г. Пермь |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А71-8173/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
от заявителя - Акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск" (ОГРН 1021801142142, ИНН 1826000260): не явились;
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): не явились;
от третьего лица - Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2015 года
по делу N А71-8173/2015,
принятое судьей Коковихиной Т.С.,
по заявлению Акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
третье лицо: Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"
о признании недействительным решения и предписания,
установил:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Ижевск" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 07.07.2015 по делу N ТГ 08-02/2015-148Ж.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В жалобе приводит доводы о том, что нарушение порядка рассмотрения жалобы свидетельствует о незаконности принятого решения антимонопольного органа и решения суда. Исходя из буквального толкования Положения о закупках заявителя, основанием для продления срока подачи заявок служит именно внесение самим заказчиком каких-либо изменений в извещение и в документацию о запросе предложений, факт внесения каких-либо изменений в данные документы не был установлен. Считает незаконным выданное на основании решения предписание. Выражает несогласие с выводами суда и антимонопольного органа о нарушении заявителем ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, а также об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике и третье лицо представили отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в них мотивам просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указали на законность и обоснованность судебного акта.
В письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела в порядке ст.81 АПК РФ, заявитель выражает несогласие с доводами антимонопольного органа, изложенными в письменном отзыве на жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании не направили, что не является препятствием для рассмотрения дела судом на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.06.2015 организатором закупки - АО "Газпром газораспределение Ижевск" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого запроса предложений по выбору специализированного медицинского учреждения на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников предприятия ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" в г.Ижевске в 2015 г. (закупка N 31502473486), согласно которому дата начала приема заявок - 18.06.2015, дата окончания приема заявок - 25.06.2015. Дата и время вскрытия конвертов с заявками 25.06.2015 в 10 час.00 мин. Дата подведения итогов 26.06.2015.
17.06.2015 на официальном сайте заявителем были также размещены: приказ N 253 от 15.06.2015 о проведении открытого запроса предложений, утверждении извещения и документации о запросе предложений; документация открытого запроса предложений; приложение N1 к проекту договора.
24.06.2015 АО "Газпром газораспределение Ижевск" размещены на официальном сайте приказ N 268 от 24.06.2015 об изменении состава комиссии, приказ N 253 от 15.06.2015, извещение о проведении открытого запроса приложений; документация открытого запроса предложений и приложение N1 к проекту договора в прежней редакции. При этом редакции приказа N 253 от 15.06.2015, извещения о проведении открытого запроса предложений, документации открытого запроса предложений, приложения N1 к проекту договора признаются заявителем недействующими.
Согласно протоколу от 25.06.2015 N 1/253 вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке было подано 5 заявок.
В соответствии с протоколом N 2/253 заседания Комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом запросе предложений по выбору специализированного медицинского учреждения на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников предприятия ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" в г.Ижевске в 2015 г. от 26.06.2015, Комиссия по подведению итогов приняла решение об отклонении всех заявок на участие в запросе предложений и признании запроса предложений несостоявшимся.
29.06.2015 в УФАС по УР поступила жалоба от БУЗ УР "ГКБ N 6 МЗ УР" (т.2 л.д.90-91).
Решением комиссии УФАС России по Удмуртской Республике от 07.07.2015 N ТГ 08-02/2015-148Ж (т.1 л.д.8-11) жалоба БУЗ "ГКБ N6 МЗ УР" на действия АО "Газпром газораспределение Ижевск" при проведении открытого запроса предложений по выбору специализированного медицинского учреждения на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" в г.Ижевске в 2015 г. (извещение N31502473486) признана обоснованной; АО "Газпром газораспределение Ижевск" признано нарушившим п.6.3.10 Положения о закупках товаров, работ, услуг РОАО "Удмуртгаз", ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ, что выразилось в несоблюдении норм Положения о закупках товаров, работ, услуг РОАО "Удмуртгаз" в части не продления срока подачи заявок на участие в запросе предложений; ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ в части ограничения срока подачи заявок на участие в запросе предложений неограниченному кругу потенциальных участников, что выразилось в не продлении срока подачи заявок на участие в запросе предложений, привело или могло привести к ограничению числа потенциальных участников.
ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" выдано предписание по результатам рассмотрения жалобы N ТГ 08-02/2015-148Ж от 07.07.2015 (т.1 л.д.12), в соответствии с которым ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" должно устранить нарушения порядка организации и проведения запроса предложений; комиссии по подведению итогов запроса предложений ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" следовало отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки; ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" надлежало продлить срок подачи заявок на участие в запросе предложений, а также уведомить участников о продлении срока подачи заявок.
Полагая, что указанные решение и предписание являются незаконными и нарушают права заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения и предписания недействительными, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в порядке ст. 71 АПК РФ, проверив правильность применения судом норм материального права, приходит к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее- Закон о закупках) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Частью 5 ст. 4 Закона о закупках предусмотрено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
В силу ч.6 ст.4 Закона о закупках положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению в единой информационной системе дополнительная информация.
