г.Москва |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А40-142742/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.12.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
судей: Лящевского И.С., Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровым А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Брянской городской администрации
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.09.2015 по делу N А40-142742/14, принятое судьей Буниной О.П. (шифр 60-1220)
по иску Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574, 241050, г.Брянск, пр.Ленина, д.35)
к Министерству финансов РФ (ОГРН 10377390856360, 109097, г.Москва, ул.Ильинка, д.9)
третье лицо: Финансовое управление Брянской городской администрации
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование "город Брянск" в лице Брянской городской администрации обратилось в суд с иском с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Финансового управления Брянской городской администрации к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 1 586 000 руб. убытков; 1 000 руб. судебных издержек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.09.2015 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы от 04.09.2015, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Истец, ответчик, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь ст.ст.123, 156 АПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 04.09.2015 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Советского районного суда г.Брянска от 13.05.2011 по делу N 2-3447(2011), вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования Прокурора Фокинского района г.Брянска в защиту интересов Володиной Владиславы Владимировны к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий.
Согласно вышеуказанному решению Брянской городской администрации надлежит предоставить Володиной Владиславе Владимировне, 26.11.2003 года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте г.Брянска.
Советский районный суд г.Брянска установил, что Володина В.В., 26.11.2003 года рождения, относится к категории детей-инвалидов, страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Из содержания решения Советского районного суда г.Брянска от 13.05.2011 по делу N 2-3447(2011) следует, что на основании распоряжения Фокинской районной администрации г.Брянска от 11.05.2010 N 157-р Володина В.В. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
Поскольку судом, установлено, что проживание несовершеннолетней в указанном в решении жилом помещении создает угрозу как для самой Володиной В.В., так и для окружающих, на момент рассмотрения спора судом жилое помещение по договору социального найма Володиной В.В. как лицу, страдающему хроническим заболеванием, предоставлено не было, Советский районный суд г.Брянска решением от 13.05.2011 по делу N 2-3447(2011) удовлетворил требования.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела установил, что постановлением Брянской городской администрации от 14.05.2012 N 1054-П распределена освободившаяся двухкомнатная квартира N 64, общей площадью 48,2кв.м., в жилом доме N 10/4 по проспекту Московскому, в Фокинском районе города Брянска Фокинской районной администрации города Брянска на список внеочередного предоставления жилья - Володиной Виктории Владимировне на состав семьи 3 человека, в том числе: дочь - Володина Владислава Владимировна, 2003 года рождения, дочь - Володина Валерия Владимировна, 2002 года рождения, в дополнение к имеющейся собственности 17,4кв.м. общей площади жилого помещения по адресу: г.Брянск, проспект Московский, д.81, корп.2, кв.77.
Фокинской районной администрации города Брянска поручено заключить с Володиной В.В. договор социального найма жилого помещения на территории города Брянска на квартиру в установленном порядке.
Распоряжением Фокинской районной администрации города Брянска от 21.05.2012 N 190-р в соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 14.05.2012 N 1054-П предоставлено по договору социального найма отдельная двухкомнатная квартира N 64 в жилом доме N 10/4 по проспекту Московскому, общей площадью 48,2кв.м., Володиной Виктории Владимировне на состав семьи три человека.
По договору социального найма жилого помещения на территории города Брянска от 18.06.2012 N 92 наймодатель - Фокинская районная администрация г. Брянска передал нанимателю - Володиной Виктории Владимировне и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в отдельной квартире, общей площадью 48,2кв.м., по адресу: проспект Московский, д.10/4, квартира 64, для проживания в нем.
Согласно выписке из постановления Брянской городской администрации от 29.11.2012 N 3011-зп квартира по адресу: пр-т Московский, 10/4-64, общая площадь 48,1к.в.м., жилая площадь 28кв.м., передана в собственность Володиной Валерии Владимировне, Володиной Виктории Владимировне, Володиной Владиславе Владимировне, доля каждого в праве собственности составляет 1/3.
В соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности города Брянска от 01.04.2014 N 29/09 2232 объект учета, расположенный по адресу: город Брянск, Фокинский район, проспект Московский, дом 10/4, квартира 64, включен в реестр муниципального жилищного фонда города Брянска. Реестровый номер - 01562/0013.
Основанием для включения в реестр муниципального жилищного фонда города Брянска данного объекта является свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Брянск" от 21.09.2012 32-АЖ N 169347.
Объект исключен из реестра 11.11.2012 в связи с приватизацией.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателями спорного объекта значатся Володина Владислава Владимировна, Володина Валерия Владимировна, Володина Виктория Владимировна.
Ограничений (обременений) права не зарегистрировано.
В результате проведенной на основании договора от 23.06.2014 между Брянской городской администрацией (заказчик) и ООО "Бизнес Фаворит" (исполнитель) оценки рыночной стоимости объекта оценки - квартиры общей площадью 48,2кв.м., расположенной по адресу: Брянская область, г.Брянск, проспект Московский, д.10/4, 4 кв. 64, итоговое значение рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 27.06.2014 составило 1 586 000 руб., что отражено в отчете ООО "Бизнес Фаворит" N 111-06/14 Н.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Брянская городская администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений нуждающимся гражданам, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы истца на исполнение названных полномочий не компенсировал, в связи с чем, бюджету муниципального образования причинены убытки, которые подлежат взысканию с ответчика на основании ст.15 Гражданского кодекса РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
При этом для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав.
Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
В силу ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (ст.1071 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п.10 совместного Постановления от 01.07.1996 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (ч.2 ст.15 Гражданского кодекса РФ).
Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно преамбуле указанного закона предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено понятие социальной защиты инвалидов для целей реализации закона.
Понятие "социальная защита инвалидов" включает в себя систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При этом под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ч.1 ст.125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов, в том числе социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Положениями ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 указанного Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем только инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
В силу ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Размер субвенций определяется ежегодно и устанавливается соответствующим нормативным правовым актом (Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; Федеральный закон от 30.11.2011 N 31-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"; Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов").
В материалы дела не представлено доказательств того, что от субъекта Российской Федерации - Брянской области поступали претензии относительно непоступления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Согласно п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В силу п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ перечне.
В данном случае у гражданина возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку он страдает хронической формой заболевания, предусмотренного п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, и которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Согласно решению Советского районного суда г.Брянска от 13.05.2011 по делу N 2-3447(2011) жилое помещение предоставляется органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
В соответствии с положениями ст.14 (ч.1) и 19 (п.3 ч.2) Жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
Согласно Закону Брянской области от 05.07.2012 N 44-З "Об исполнении областного бюджета за 2011 год", Закону Брянской области от 06.07.2013 N 50-З "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" бюджетами поселений Брянской области выделялись соответствующие бюджетные средства.
Частью 2 ст.49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексе порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 кодекса перечне.
В рассматриваемом случае обязательства возникли после 01.01.2005, источник финансирования затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 гражданам-инвалидам и приравненным к ним категориям граждан, четко определен ст.17 и 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п.24 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Такие затраты являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции верно установил, что истцом не представлено доказательств незаконного бездействия Российской Федерации либо конкретных органов государственной власти, признанного таковым в установленном законом порядке.
Принимая во внимание вышеизложенное, обстоятельства дела, отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих несение истцом убытков в результате действий (бездействия) ответчика, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения заявленных требований, отказав в иске в полном объеме.
Истцом также заявлено о взыскании судебных издержек в размере 1 000 руб., представляющих собой стоимость составления отчета об оценке рыночной стоимости жилого помещения.
В силу положений ст.106 Арбитражного процессуального кодекса РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно положениям ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку судом первой инстанции обоснованно отказано истцу в удовлетворении заявленных требований, заявление о взыскании судебных издержек также не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, согласно которым принятое судом решение вынесено с нарушением действующего законодательства, несостоятельны, основаны на неверном толковании истцом норм права, и отклоняются апелляционной инстанцией ввиду следующего.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, обоснованно исходил из того, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно преамбуле названного Закона предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено понятие социальной защиты инвалидов для целей реализации закона.
Понятие "социальная защита инвалидов" включает в себя систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При этом под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 указанного Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.24 ст.26.3 названного Закона решение вопросов, в том числе, социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Ссылка истца на Постановление Конституционного суда РФ от 24.12.2013 N 30-П необоснованна и отклоняется ввиду следующего.
В Постановлении Конституционного суда РФ от 24.12.2013 указано, что по смыслу ст.40, 41, 71 (п. "в"), 72 (п. "б", "ж", "к" ч.1) и 76 (ч.2 и 5) Конституции Российской Федерации, предполагается, что если в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов установленное федеральным законом конкретное полномочие не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), и не передано им для осуществления, по общему правилу, за счет субвенций из федерального бюджета, то такое полномочие принадлежит органам государственной власти Российской Федерации.
Но согласно п.24 ст.26.3 Федерального закона N 184-ФЗ решение вопросов, в том числе, социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указанный пункт не оспорен, не признан противоречащим Конституции РФ и не отменен в порядке нормоконтроля.
В связи с чем довод заявителя жалобы, согласно которому указание на п.24 ст.26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не может расцениваться как надлежащая передача Российской Федерацией данного полномочия для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, несостоятелен.
Таким образом, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Приведенными выше нормами действующего законодательства четко определен источник финансирования затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 гражданам-инвалидам и приравненным к ним категориям граждан льгот, - такие затраты являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Отнесение их к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит ст.84 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно ст.28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Размер субвенций определяется ежегодно и устанавливается соответствующим нормативным правовым актом (Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"; Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"; Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2013 и 2014 годов").
Российской Федерацией обязанность по перечислению субвенций в отношении Брянской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ исполнена в полном объеме, претензии относительно не поступления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью от субъекта Российской Федерации - Брянской области не поступали.
Порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Брянской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств, определен Законом Брянской области от 25.03.2010 N 25-З "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Брянской области".
Данным Законом определено понятие субвенций, как средств областного бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов на строительство или приобретение жилых помещений и предоставление их по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Исходя из вышеизложенного, у Российской Федерации отсутствуют обязанности по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, ставших на учет с 01.01.2005 и обязанности по выделению соответствующих субвенций.
Лицо, требующее возмещения убытков, в соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ должно доказать факт причинения убытков и их размер, неправомерность действий (бездействия) причинителя вреда, наличие вины, а также причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями.
Удовлетворение иска возможно при доказанности совокупности указанных элементов ответственности.
На основании вышеизложенного следует, что у истца отсутствует право требования возмещения убытков с Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что оснований для удовлетворения требования о взыскании за счет казны Российской Федерации 1 586 000 руб. убытков не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы Брянской городской администрации, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда от 04.09.2015.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.09.2015 по делу N А40-142742/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Брянской городской администрации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142742/2014
Истец: МО город Брянск в лице Брянской городской администрации, Муниципальное образование "город Брянск" в лице Брянской городской администрации
Ответчик: Министерство финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Финансовое управление Брянской городской администрации