г. Челябинск |
|
11 декабря 2015 г. |
Дело N А34-2160/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 02.10.2015 по делу N А34-2160/2015 (судья Широков В.Л.).
Администрация города Кургана (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области (далее - ТУ Росимущества, ответчик), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (далее - УМВД, ответчик) о признании за муниципальным образованием город Курган права собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Курган, ул. Ленина, д. 4: в подвале: помещение N 11 - книгохранилище (25,8 кв. м), помещение N 12 - коридор (8,4 кв. м), помещение N 13 - книгохранилище (57,9 кв. м), помещение N 14 - подсобное (19,8 кв. м), помещение N 15 - коридор (5,1 кв. м), помещение N 17 - подсобное (6,1 кв. м), помещение N 18 - книгохранилище (66,8 кв. м); на 1 этаже: помещение N 13 - кабинет (12,3 кв. м), помещение N 14 - кабинет (8,0 кв. м), помещение N 15 - коридор (27,3 кв. м), помещение N 16 - кабинет (9,4 кв. м), помещение N 17 - читальный зал (60,4 кв. м), помещение N 18 - читальный зал (85,4 кв. м), помещение N 19 - коридор (27,8 кв. м), помещение N 20 - кабинет (20,3 кв. м), помещение N 21 - читальный зал (93,6 кв. м), помещение N 22 - читальный зал (27,1 кв. м), помещение N 23 - читальный зал (31,0 кв. м), помещение N 24 - коридор (15,3 кв. м), помещение N 25 - санузел (2,2 кв. м), помещение N 26 - санузел (1,7 кв. м), помещение N 27 - санузел (8,4 кв. м), помещение N 28 - санузел (3,0 кв. м), помещение N 29 - подсобное (15,4 кв. м), помещение N 30 - коридор (38,6 кв. м), помещение N 31 - коридор (7,1 кв. м) (с учётом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 2, л. д. 32-35).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение культуры "Библиотечная информационная система города Кургана" (далее также - МБУК "БИС г. Кургана", третье лицо), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее также - третье лицо), Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее также - третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.10.2015 (резолютивная часть объявлена 15.09.2015) исковые требования истца удовлетворены в полном объёме.
С вынесенным решением не согласились УМВД и ТУ Росимущества и обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе УМВД (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. Так, УМВД указывает, что при размещении в одном здании совместно с подразделениями полиции сторонних организаций органы внутренних дел лишены возможности в полном объеме реализовать требования действующего законодательства в области антитеррористической защищенности. Библиотека является организацией, за услугами которой обращается неограниченное количество граждан, жизнь и здоровье которых подвергается угрозе при посещении библиотеки, располагающейся в здании совместно с подразделениями органов внутренних дел.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества (далее также - податель жалобы) также просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права. Так, ТУ Росимущества отмечает, что суд не указал на основании чего возникло право собственности муниципального образовании на спорные помещения. При этом протокол заседания Исполнительного комитета Курганского городского совета депутатов трудящихся от 16.10.1968 N 25 не является правоустанавливающим документом, поскольку не содержит указания на передачу помещений, занимаемых библиотекой, в муниципальную собственность города Кургана. Следовательно, вывод суда о возникновении права муниципальной собственности истца на спорное имущество не подтвержден соответствующими доказательствами. Вывод суда о возникновении указанного права на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) является неверным, так как согласно пункту 5 данного постановления оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, при этом документы, свидетельствующие о соблюдении установленного порядка передачи неразграниченного государственного имущества в муниципальную собственность, истцом не представлены. Имеющиеся в материалах дела документы содержат противоречивые сведения о площади и местонахождении занимаемых библиотекой помещений и не подтверждают факт ее расположения в спорных помещениях по состоянию на 27.12.1991. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 раздела II приложения N 1 к постановлению N 3020-1 имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел относится исключительно к федеральной собственности.
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 10.11.2015 судебное разбирательство было отложено до 08.12.2015.
На основании определения заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в составе суда в соответствии с нормами частей 3 и 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена: судья Ермолаева Л.П. заменена на судью Суспицину Л.А.
Ввиду замены в составе суда в соответствии с частью 5 указанной статьи судебное разбирательство начато с начала.