В соответствии с ч.11 ст.4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Из материалов дела следует, что решением Совета директоров РОАО "Удмуртгаз" (протокол N 4 от 26.12.2013) утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг РОАО "Удмуртгаз" (далее - Положение) (т.2 л.д.15-84).
Согласно п.3.7 Положения основанием для начала проведения закупки является распорядительный документ о ее проведении, издаваемый Заказчиком, в котором указывается, в том числе способ закупки, форма проведения закупки, персональный состав комиссии.
Открытый запрос предложений может быть проведен в форме открытого запроса предложений (п.6.1.1 Положения).
На основании п.6.1.3 Положения открытый запрос предложений проводится в следующей последовательности: определение Заказчиком условий, требований запроса предложений; подготовка документов для проведения запроса предложений в соответствии с п.3.2 Положения; издание распорядительного документа о проведении запроса предложений в соответствии с п.п.3.7, 3.8 Положения; размещение на официальном сайте, а также в случае проведения открытого запроса предложений в электронной форме на электронной площадке (сайте Торговой системы) извещения о проведении запроса предложений, документации о запросе предложений и проекта договора, являющегося составной частью документации; подача участниками закупки заявок на участие в запросе предложений; вскрытие заявок на участие в запросе предложений или открытие доступа к заявкам на участие в запросе предложений, поданным в форме электронных документов; проведение уторговывания заявок на участие в запросе предложений (при необходимости); рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений; принятие решения о результатах запроса предложений; размещение на официальном сайте, а также в случае проведения открытого запроса предложений в электронной форме на электронной площадке (сайте Торговой системы) протоколов, составляемых в ходе закупки; подписание договора с участником, представившим заявку на участие в запросе предложений, признанную наилучшей.
Пунктом 6.3.1 Положения предусмотрено, что извещение о проведении открытого запроса предложений размещается Организатором на официальном сайте, а также при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на электронной площадке (сайте Торговой системы).
В соответствии с п.6.3.3 Положения Организатор обеспечивает размещение документации о запросе предложений на официальном сайте, а также при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на
электронной площадке (сайте Торговой системы) одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений. Документация о запросе предложений должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно пункту 6.3.8 Положения до истечения срока окончания приема заявок на участие в запросе предложений Заказчик вправе внести изменения в извещение о запросе предложений и в документацию о запросе предложений, в том числе продлить срок окончания подачи заявок на участие в запросе предложений. Участники закупки должны самостоятельно отслеживать изменения, вносимые в извещение о запросе предложений и в документацию о запросе предложений. Заказчик, Организатор закупки не несут ответственности за несвоевременное получение участником закупки информации с официального сайта и сайта Торговой системы.
В соответствии с пунктом 6.3.10 Положения изменения, вносимые в извещение и документацию о запросе предложений, размещаются Организатором на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений. В случае, если извещение о проведении запроса предложений и документация о запросе предложений размещены на электронной площадке (сайте Торговой системы), то Организатор в тот же срок обязан обеспечить размещение на электронной площадке (сайте Торговой системы) изменений, вносимых в извещение и документацию о запросе предложений.
В случае, если указанные изменения размещены на официальном сайте и (или) на электронной площадке (сайте Торговой системы) позднее чем за три дня до даты окончания подачи заявок на участие в запросе предложений, то срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте и (или) на электронной площадке (сайте Торговой системы) внесенных в извещение и документацию о запросе предложений изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений такой срок составлял не менее чем три дня.
Пунктом 6.4.4 Положения предусмотрено, что участник закупки вправе изменить, дополнить или отозвать свою заявку на участие в запросе предложений в любое время до окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, установленного в извещении и документации о запросе предложений.
Как следует из материалов дела, 24.06.2015 АО "Газпром газораспределение Ижевск" размещенные 17.06.2015 на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru. извещение о проведении запроса предложений, документацию о проведении запроса предложений, приложение N 1 к договору признало недействующими и вновь опубликовало извещение и документацию о проведении запроса предложений по выбору специализированного медицинского учреждения на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников предприятия ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" в г. Ижевске в 2015 г. (извещение N 31502473486).
Новые извещение и документация о проведении открытого запроса предложений, в которых срок подачи заявок установлен с 18.06.2015 по 25.06.2015. до 10 часов 00 минут опубликованы Заказчиком 24.06.2015, то есть позднее, чем за 3 дня до даты и окончания подачи заявок на участие в открытом запросе предложений.
Данный факт подтверждается распечаткой с сайта (т.1 л.д.125) и заявителем не оспаривается.
