Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2016 г. N Ф08-1389/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
10 декабря 2015 г. |
дело N А32-7137/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Атман" - Юрченко Ю.В. по доверенности от 09.10.2015, Харин А.Н. по доверенности от 06.11.2015 N АТ-06112015-001,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атман"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2015 по делу N А32-7137/2015, принятое судьёй Тамахиным А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атман"
к администрации муниципального образования город Краснодар
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Атман" (далее - ООО "Атман", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация), в котором просило:
- признать не соответствующим законодательству РФ отказ администрации муниципального образования город Краснодар в выдаче разрешения на строительство, оформленный письмом от 25.02.2015 исх. N 29/559-1;
- обязать администрацию в течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу выдать ООО "Атман" разрешение на строительство объекта "Многоэтажная комплексная застройка по ул. Рождественская набережная в г. Краснодаре" Литер 1, Литер 2, Литер 3, Литер 4, надземный многоярусный паркинг вместимостью до 300 м/мест на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:0181, общей площадью 68 419 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка, расположенного в г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Рождественская набережная.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок, на котором предполагается осуществлять строительство, расположен в водоохраной зоне. Договором аренды земельного участка предусмотрено, что до начала строительства необходимо выполнить работы по строительству набережной с берегоукреплением и ливневой канализацией.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что в целях получения разрешения были представлены все необходимые и предусмотренные законом документы. Перечень оснований отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, отказ в выдаче разрешения помимо основания должен содержать и обоснование, раскрывающее причину и конкретные обстоятельства, послужившие основанием отказа. Оспариваемый отказ указанным требованиям закона не соответствует. Документальное подтверждение результатов публичных слушаний, явившихся одним из оснований для возражений администрации против выдачи разрешения, в деле отсутствует. Согласно градостроительному плану спорного земельного участка на нем возможно возведение многоэтажных жилых домов. Указанный градостроительный план выдан на основании Генерального плана муниципального образования город Краснодар и Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования Краснодар. Обстоятельствами, установленными по делу N А32-21739/2010 подтверждается, что обществом ведутся работы по берегоукреплению. Кроме того, в составе документации для получения разрешения на строительство обществом представлено положительное заключение экспертизы проектной документации, которым подтверждается, в том числе, соответствие проекта строительства градостроительному плану земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация муниципального образования город Краснодар не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, сославшись на то, что обществу отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, поскольку заявителем не представлена схема планировочной организации земельного участка, включающая работы по строительству берегоукрепления и набережной, а также отображающая зоны допустимого места размещения объектов капитального строительства.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Атман" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:0181, общая площадь 68 419 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка, расположен в г. Краснодаре, Западный внутригородской округ, ул. Рождественская набережная.
Земельный участок используется обществом на основании договора аренды земельного участка N 4300014932 от 13.07.2007, заключенного с администрацией муниципального образования город Краснодар в соответствии с протоколом заседания комиссии по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды для строительства на территории муниципального образования город Краснодар от 09.07.2007.
Согласно п. 4.1.4 договора аренды арендатор обязан обеспечить на указанном земельном участке строительство многоэтажных жилых домов, состоящих не менее чем из 1 500 квартир.
Имея намерение осуществить на указанном земельном участке строительство многоэтажных жилых домов, ООО "Атман" 16.02.2015 обратилось за получением муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" в муниципальное казенное учреждение муниципального образования г. Краснодар "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоэтажная комплексная застройка по ул. Рождественская набережная в г. Краснодаре", Литер 1, Литер 2, Литер 3, Литер 4, надземный многоярусный паркинг вместимостью до 300 м/мест.
Письмом Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 25.02.2015 исх. N 29/559-1 ООО "Атман" отказал в предоставлении муниципальной услуги. Основанием отказа в выдаче разрешения на строительство послужило непредставление документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 13 Градостроительного кодекса РФ, и несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Полагая, что указанный отказ в выдаче разрешения на строительство объекта нарушает права и законные интересы общества, ООО "Атман" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Перечень документов, представляемых для получения разрешения на строительство, предусмотрен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
В силу части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен порядок, согласно которому уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Как видно из письма от 25.05.2015 N 29/559-1, основанием отказа в выдаче разрешения на строительство послужило непредставление документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 13 Градостроительного кодекса РФ, и несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" статья 13 Градостроительного кодекса РФ утратила силу, суд обоснованно в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство оценил и проверил довод органа местного самоуправления о несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:43:00 00 000:0181 предоставлен обществу для осуществления строительства по итогам аукциона на основании договора аренды от 13.07.2007 (том 1, л.д. 8 - 14).
Согласно пунктам 4.1.4, 4.1.9 договора арендатор принял на себя обязательства по обеспечению строительства на указанном земельном участке многоквартирных жилых домов, состоящих не менее чем из 1 500 квартир, а также строительство набережной с берегоукреплением и ливневой канализации и других инженерных коммуникаций согласно проектной документации.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар 10.09.2014 на основании заявления ООО "АТМАН" и решения Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2014 по делу N А32-6071/2014 подготовлен градостроительный план земельного участка N RU23306000-00000000004054 (том 1, л.д. 28 - 34), утвержденный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 09.09.2014 N 6482.
Согласно градостроительному плану земельный участок расположен в водоохранной зоне р. Кубань (200 м), в береговой полосе водных объектов общего пользования (20 м). В соответствии с генеральной схемой инженерной защиты территории муниципального образования город Краснодар от воздействий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработанной ОАО ПИИ "Кубаньводпроект", земельный участок входит в границу затопления прорывной волны. Предельные параметры земельного участка и разрешенного строительства определяются проектом планировки с учетом водоохранных ограничений.