От Администрации и МБУК "БИС г. Кургана" поступили письменные возражения на апелляционные жалобы, в которых указано на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. До начала судебного заседания от Администрации и УМВД поступили ходатайства о проведении судебного заседания без участия их представителей. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из архивной справки от 04.03.2015 N 492-т, выданной государственным казенным учреждением "Государственный архив Курганской области", в документах архивного фонда Курганского городского Совета народных депутатов (в 1936-1977 года - Курганский городской Совет депутатов трудящихся) и его Исполнительного комитета имеется протокол заседания Исполнительного комитета Курганского городского Совета депутатов трудящихся от 16.10.1968 N 25, согласно которому было принято решение об отводе земельного участка площадью 0,2 га управлению охраны общественного порядка Курганского облисполкома для строительства учебного пункта на 100 человек в Центральном районе города за счет домовладения N 6 по ул. Ленина со сносом жилого дома и надворных построек, а также контрольно-пропускного пункта УООП по ул. Ленина N 4 и библиотеки им. Островского по ул. Ленина N 8 (т. 1, л.д. 11).
Подпунктом "в" пункта 3 указанного протокола на УООП облисполкома была возложена обязанность на площади первого этажа разместить библиотеку им. Островского.
Согласно справкам УМВД от 14.09.2015 N 11/1013, от 09.09.2015 N 11/1002, от 08.09.2015 N 11/996 акт ввода в эксплуатацию объекта "Учебный центр УВД Курганской области по адресу: г. Курган, ул. Ленина, 4" отсутствует (т. 2, л. д. 45, 46, 48).
В соответствии со справкой Курганского городского бюро технической инвентаризации от 05.04.1978 детская библиотека, расположенная в здании N 8 по ул. Ленина, принадлежащем Облуправлению УВД, занимает площадь первого этажа - 492,8 кв. м, подвала - 361,9 кв. м, всего - 854,7 кв. м (т. 1, л. д. 12).
22 июля 2008 года на основании распоряжения Департамента государственного имущества, промышленной политики и потребительского рынка Администрации Курганской области от 25.03.1999 N 30 и распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области от 11.10.2007 N 1680 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на административное здание, расположенное по адресу: г. Курган, ул. Ленина, д. 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.07.2008 серии 45 АБ N 256691 (т. 1, л. д. 93).
Распоряжением ТУ Росимущества от 04.08.2009 N 573 предписано изъять из оперативного управления Государственного образовательного учреждения "Учебный центр Управления внутренних дел по Курганской области" и закрепить на праве оперативного управления за Управлением внутренних дел по Курганской области федеральное имущество согласно приложениям N N 1-3 к распоряжению (т. 1, л. д. 94, 95).
В перечень объектов недвижимости, передаваемых с баланса Государственного образовательного учреждения "Учебный центр Управления внутренних дел по Курганской области" на баланс Управления внутренних дел по Курганской области, вошло и административное здание по ул. Ленина, 4 в г. Кургане (приложение N 1 к распоряжению от 04.08.2009 N 573, т. 1, л. д.96).
На основании указанного распоряжения за УМВД зарегистрировано право оперативного управления на административное здание по ул. Ленина, 4 в г. Кургане, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.07.2011 серии 45 АА N 260926 (т. 1, л. д. 157).
Согласно техническому паспорту по состоянию на 27.08.2015 (поэтажному плану и экспликации) детская библиотека им. Островского занимает следующие помещения, расположенные по адресу: г. Курган, ул. Ленина, 4: в подвале: помещение N 11, книгохранилище, площадью 25,8 кв. м; помещение N 12, коридор, площадью 8,4 кв. м; помещение N 13, книгохранилище, площадью 57,9 кв. м; помещение N 14, подсобное; площадью 19,8 кв. м; помещение N 15, коридор, площадью 5,1 кв. м; помещение N 17, подсобное, площадью 6,1 кв. м; помещение N 18, книгохранилище, площадью 66,8 кв. м; на 1 этаже: помещение N 13, кабинет, площадью 12,3 кв. м; помещение N 14, кабинет, площадью 8,0 кв. м; помещение N 15, коридор, площадью 27,3 кв. м; помещение N 16, кабинет, площадью 9,4 кв. м; помещение N 17, читальный зал, площадью 60,4 кв. м; помещение N 18, читальный зал, площадью 85,4 кв. м; помещение N 19, коридор, площадью 27,8 кв. м; помещение N 20, кабинет, площадью 20,3 кв. м; помещение N 21, читальный зал, площадью 93,6 кв. м; помещение N 22, читальный зал, площадью 27,1 кв. м; помещение N 23, читальный зал, площадью 31,0 кв. м; помещение N 24, коридор, площадью 15,3 кв. м; помещение N 25, санузел, площадью 2.2 кв. м; помещение N 26, санузел, площадью 1,7 кв. м; помещение N 27, санузел, площадью 8,4 кв. м; помещение N 28, санузел, площадью 3,0 кв. м; помещение N 29, подсобное, площадью 15,4 кв. м; помещение N 30, коридор, площадью 38,6 кв. м; помещение N 31, коридор, площадью 7,1 кв. м (т. 2, л. д. 36-43).