Таким образом, срок подачи новых заявок, а также срок внесения дополнений, изменений в уже поданные заявки у участников запроса предложений и потенциальных участников установлен 1 день, не был продлен АО "Газпром газораспределение Ижевск" на срок не менее чем три дня.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действия АО "Газпром газораспределение Ижевск" при проведении открытого запроса предложений по выбору специализированного медицинского учреждения на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников предприятия ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" в г. Ижевске в 2015 г., выразившиеся в не продлении срока подачи заявок на участие в запросе предложений, не соответствуют ст.2 Закона о закупках, п.6.3.10 Положения.
АО "Газпром газораспределение Ижевск", признав недействующими извещение и документацию запроса предложений, опубликованные на официальном сайте 17.06.2015, разместив новые извещение и документацию запроса предложений в срок менее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, нарушило антимонопольные требования к торгам, установленные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, ограничив срок подачи заявок на участие в запросе предложений иным потенциальным участникам закупки, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке оказания медицинских услуг.
Следовательно, вывод Комиссии Удмуртского УФАС России о нарушении Заказчиком Положения о закупках, а также Закона о закупках, Закона о защите конкуренции является обоснованным. Соответствующие доводы апеллятора, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению.
Ссылки заявителя на то, что оснований для продления срока подачи заявок не было, потому что изменений в извещение и документацию о запросе предложений не вносились, изменения были внесены в приказ N 253 от 15.06.2015 в части изменения состава комиссии, судом отклоняется.
Данное обстоятельство не имеет значения для оценки законности оспариваемого решения и предписания, поскольку извещение и документация о запросе предложений, размещенные на сайте 17.06.2015, были признаны заявителем недействующими.
24.06.2015 на сайте заявителем вновь размещены извещение, документация о запросе предложений по выбору специализированного медицинского учреждения на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников предприятия ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" в г. Ижевске в 2015 г. (извещение N 31502473486). Доказательств невозможности размещения на сайте 24.06.2015 одного приказа N 268 от 24.06.2015, без признания недействующими редакций извещения и документации о запросе предложений от 17.06.2015, заявителем не представлено.
Доводы заявителя о незаконности выданного предписания по причине неопределенности порядка его исполнения подлежат отклонению.
20.07.2015 ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" обратилось в Удмуртское УФАС России с заявлением о разъяснении предписания по делу N ТГ 08-02/2015-148Ж от 07.07.2015 (т.1 л.д.108). Определением от 22.07.2015 комиссия УФАС по УР разъяснила предписание от 07.07.2015 по делу N ТГ 08-02/2015-148Ж об устранении нарушений порядка организации проведения запроса предложений (т.1 л.д.105-106).
В определении от 22.07.2015 УФАС по УР указало, что при исполнении предписания от 07.07.2015, а также при осуществлении закупочной деятельности ОАО "Газпром газораспределение Ижевск" надлежит руководствоваться, в том числе Положением о закупках товаров, работ, услуг РОАО "Удмуртгаз", которым регламентирована процедура закупки путем проведения запроса предложений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение и предписание являются законными и обоснованными и основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Доказательств того, что оспариваемые решение и предписание нарушают права заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности не представлено, и из обстоятельств дела такое нарушение не усматривается.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апеллятора о нарушении антимонопольным органом порядка рассмотрения жалобы третьего лица.
По своей правовой природе закупка в виде запроса предложений является торгами (ст. 447 ГК РФ). Право антимонопольного органа на проведение проверки процедуры закупки предусмотрено ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Оснований для возврата жалобы, предусмотренных ч. 9 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, у антимонопольного органа не имелось. В силу ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Поскольку выявленное нарушение, допущенное заказчиком, в части ограничения срока подачи заявок на участие в запросе предложений неограниченному кругу потенциальных участников, с очевидностью свидетельствует о приведении и возможности приведения к ограничению числа потенциальных участников, в том числе лиц, ранее участвовавших в закупке, что является следствием несоблюдения требований к порядку проведения открытого запроса предложений (нарушение п.6.3.10 Положения о закупках РОАО "Удмуртгаз", ч.1 ст.2 ФЗ N 223-ФЗ), антимонопольный орган правомерно рассмотрел жалобу третьего лица в порядке главы 4 Закона о защите конкуренции, усмотрев при этом в действиях заказчика в том числе нарушение ч.1 ст.17 данного Федерального закона.
Обстоятельства рассматриваемых торгов подпадают под правовое регулирование главы 4 Закона о защите конкуренции, свидетельствуют об обоснованности жалобы учреждения о нарушении процедуры торгов, повлекшее, как установлено антимонопольным органом, нарушение конкуренции. Рассмотрение жалобы третьего лица по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции в данном случае не требуется. Ссылка апеллятора на письмо ФАС от 01.03.2012 N ИА/6011 несостоятельна, поскольку документ не носит нормативный характер.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При данных обстоятельствах решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2015 года по делу N А71-8173/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8173/2015
Истец: АО "Газпром газораспределение Ижевск"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: БУЗ "ГКБ N6 Министерства здравоохранения УР"