В составе иных показателей земельного участка в пункте 2.2.4 градостроительного плана установлено требование, согласно которому мероприятия по берегоукреплению, созданию системы защитных мероприятий, сокращающих водоохранную зону, предотвращению катастрофы затопления от прорывной волны должны предшествовать освоению земельного участка.
Таким образом, положениями градостроительного плана земельного участка прямо установлено, что вышеуказанные мероприятия должны быть выполнены и закончены до начала строительства, в том числе до получения разрешительных документов на строительство объектов капитального строительства на спорном земельном участке.
Соответствующая информация также предоставлена в письме от 23.03.2015 N 29/2506 (том 1, л.д. 174) заместителем директора Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, которым указано, что с учетом расположения земельного участка в водоохранной зоне реки Кубань и отсутствия в границах участка централизованной ливневой системы водоотведения и набережной, осуществление градостроительной деятельности на данной территории является преждевременной до проведения работ по строительству берегоукрепления и набережной.
Кроме того, судом установлено, что в рамках арбитражного дела N A32-21379/2010 по иску администрации муниципального образования город Краснодар к ООО "Атман" об освобождении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:0181 вступившим в законную силу судебным актом дана оценка письмам ОАО ПИИ "Кубаньводпроект" и ООО "НПЦ "Берегозащита" в отношении возможности строительства жилых домов до проведения работ по берегоукреплению спорного земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.04.2012 по делу N А32-21379/2010 установлено, что из письменных пояснений ОАО ПИИ "Кубаньводпроект" следует, что характер проектируемого укрепления правого берега р. Кубань в ЮМР (где расположен в том числе спорный земельный участок, предоставленный ответчику под строительство) путем его выравнивания было обусловлено структурой береговой линии правого берега, которая в натуре на данном участке имеет криволинейную, ломаную форму. Правый берег р. Кубань неустойчив в геологическом отношении, так как сложен легкоразмываемыми грунтами, что указывает на необходимость берегоукрепления реки. Спроектированное ОАО ПИИ "Кубаньводпроект" береговое укрепление было направлено на защиту исследуемой территории от затопления и размыва, путем выравнивания береговой линии р. Кубань для уменьшения искривления течения, что привело к увеличению площади земельного участка, предназначенного под строительство. При наличии данных обстоятельств, строительство жилых домов на спорном земельном участке, в районе правого берега р. Кубань, без предварительных работ по берегоукреплению, невозможно.
Согласно письму ООО "НПЦ "Берегозащита" от 21.10.2011 N 277, невыполнение берегоукрепительных работ на спорном земельном участке правого берега р. Кубань приведет к дальнейшему размыву берега на этом участке. Расположение высотных зданий даже на свайных фундаментах на расстоянии 5-10 м. от обрыва берега при высоте обрыва 6-10 м. создают опасность образования глубинных поверхностей скольжения с недопустимо низкими коэффициентами запаса устойчивости. При наличии глинистых прослоек грунта в рассматриваемом массиве и частых значительных колебаниях уровней воды до 5 м. указанные обстоятельства могут привести к возникновению необратимых деформаций домов, а также к смещению домов в сторону реки. Возникновение краевых размывов на участках примыкания берегоукрепительных сооружений с незащищенными участками берега неминуемо приведет к нарушению устойчивости сооружений на этих участках.
Работы по берегоукреплению входят в инженерную подготовку территории под жилищное строительство (таблица 32 приложения 3 Приказа Минрегиона РФ от 28.05.2010 N 260).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", в раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" входит обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод.
Таким образом, поскольку обществом не представлены доказательства выполнения работ по строительству берегоукрепления р. Кубань, представленный для получения разрешения на строительство проект не предусматривает выполнение соответствующих работ по берегоукреплению участка строительства, суд не усматривает оснований для признания незаконным отказа администрации муниципального образования город Краснодар в выдаче разрешения на строительство, оформленного письмом исх. N 29/559-1 от 25.02.2015.
Общество, в обоснование правомерности своих требований, указало, что в настоящем деле условия, исключающие начало строительных работ до завершения работ по строительству берегоукрепления, отсутствуют. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, подтверждается следующим. Во исполнение обязательства об обеспечении строительства берегоукрепления общество 01.08.2007 заключило с ООО "Центр-Югжилпромстрой" договор N 2 на выполнение работ "Берегоукрепление правого берега реки Кубань в южной части Юбилейного микрорайона г. Краснодара". По условиям договора ООО "Центр-Югжилпромстрой" приняло на себя обязательство выполнить работы согласно проекту, разработанному институтом "Кубаньводпроект" N 01018404-2019-01 "Берегоукрепление правого берега реки Кубань в южной части Юбилейного микрорайона г. Краснодара", по 5 и 6 пусковым комплексам общей протяженностью 225,46 м.
Вместе с тем согласно пункту 3.1.1 положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации, участок проектирования расположен в южной части Юбилейного жилого района г. Краснодара по ул. Рождественская набережная и представляет собой узкую полосу территории, вытянутую на 1 км вдоль правого берега реки Кубань.
Таким образом, протяженность участка проектирования строительства объектов капитального строительства превышает протяженность выполненных работ по берегоукреплению. Данный вывод также следует из представленной обществом схемы берегоукрепления.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2015 делу N А32-7137/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7137/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2016 г. N Ф08-1389/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Атаман", ООО "Атман"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Администрация МО г Краснодар