г. Москва |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А40-72108/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Сазоновой Е.А.,
судей: Банина И.Н., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2015 г.
по делу N А40-72108/15, принятое судьей П.В. Перцевым (шифр судьи 169-572),
по иску Акционерного общества " Федеральная пассажирская компания"
(ОГРН 1097746772738, 107078, Москва, Маши Порываевой, 34)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, 109097, г.Москва, ул. Ильинка, д.9, стр.1)
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Луценко Е.В. по доверенности от 01.12.2014;
от ответчика: Смирнова А.А. по доверенности от 27.03.2015;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Акционерное общество " Федеральная пассажирская компания" с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 4 681,80 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2015 г. по делу N А40-72108/15 исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что в период с февраля по ноябрь 2013 года ОАО "Федеральная пассажирская компания" (после смены наименования - АО "ФГК") оказало услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда на железнодорожном транспорте, в соответствии с "Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1903.
Согласно реестрам оформленных проездных документов недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом за указанный период составила 4 681 руб. 80 коп.
В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан у истца образовались убытки в размере 4 681 руб. 80 коп.
Как правильно установил суд первой инстанции, факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира с отрывными талонами.
Использование указанной системы для продажи проездных документов было предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30.
Данные АСУ Экспресс содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, даче поездки, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, номере терминала, через который продан билет, полной стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром сумме, недополученной стоимости проезда.
Из п. 24 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 26.07.2002 N 30, следовало, что отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты) прилагаются к отчету билетного кассира.
В соответствии с Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2000 N 643 перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, а также выполнение дополнительных работ, связанных с перевозкой пассажиров входит в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются Федеральной службой по тарифам.
Тарифы, сборы и платы в отношении международных транзитных железнодорожных перевозок установлены в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, недополученная стоимость проезда льготных категорий граждан является для истца убытками.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции, оценив в совокупности все представленные в материалы доказательства правомерно и обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании убытков причиненных перевозкой льготных категорий граждан в размере 4 681 руб. 80 коп. исходя из следующего.
Согласно п. 5 ст. 700 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пункт 3 ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ" от 10.01.2003 N 17-ФЗ предусматривает, что потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2005 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании ФЗ "О ветеранах" были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, а также для лип. приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Правительствами Государств СНГ (Армения. Белоруссия, Казахстан. Кыргызстан, Молдова. Россия. Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) 12.03.1093 было заключено "Соглашение о взаимном признании прав па льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лип, приравненных к ним", которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время.
В соответствии со ст.2 указанного Соглашения инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и липам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств- участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно). Инвалидам ВОВ 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50 процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге. Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним. предоставляется 50- процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 3 Соглашения участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50-процентную скидку со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) железнодорожным транса юртом.
Статья 6 Соглашения предусматривает обязанность транспортных организаций обеспечивать льготные условия обслуживания лиц. указанных в Соглашении, независимо от места их проживания. В соответствии со ст. 7 Соглашения основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выданные по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд.
Федеральным законом от 22.08.2004 122-ФЗ предусмотрена замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты только для граждан России.
Согласно ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому порядку акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской федерации или казны муниципального образования.
Для наступления ответственности за причинение вреда по правилам указанных статей необходимо наличие следующих условий: неправомерность решений, действия (бездействия) названных органов либо их должностных лиц; наличие вреда, доказанность его размера; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) указанных органов либо их должностных лиц и причиненным вредом; вина причинителя вреда, если вред наступил вследствие неправомерного решения, действия (бездействия) а должностного лица указанных органов.
Отсутствие одного из условий либо недоказанность одного из названных обстоятельств исключает наступление ответственности за причинение вреда.
Исследовав указанные фактические обстоятельства, Арбитражный суд г. Москвы обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований истца в полном объеме.
Довод заявителя жалобы о том, что соглашение не распространяет свое действие на международные перевозки, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку в соответствии с Соглашением от 12.03.1993 г. Правительства государств-участников согласились с тем, что передвижение льготных категорий граждан может осуществляться как во внутригосударственном, так и в международном сообщении
Более того, Российская Федерация, подписав соглашение от 12.03.1993 года, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2015 г. по делу N А40-72108/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Сазонова |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-72108/2015
Истец: АО " Федеральная пассажирская компания"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