Указанные данные соответствуют данным, содержащимся также в техническом паспорте по состоянию на 29.06.2007 (т. 1, л. д. 159-180), а также по состоянию на 12.01.1987 (т. 2, л. д. 7-24).
Также в материалы дела представлены отчеты массовой библиотеки за 1979, 1981, 1990, 1991 годы, телефонный справочник за 1982 год, путеводитель по г. Кургану за 1988 год, подтверждающие расположение библиотеки по адресу: г. Курган, ул. Ленина, 4 (т. 1, л. д. 122-129, т. 2, л. д. 52, 53).
Администрация, ссылаясь на то, что с момента ввода в эксплуатацию здания и до настоящего времени спорные нежилые помещения используются для размещения библиотеки, обратилась в арбитражный суд с иском о признании права собственности муниципального образования на данные помещения.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что право муниципальной собственности на спорные помещения возникло на основании постановления N 3020-1 в силу прямого указания закона по той причине, что как на момент разграничения государственной собственности, так и в последующее время спорные помещения занимала библиотека.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, среди прочего, путем признания права.
По иску о признании права собственности истец должен доказать наличие оснований приобретения такого права. Признание права как вещно-правовой способ защиты является требованием об установлении факта принадлежности спорного имущества истцу на праве собственности.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск о признании права относится к искам о правах на недвижимое имущество.
В абзаце 2 пункта 52 указанного постановления отмечено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из разъяснений, приведенных в пунктах 58, 59 указанного постановления, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности, представив доказательства возникновения у него соответствующего права, и в тех случаях, когда права в отношении спорного имущества не были зарегистрированы и возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 2 постановления N 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абзаца 4 пункта 2 приложения N 3 к указанному постановлению учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта относятся к объектам муниципальной собственности.
В настоящем случае из материалов дела следует, что в спорных помещениях как на момент разграничения государственной собственности, так и в последующее время была расположена библиотека.
Указанное подтверждается справкой Курганского городского бюро технической инвентаризации от 05.04.1978, техническими паспортам по состоянию на 27.08.2015, на 29.06.2007, на 12.01.1987, отчетами массовой библиотеки за 1979, 1981, 1990, 1991 годы, телефонным справочником за 1982 год, путеводителем по г. Кургану за 1988 год, договорами на обслуживание спорных помещений, заключенными МБУК "БИС г. Кургана" (т. 1, л. д. 50-75).
Также перечень помещений, в которых располагалась библиотека, в ходе рассмотрения спора ответчики не опровергли, соответствующие доказательства не представили.
Доказательства того, что спорное имущество в установленном законодательством порядке выбыло из состава муниципальной собственности и возникшее в силу закона право муниципальной собственности на него прекратилось, отсутствуют.
Соответственно, не может быть принят довод ТУ Росимущества о том, что истец не доказал возникновение права муниципальной собственности на спорные помещения.
Кроме того, из протокола заседания Исполнительного комитета Курганского городского Совета депутатов трудящихся от 16.10.1968 N 25 следует, что строительство, в том числе библиотеки, по ул. Ленина N 4 предполагалось изначально в одном здании с учебным пунктом управления охраны общественного порядка Курганского облисполкома.
Доказательства того, что здание по ул. Ленина N 4 было возведено исключительно для цели размещения в нем учебного пункта управления охраны общественного порядка Курганского облисполкома и за счет средств соответствующего ведомства, в материалы дела ответчиками не представлены.
Следовательно, к спорной ситуации не может быть применен пункт 2 раздела II приложения N 1 к постановлению N 3020-1, на который ссылается ТУ Росимущества.
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, в связи с чем могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Ввиду указанного не может быть принят и довод ТУ Росимущества о том, что истцом не представлены документы, свидетельствующие о соблюдении установленного порядка передачи неразграниченного государственного имущества в муниципальную собственность.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе УМВД, не опровергают изложенное выше и не доказывают отсутствие права муниципальной собственности на спорное имущество.
На основании указанного доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 02.10.2015 по делу N А34-2160/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2160/2015
Истец: Администрация города Кургана
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Крганской области, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, МБУК "Библиотечная информационная система города Кургана", Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Курганской области