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Суду был представлен расчет РСВ-1, реестры платежей, расчет пени с указанием размера недоимки. Также указывает, что определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.01.2015 по делу N А01-1626/2014 заявление управления, поданное в пределах шестимесячного срока, оставлено без рассмотрения.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1020100709298) и состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) в городе Майкопе Республики Адыгея (регистрационный номер страхователя 001-001-010897).
12 февраля 2014 года учреждению выставлено требование N 00100140007179 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 204 431 рубля 79 копеек. Срок уплаты задолженности до 04.03.2014 года.
Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" задолженность уплачена частично.
Поскольку учреждение требование от 12.02.2014 исполнило не в полном объеме, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании пени в сумме 16 940 рублей 19 копеек.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований пенсионного фонда по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон 212-ФЗ), общество является плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пунктов 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
За неисполнение обязанности по уплате страховых взносов статьей 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено начисление пени. В силу частей 3, 5 и 6 названной статьи пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.02.2014 года заявителем выставлено требование N 00100140007179 в отношении заинтересованного лица об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 204 431 рубля 79 копеек, в том числе: пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 10 876 рублей 14 копеек, пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой песни в размере 3 103 рублей 22 копеек, пени в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2 960 рублей 83 копеек. Срок уплаты задолженности установлен до 04.03.2014.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрен порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Отчетными периодами по страховым взносам в силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 212- ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем их уплаты.
Таким образом, в отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 указанной статьи.
Из материалов дела не усматривается, за какой период времени по обязательным платежам выставлены требования, то есть заявитель не обосновал расчет взыскиваемых сумм пени.
Пунктом 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ установлено, что при выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу пункта 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, под соответствующими пенями понимаются пени, начисленные на указанную в требовании недоимку по определенному сроку уплаты конкретных страховых взносов, а требование об уплате пеней, начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов, должно содержать сведения в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ.
Следовательно, заявитель должен обосновать расчет пеней, включая и то обстоятельство, что у налогоплательщика в соответствующем периоде имелась недоимка, и пени по требованию начислены в связи с неуплатой именно этой недоимки.
В требовании отсутствуют сведения о сумме фактической недоимки, на которую были начислены спорные пени, о периодах ее образования, о датах, с которых начисляются пени, о суммах пеней, начисленных по каждому конкретному сроку уплаты страховых взносов и о ставке рефинансирования, действовавшей на момент начисления пеней.
Из пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пени должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени и ставка рефинансирования, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пени.
Между тем, требование N 00100140038956 от 11.11.2014 не содержит граф по указанию на период возникновения недоимки, суммы задолженности, период начисления и ставки пеней за период просрочки платежа. Заявителем при оформлении требования указанные необходимые сведения в тексте требований не отражены.
Поскольку в требовании отсутствуют сведения о сумме фактической недоимки, на которую были начислены спорные пени, о периодах ее образования, о датах, с которых начисляются пени, о суммах пеней, начисленных по каждому конкретному сроку уплаты страховых взносов и о ставке рефинансирования, действовавшей на момент начисления пеней, заявитель не доказал обоснованность взыскания с заинтересованного лица пени в размере 16 940 рублей 19 копеек.
Суд первой инстанции установил, что управление обратилось в арбитражный суд с пропуском установленного срока.
В силу пункта 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
Согласно подпункту 5.5 пункта 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, может быть восстановлен судом (подпункт 5.7 пункта 5 статьи 19 ФЗ N 212-ФЗ).
Требованием от 12.02.2014 N 00100140007179 об уплате по страховым взносам пеней, и штрафов установлен срок для добровольного исполнения до 04.03.2014 года.
Следовательно, шестимесячный срок для обращения в Арбитражный суд истек 04.09.2015 года.
УПФР в г. Майкопе обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением 18.06.2015 года, то есть за пределами предусмотренного законом срока для подачи искового заявления.
Управление указывает, что первоначально обратилось с настоящим заявлением в пределах шестимесячного срока, определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.01.2015 по делу N А01-1626/2014 заявление управления, поданное в пределах шестимесячного срока, оставлено без рассмотрения.
Указанный довод апелляционным судом отклоняется как несостоятельный, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для перерыва срока на обращение в суд в порядке части 5.5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании пени.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.09.2015 по делу N А01-1050/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1050/2015
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Майкопе Республики Адыгея, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДЫГЕЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства"!